ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА. ЧАСТЬ 2

Кириллова Анастасия Викторовна1, Авагян Татевик Аваговна1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, магистрант, 2 курс кафедра психологии

Аннотация
Полученные данные могут быть использованы в практике работы психолога с подростками, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, изучения и развития их коммуникативной компетентности.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Кириллова А.В., Авагян Т.А. Особенности социальной компетентности подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. Часть 2 // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/10/24408 (дата обращения: 22.02.2024).

Научный руководитель: Юшачкова Татьяна Борисовна

доцент, кандидат психологических наук

Сиротство в России является одной из самых главных проблем государства. Анализ педагогической практики показывает, что разработка отдельных мероприятий в этом направлении, не затрагивающих глубинных причин явления, оказывается малоэффективной, а отсутствие авторских вариативных моделей организации жизнедеятельности детей в условиях детского дома, созданных силами педагогического коллектива, затрудняет решение задач их успешной социализации. Именно поэтому так актуальна проблема социальной компетентности подростков, воспитывающихся в школах-интернатах и детских домах.

У некоторых авторов встречаются похожие трактовки этого понятия. Например, О. П. Николаев полагает, что важной стороной социальной компетентности является моральная и правовая зрелость личности.

А. В. Брушлинский рассматривает социальную компетентность как развитие и интеграцию психологических и социально-психологических проблем социального познания, социальных представлений, социальной логики, памяти, чувств и т. д.

В определении С. А. Учуровой, «социальная компетентность – это базисная, интегральная характеристика личности, отражающая ее достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающая полноценное овладение социальной реальностью и дающая возможность эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и ценностями».

Главным итогом прохождения по психосоциальной линии развития должна являться психосоциальная зрелость, которая достигается в юношеском возрасте, но закладывается в подростковом.

В целом на этом возрастном этапе происходит становления собственных принципов поведения, основанных на складывающемся мировоззрении. Этот процесс идет неровно, с существенными отклонениями от средних темпов, зависящими, с одной стороны, от индивидуальных особенностей самоопределения, с другой – от социальной ситуации развития ребенка, среды, в которой живет ребенок, от его положения в семье и среде сверстников.

Для подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, успешное прохождение этого периода жизни осложняется пребыванием в таких учреждениях, в которых формируется особый тип личности с характерными особенностями, мешающими становлению социально компетентной личности. К ним относят, во-первых, ситуативность и наглядность мышления, при преобладании словесного мышления (вербального) над невербальным, слабая выраженность познавательной потребности. Во-вторых, узость и бедность мотивов и сильная привязанность к конкретной ситуации. В-третьих, возникает потребность в постоянном пошаговом внешнем контроле. В-четвертых, временная перспектива ориентирована в основном на настоящее. В-пятых, построение общения на недоверии к людям, деструктивной агрессии в разрешении конфликтов, зависимости. В-шестых, ситуативность в поведении. В-седьмых, бедность и однообразность мотивационно-потребностной сферы. В-восьмых, негативная Я-концепция, отрицательный образ Я, низкий уровень самоуважения. В-девятых, эмоциональная бедность, тревожность, агрессивность. В-десятых, искаженное представление о социальных ролях.

По проблеме рассмотрения социальной компетентности у подростков, воспитывающихся в учреждении интернатного типа, нами было проведено исследование. В нём принимали участие 41 подросток, воспитывающийся в МОУ «Школа-интернат «Семья» г. Магнитогорска, из них 23 девочки и 18 мальчиков в возрасте 13-14 лет.

Полученные результаты позволили установить следующее:

Большинство испытуемых являются экстерналами.  Это свидетельствует о том, что большинство опрошенных подростков имеют слабую мотивацию, они склонны к конформизму, а также очень зависят от других людей и их мнения.

Среди терминальных ценностей опрошенные подростки на первые места ставят материально обеспеченную жизнь, наличие хороших и верных друзей, познание и общественное признание, а на второй план – активную деятельностную жизнь, жизненную мудрость, здоровье, творчество, уверенность в себе.  Среди инструментальных ценностей наиболее предпочитаемыми оказывались непримиримость к недостаткам в себе и других, образованность, ответственность, рационализм и жизнерадостность, а на последних местах оказались чуткость, эффективность в делах, широта взглядов, высокие запросы и воспитанность. В группе испытуемых преобладает зависимый стиль поведения.

Чем больше направленность к совершению действия индивидом вовне, тем вероятнее повышения уверенность в себе, склонности к подчинению внешним воздействиям. Чем больше у индивида проявляются качества экстернала, тем больше он зависит от мнения окружающих. Чем больше проявление у подростков интернального поведения, тем более они склонны быть независимыми, ориентированными на успех, на получение больше информации для контроля собственной среды.  У подростков с интернальным локусом контроля повышается самоценность, т.е. склонность воспринимать себя как индивидуальность и высоко ценить собственную неповторимость.

Все вышесказанное говорит нам о том, что подростки, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, имеют низкий уровень сформированности индивидуально-личностного компонента социальной компетентности.

Полученные данные могут быть использованы в практике работы психолога с подростками, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, изучения и развития их коммуникативной компетентности.



Все статьи автора «Кириллова Анастасия Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: