Управление в социальной сфере, в том числе в здравоохранении, связано с реализацией управленческих функций субъекта с учетом состояния объекта и влияния на него путем исследования факторов влияния внешней и внутренней среды [1].
Целью исследования является выявление резервов экономической деятельности и повышение эффективности использования ресурсов при анализе внутренней среды медицинской организации с учетом имеющихся документов, регулирующих его деятельность и формирующих условия внешней среды [2,3].
Бюджетное учреждение выполняет государственное задание по реализации объемов медицинской помощи, которое формируется и утверждается Учредителем. Источники финансирования учреждения: средства, заработанные в системе обязательного медицинского страхования и доходы от оказания платных и иных медицинских услуг. Численность обслуживаемого населения 92 696 человек. Плановая мощность медицинского учреждения рассчитана на 410 посещений в смену, фактическая – 1252 посещения в смену.
Целями деятельности учреждения являются оказание высококвалифицированной лечебно-диагностической и профилактической медицинской помощи взрослому населению в амбулаторно-поликлинических условиях в соответствии со стандартами диагностики и лечения.
В ходе данного исследования был выполнен анализ использования финансовых, трудовых ресурсов и финансовый анализ деятельности медицинского учреждения. Расчет потребности в штате медицинского персонала поликлиники, произведен согласно Порядкам оказания медицинской помощи по состоянию на 01.01.2015 г. Численность медицинских работников организации в 2015 году по сравнению с 2014 и 2013 годами остается практически неизменной. Укомплектованность штатами в 2015 году составила 70,1 % , увеличилась на 3,1 %; по сравнению с 2014 и 2013 годами.
В среднем по поликлинике коэффициент совместительства равен 1,5. Происходит увеличение количества квалифицированных специалистов в результате непрерывного процесса обучения, повышения квалификации медицинских работников.
Уровень средней заработной платы работников учреждения, необходимый для реализации в 2014 году Указа Президента РФ от 07.05.2012г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» составил по врачам на 107,9%, по среднему медицинскому персоналу – 122,9 %, по младшему медицинскому персоналу – 108 %. Перевыполнение плана по уровню оплаты труда сложилось из-за внутреннего совместительства кадров, за счет средств по выполнению дополнительной диспансеризации определенных групп взрослого населения и привлечения средств от платных медицинских услуг. Затраты на заработную плату административно-управленческого персонала составили 15 % от общего объема средств (за 5 месяцев 2015 ФОТ составил 50 323 282 руб., в том числе расходы на оплату труда административно-управленческого и прочего персонала- 7 619 471руб.)
Оплата труда работников поликлиники производится из нескольких источников: средства, заработанные в системе ОМС и средства, полученные от предпринимательской деятельности. Заработная плата работников за вышеуказанный период увеличилась у врачей на 21 %, у среднего медицинского персонала на16 %. Заработок младшего медицинского персонала в среднем повысился на 25%, у прочего персонала – на 4 %. По категории «руководители» в результате проведения мероприятий по оптимизации фонда оплаты труда заработная плата уменьшилась на 22 %. В среднем по учреждению уровень заработной платы работников увеличился на 11 %.
Анализ основных показателей работы учреждения в системе ОМС за 2014 год на основании плановых и отчетных показателей выполнения государственного задания по амбулаторно-поликлинической помощи показал, что амбулаторно-поликлинические посещения выполнены в объеме 569 104 посещения, помощь оказанная в условиях дневного стационара составила 8 477 пациенто-дней .
Таким образом, годовой план в системе ОМС за 2014 год выполнен поликлиникой на 97 %. При этом функция врачебной должности на 1 врача (физическое лицо) в2014 г. в среднем по поликлинике составила 4552 посещения.
