УЧЕНИЕ ОБ ИДЕАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ ПЛАТОНА

Чикунова Вероника Сергеевна1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
Учение Платона об идеальном государстве, в первую очередь, перемещает взгляд наблюдателя с внешней формы на внутреннее содержание: структурирование идей в области идеального с помощью объединяющей идеи справедливости. В то же время справедливость (и здесь Платон даёт уникальное понимание справедливого), предполагая взаимное удовлетворение потребностей, основана на личном («социальном») счастье каждого отдельного члена общества посредством реализации уникальных способностей представителей всех слоёв идеального государства.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Чикунова В.С., Пятилетова Л.В. Учение об идеальном государстве Платона // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/09/24401 (дата обращения: 21.02.2024).

Одно из значительных учений античной философии –  теория идеального государства Платона («Государство»), внёсшая существенный вклад в политическую теорию.

Платон как родоначальник объективного реализма при рассмотрении сущности и «технологии» построения идеального государства большое внимание уделял именно области идеального, где разыгрывается основная драма «идеальности».

Таким образом, чтобы понять, что такое идеальное государство и как его построить, в первую очередь необходимо обратить в миру идей, первопричине всевозможных объективаций.

Драма идеальности государства разыгрывается в мире идей, являющемся первопричиной мира вещей.

Субстанциальный мир идей а) более ценен, чем мир чувственно воспринимаемых вещей, общезначим (имеют силу для всех без исключения) и б) имеет свою структуру (определённым образом связаны и соподчинены).

Идеи тесно между собой переплетены. Идеи, таким образом, создают системную целостность, определённое смысловое поле, которое динамично меняется.

Своего рода «главной» идеей является идея Блага: обладая системообразующей, она аутентична подлинной внутренней взаимосвязи идей.

В переводе на язык идеального государственного устройства это означает, что «стягивающей» идеей становится идея справедливости, гармонично объединяющая в себе, по Платону, идеи мудрости, мужества, умеренности и послушания.

Зеркальным воплощением идеального мира справедливости является чувственно воспринимаемая социальная организация.

Составляющие идеальное государство «слои» таковы: слой правителей/философов, актуализирующих идею мудрости; слой воинов – «носителей» мужества и слой ремесленников, земледельцев и торговцев, аксиологически воплощающих умеренность и послушание.

Гармония слоёв – в аутентичности идеи Единого, она отражена в идее Справедливого государственного устройства, что обеспечено отсутствием иерархии: все слои одинаково значимы, самодостаточны в своём «содержании» (недостаток одной добродетели ведёт к общему обрушению Справедливости).

Ещё одно важное следствие Справедливого социального устройства – ощущение каждым членом общества личного счастья. Индивидуальное счастье становится залогом счастья коллективного.

Справедливость в транскрипции «счастья» содержательно выражена Платоном так: «справедливость состоит в том, чтобы каждый имел своё и исполнял тоже своё» [1].

Иметь своё – это, говоря современным языком, соответствовать занимаемой должности, при это самореализуясь.

Разделение слоёв включает в себя в том числе аспект реализации присущих человеку способностей, что делает человека во многом «социально счастливым».

Таким образом, справедливое общество создаётся для наилучшего удовлетворения взаимных потребностей, и обосновывается одновременно как аксиологически, так и с точки зрения учёта способностей каждого отдельного члена социальной организации [2].


Библиографический список
  1. Платон. Государство [Электронный ресурс]. URL: http://www.odinblago.ru/filosofiya/platon_gosudarstvo/kniga_4 (дата обращения: 24.09.2017).
  2. Пятилетова Л.В., Панагушина Ю.С. Эволюция представлений об обществе в эпоху античности и средневековья. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2013. – № 7 – 8 (22 – 23). – С. 18 – 20.


Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: