Одно из значительных учений античной философии – теория идеального государства Платона («Государство»), внёсшая существенный вклад в политическую теорию.
Платон как родоначальник объективного реализма при рассмотрении сущности и «технологии» построения идеального государства большое внимание уделял именно области идеального, где разыгрывается основная драма «идеальности».
Таким образом, чтобы понять, что такое идеальное государство и как его построить, в первую очередь необходимо обратить в миру идей, первопричине всевозможных объективаций.
Драма идеальности государства разыгрывается в мире идей, являющемся первопричиной мира вещей.
Субстанциальный мир идей а) более ценен, чем мир чувственно воспринимаемых вещей, общезначим (имеют силу для всех без исключения) и б) имеет свою структуру (определённым образом связаны и соподчинены).
Идеи тесно между собой переплетены. Идеи, таким образом, создают системную целостность, определённое смысловое поле, которое динамично меняется.
Своего рода «главной» идеей является идея Блага: обладая системообразующей, она аутентична подлинной внутренней взаимосвязи идей.
В переводе на язык идеального государственного устройства это означает, что «стягивающей» идеей становится идея справедливости, гармонично объединяющая в себе, по Платону, идеи мудрости, мужества, умеренности и послушания.
Зеркальным воплощением идеального мира справедливости является чувственно воспринимаемая социальная организация.
Составляющие идеальное государство «слои» таковы: слой правителей/философов, актуализирующих идею мудрости; слой воинов – «носителей» мужества и слой ремесленников, земледельцев и торговцев, аксиологически воплощающих умеренность и послушание.
Гармония слоёв – в аутентичности идеи Единого, она отражена в идее Справедливого государственного устройства, что обеспечено отсутствием иерархии: все слои одинаково значимы, самодостаточны в своём «содержании» (недостаток одной добродетели ведёт к общему обрушению Справедливости).
Ещё одно важное следствие Справедливого социального устройства – ощущение каждым членом общества личного счастья. Индивидуальное счастье становится залогом счастья коллективного.
Справедливость в транскрипции «счастья» содержательно выражена Платоном так: «справедливость состоит в том, чтобы каждый имел своё и исполнял тоже своё» [1].
Иметь своё – это, говоря современным языком, соответствовать занимаемой должности, при это самореализуясь.
Разделение слоёв включает в себя в том числе аспект реализации присущих человеку способностей, что делает человека во многом «социально счастливым».
Таким образом, справедливое общество создаётся для наилучшего удовлетворения взаимных потребностей, и обосновывается одновременно как аксиологически, так и с точки зрения учёта способностей каждого отдельного члена социальной организации [2].
Библиографический список
- Платон. Государство [Электронный ресурс]. URL: http://www.odinblago.ru/filosofiya/platon_gosudarstvo/kniga_4 (дата обращения: 24.09.2017).
- Пятилетова Л.В., Панагушина Ю.С. Эволюция представлений об обществе в эпоху античности и средневековья. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2013. – № 7 – 8 (22 – 23). – С. 18 – 20.