Научный руководитель: Юшачкова Татьяна Борисовна
доцент, кандидат психологических наук
Ситуация сиротства известна, к большому сожалению, по всей России. Научно-практические исследования, проведенные российскими и зарубежными учеными, свидетельствуют: проблемы, имеющиеся в личностном и физическом развитии воспитанников-сирот, отсутствие в “сиротских” учреждениях полноценных условий для воспитания данной категории детей, порождают серьезные проблемы в их социальном и личностном развитии. Эта проблема является актуальной для всей России.
Понятие «социальная компетентность» появился сравнительно недавно. В отечественной науке это понятие впервые появилось в совместной публикации А. П. Ветошкина и С. З. Гончарова. Социальная компетентность в представлении данных авторов это «понимание целевого назначения социальных институтов, норм и отношений, и умения лично осуществлять социальные технологии». В социальной психологии социальная компетентность личности понимается как «высший уровень социальной активности личности – освоения и развития социальной действительности, достигаемый в процессе деятельности, поведения, общения, созерцания и т. д., благодаря гармонизации осознания социальных проблем и ценностных ориентаций».
В целом понятие «социальная компетентность» можно рассматривать как собирательное понятие, отражающее уровень социализации человека, оно включает все что знает и умеет человек.
Л.С. Выготский выделял две фазы подросткового возраста (негативную и позитивную), связывая их с видоизменениями в сфере интересов. В негативной фазе происходит свертывание, отмирание прежней системы интересов, появляются первые сексуальные влечения. Отсюда внешне наблюдаемые отрицательные поведенческие особенности: снижение работоспособности, ухудшение успеваемости и навыков, грубость и повышенная раздражительность подростка, его недовольство самим собой и беспокойство. Позитивная фаза характеризуется зарождением новых интересов, более широких и глубоких. У подростка развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным. Обращенность подростка в будущее, еще очень туманное и неопределенное, реализуется в форме мечты, в создании некой воображаемой действительности.
В целом подростки с такими особенностями тяжело переносят постинтернатную адаптацию, т.к. не владеют в необходимой степени социальными навыками и умениями, а, следовательно, и навыками социальной компетентности.
Достижение достаточного уровня социальной компетентности в подростковом возрасте непростая задача, выполнение и успех которой зависит от множества факторов и условий. Именно поэтому, относительно детей, воспитывающихся в детских домах, домах-интернатах, в отличии от обычных подростков, воспитывавшихся в семье, формирование социальной компетентности сопряжено с гораздо большим рядом трудностей, в виду особенностей их личности и условий, в которых они воспитывались.
В рамках данной проблемы нами было проведено исследование особенностей социальной компетентности подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. В исследовании приминали участие 41 подросток, воспитывающийся в МОУ «Школа-интернат «Семья» г. Магнитогорска, из них 23 девочки и 18 мальчиков в возрасте 13-14 лет.
Полученные результаты позволили установить следующее:
Подросткам сложно адаптироваться в незнакомых для них ситуациях, так как не способны самостоятельно поверить в успех начинаний, волевой контроль недостаточен, механизмы саморегуляции ослаблены. Испытуемые не видят своих положительных качеств, не стремятся в себе что-то изменить, вследствие чего возникает низкая самооценка и ощущение никчемности.
У большинства опрошенных еще нет целостной системы самоуправления, а сформированы лишь отдельные звенья. Эмоции доминируют над рациональным анализом. Испытуемые имеют плохо организованную сознательно-волевую составляющую. Зачастую, они не владеют знаниями о себе и своем поведении, своих действиях и поступках, своих мыслях, эмоциях и мотивах.
Полученные данные могут быть использованы в практике работы психолога с подростками, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, изучения и развития их коммуникативной компетентности.