Данные для анализа на основании актов медико-экономического контроля и экспертизы качества медицинской помощи с учетом невыполнения утвержденных объемов за 2014 год свидетельствуют о высоких потерях (60%) лечебно-профилактического учреждения при оказании медицинской помощи, оказываемой в системе ОМС. При этом выявлены их причины: дублирование случаев оказания медицинской помощи в одном реестре, включение в реестр счетов амбулаторной помощи в период пребывания застрахованного лица в стационаре, повторное посещение врача одной и той же организации в один и тот же день, несоответствие данных о пациенте, не предоставление первичной медицинской документации подтверждающей факт оказания медицинской помощи, несоответствие данных первичной медицинской документации данным реестра счета.
Анализ финансовых показателей проведен в разрезе источников: ОМС и от приносящей доход деятельности показал, что доходы по ОМС и доходы от оказания платных медицинских услуг составляют 99,96 % в структуре доходов учреждения.
Результаты анализа показали, что главным образом расходы поликлиники производятся в рамках ОМС (91,4 %), расходы от приносящей доход деятельности составляют 8,4%; расходы на иные цели – 0,2 %. При этом в структуре расходов преобладают расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда – 85,9 %.
В ходе исследования с помощью SWOT-анализа проанализированы внутренние и внешние факторы влияния на деятельность организации, сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Сильными сторонами организации считаются: квалифицированные и работоспособные кадры, растущее количество прикрепленного населения на оказываемые поликлиникой виды услуг.
Слабые стороны организации: недостаток в количестве кадров, «стареющие» кадры, недостаточное материально-техническое оснащение. В качестве угроз выступают: возможность появления новых конкурентов со стороны частных медицинских клиник, повышение цен у поставщиков и возрастающие издержки на оказание медицинских услуг, при большом количестве конкурентов со стороны частных медицинских организаций и в результате снижение доходов от оказания платных медицинских услуг.
В ходе анализа выявлены следующие возможности медицинской организации: при имеющемся кадровом, материальном, финансовом потенциале растет спрос на оказываемые медицинские услуги и увеличивается объем оказания амбулаторно-поликлинической помощи в рамках ОМС.
В области эффективного управления ресурсами перед учреждением стоят задачи по повышению качества и доступности медицинской помощи, снижению потерь при использовании ресурсов. Миссия организации – оказание качественной и доступной медицинской помощи взрослому населению на основе современных диагностических, лечебных и профилактических мероприятий в условиях максимального комфорта и понимания. Поэтому в рамках данного исследования была выбрана следующая стратегическая цель: повысить эффективность деятельности организации путем обеспечения доступности и своевременности оказания качественной медицинской помощи к 31.12.2016 г.
В рамках заявленной цели необходимо:
- повести анализ сумм по результатам МЭК, МЭЭ, ЭКМП, из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС за 6 месяцев2015 г.;
- провести обучение персонала с указанием наиболее типичных ошибок медицинского персонала, осуществляемых при формировании реестра за отчетный месяц;
- разработать дополнительные критерии материального стимулирования с целью привлечения молодых специалистов;
- разработать мероприятия нематериального стимулирования с целью повышения престижности профессии и привлечения молодых специалистов;
- провести обучение персонала поликлиники пациенто ориентированному сервису, основам психологии, конфликтологии;
- провести хронометраж рабочего времени персонала. участвующего в оказании платных медицинских услуг;
- перевести врачей-терапевтов участковых и медицинских сестер врачей-терапевтов участковых из основного корпуса поликлиники в филиал и организовать работу по совместительству медицинских работников кабинета профмедосмотра в рамках ОМС;
- обеспечить разделение потоков пациентов обращающихся за предоставлением платных медицинских услуг и услуг по ПГГ оказания бесплатной медицинской помощи и информирование населения о «новом» режиме работы кабинета.
В условиях острой нехватки ресурсов в отрасли здравоохранения отсутствует многоуровневая система оценки и обеспечения эффективности использования ресурсов здравоохранения. В то же время ослабление управленческой базы, в частности плановой функции, предопределяет и снижение уровня личной ответственности руководителей органов и учреждений здравоохранения за конечные результаты деятельности. В связи с этим большое значение приобретает анализ организации и управления системой здравоохранения с целью ее совершенствования с учетом социально-экономических условий, состояния здоровья населения и его тенденций, ресурсного обеспечения и других факторов на региональном уровне [4].
Системный подход к формированию системы качества медицинских услуг позволяет спрогнозировать тенденции развития основных параметров экономического состояния организации с учетом роли в повышении эффективности деятельности и управления организацией [5].
Здравоохранение при этом является воспроизводящей системой знаний и технологий поддержания физического и духовного здоровья с присущей ей здоровьесберегающей функцией с самого начала своего появления, и новыми функциями, социальная значимость которых велика на современном этапе развития общества [6].
От грамотности управленцев в вопросах финансирования и стратегического менеджмента в системе управления здоровьем зависит качество и доступность медицинской помощи, а значит и здоровье населения региона. На современном этапе технологического развития важно развивать социально-гуманитарные технологии в области, как медицины, так и в сфере управления здравоохранением [7].
Подготовка специалистов, прошедших углубленную подготовку по вопросам экономики здравоохранения может обеспечить эффективной финансово-хозяйственной стратегией в реализации деятельности учреждений здравоохранения. Мотивация субъектов управления представляет собой механизм, определяющий смысловую, знаниевую и этическую составляющую формирования их человеческого потенциала, посредством которого они готовы принимать решений в той или иной степени эффективности [8].
Необходимо обеспечить функциональное взаимодействие указанных специалистов (заместителей главных врачей по экономике) с органом управления здравоохранением и территориальным фондом обязательного медицинского страхования. Дополнительным механизмом обеспечения эффективности их деятельности станет установление зависимости размеров стимулирующих надбавок к заработной плате заместителей главных врачей по экономике от результатов оценки территориальным фондом обязательного медицинского страхования их работы на основании установленных критериев [9].
В 2014 году органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в рамках реализации региональных кадровых программ осуществлялись мероприятия по повышению качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров, а также организаторов здравоохранения. Многие из них востребованы уже не только в государственных учреждениях, но и в частных медицинских учреждениях, учитывая, что негосударственные организации здравоохранения создают здоровую конкуренцию государственному медицинскому сектору и являются по сути субъектом управления в социальной сфере.
Библиографический список
- Куркина М.П. Социальное управление в регионе. Монография / М. П. Куркина [и др.] ; Гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Курский гос. мед. ун-т» М-ва здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Курск, 2012.
- Закон Орловской области от 25 декабря 2012г. №1444-ОЗ «Об охране здоровья граждан в Орловской области» – http://docs.cntd.ru/document/473701275.
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15мая 2012г. №543-н «Об утверждении Положения по организации первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» – http://base.garant.ru.
- Куркина М.П. Развитие региональной системы здравоохранения в оценке качества жизни населения: Монография / М.П. Куркина, С.А. Анохина – Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Курский гос. медицинский ун-т Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», – Курск, 2008.
- Куркина М.П. Проблемы и технологии управления качеством услуг здравоохранения / М.П. Куркина, Л.И. Борисова, М.А. Куркин // В мире научных открытий. 2013. №11. С. 219.
- Развитие уровней и элементов финансовой системы в условиях трансформирующейся экономики /Беляева Е.С., Ткачева Т.Ю., Клименко П.А., Синева Н.А., Куркина М.П., Маркина С.А., Черных А.Ю., Афанасьева Л.В., Белоусова Л.С., СветовцевМ.Н./под редакцией Т. А. Световцевой; Министерство образования и науки Российской Федерации, Курский государственный технический университет. Курск, 2006.
- Куркина М.П., Колмыкова Т.С. Интеллектуальные ресурсы общества в формировании инновационной составляющей экономического роста / М.П.Куркина, Т.С. Колмыкова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 1. С. 18-23.
- Куркина М.П. Оценка социального потенциала региона / М.П. Куркина // Казанская наука. 2014. № 7. С. 194-196.
- Стратегия развития здравоохранения на 2015–2030г.г.-http://www.medpak22.ru/docs/strategy.pdf