АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Воробьева Юлия Павловна
Уральский государственный экономический университет
студентка магистратуры

Аннотация
Статья посвящена изучению основного документа, определяющего качественные и количественные параметры долгосрочного развития ЯНАО – Стратегия социально-экономического развития округа до 2020 г. Проанализированы взаимосвязи факторов социально-экономической среды арктических регионов и их инновационного развития на основе построения эконометрической модели. Представлены ключевые индикаторы инновационного развития Арктической зоны Российской Федерации через социально-экономические показатели.

Ключевые слова: , , , , , , , , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Воробьева Ю.П. Анализ социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/09/24337 (дата обращения: 21.02.2024).

1.1. Общая характеристика социально-экономического развития ЯНАО: факторы и тенденции

Российская экономика продолжает зависеть от поставок энергетического сырья, в связи, с чем особую значимость приобретает обеспечение устойчивого развития экспортоориентированных регионов. Одним из таких стратегически важных регионов является Ямало-Ненецкий автономный округ. Территория округа расположена в экстремальной природно-климатической зоне Крайнего Севера и Полярного круга, что непосредственным образом оказывает влияние на развитие производственной и социальной инфраструктуры [40].

Согласно данным Ямалстата, 52,1% валового регионального продукта региона образуется за счёт добычи полезных ископаемых (рис. 1).


Рисунок 1 – Динамика ВРП ЯНАО [40]

Данный факт оказывает решающее влияние на вопросы формирования стратегических приоритетов и задач развития региона. К примеру, бюджет округа составляется преимущественно на основе цен на энергетические ресурсы.

Основным документом, определяющим качественные и количественные параметры долгосрочного развития ЯНАО, является Стратегия социально-экономического развития округа до 2020 г. [42], целью которой названо обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе формирования и развития конкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических требований.

Образ региона в указанном документе сформулирован как «Ямал – наш общий дом». Для достижения цели и формирования заданного образа в Стратегии развития региона поставлены следующие задачи:

  • модернизация инфраструктуры и отраслей социальной сферы;
  • развитие экономического потенциала;
  • сохранение и развитие человеческого потенциала и традиций;
  • охрана окружающей среды и оздоровление экологии;
  • становление автономного округа международным форпостом развития Арктики.

Ямало-Ненецкий автономный округ является стратегическим регионом России, который обеспечивает экономическую и энергетическую безопасность государства. Автономный округ – крупнейший газодобывающий регион Российской Федерации, из его недр извлекается 93 % российского газа и существенная доля нефти [40].

Динамика индекса промышленного производства за 2016-17 гг. ЯНАО представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Динамика индекса промышленного производства [40]

В % к

предыдущему периоду

соответствующему периоду предыдущего года

2017г.

Январь

92,1

108,4

Февраль

92,4

112,2

2016г.

Январь

90,6

104,7

Февраль

92,7

105,7

Март

103,3

102,1

I квартал

103,3

104,1

Апрель

93,3

103,9

Май

95,5

101,1

Июнь

97,0

102,4

II квартал

89,2

102,5

Январь-июнь

103,4

Июль

103,9

104,8

Август

104,3

109,2

Сентябрь

107,0

111,9

III квартал

105,6

108,8

Январь-сентябрь

105,1

Октябрь

110,9

106,3

Ноябрь

103,4

106,9

Декабрь

105,8

104,6

IV квартал

124,0

106,4

Январь-декабрь

105,4

К сожалению, регионы, относящиеся к Арктической зоне Российской Федерации, преимущественно рассматриваются как источники пополнения государственного бюджета за счет экспорта полезных ископаемых. Индексы производства по видам экономической деятельности представлены в табл. 2.

Таблица 2 – Индексы производства по видам экономической деятельности ЯНАО [40]

Февраль 2017г. в % к соответствующему

месяцу предыдущего года

Январь-февраль 2017г. в % к соответствующему периоду предыдущего года

Добыча полезных ископаемых

115,4

113,6

добыча сырой нефти и природного газа

117,2

116,0

добыча прочих полезных ископаемых

65,1

72,6

услуги в области добычи полезных ископаемых

98,1

88,9

Обрабатывающие производства

98,3

107,1

производство пищевых продуктов

114,1

114,7

производство напитков

80,1

131,0

производство одежды

100,0

100,0

производство кожи и изделий из кожи

75,0

33,5

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

115,1

123,3

деятельность полиграфическая и копирование носителей информации

126,2

176,3

производство кокса и нефтепродуктов

102,1

110,0

производство химических веществ и химических продуктов

103,6

172,3

производство резиновых и пластмассовых изделий

100,0

100,0

производство прочей неметаллической минеральной продукции

56,7

41,7

производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки

110,9

109,4

производство мебели

98,5

99,4

ремонт и монтаж машин и оборудования

53,2

67,2

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

117,2

109,2

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

99,9

101,9

Если рассмотреть структуру товаров и услуг, то можно отметить преобладание добычи полезных ископаемых. Представим структуру в таблице 3 и на рисунке 1.

    Таблица 3 – Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности в феврале 2017 г., млн. рублей [40]

Добыча полезных ископаемых

148883,2

Обрабатывающие производства

34853,2

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

4238,3

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

636,7

Таким образом, добыча полезных ископаемых преобладает в производстве товаров и услуг – 78% (рис. 1).

Рисунок 1 – Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности [40]

Это сформировало потребительское отношение к северным территориям, где краткосрочные выгоды превалируют над долгосрочными. Хочется верить, что в будущем данная ситуация изменится. Так, Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин подчеркнул, что «Арктику не надо покорять, Арктику надо обживать». [40]

Несмотря на ряд положительных социально-экономических показателей, достигнутых за счет продажи углеводородного сырья, в Ямало-Ненецком автономном округе существует немало проблем, требующих разрешения. Эти проблемы связаны, преимущественно, с узкосырьевой структурой хозяйства, основанной на добыче углеводородов, что имеет негативные последствия в периоды падения мировых цен на сырье и в результате истощения сырьевой базы. Второй фактор, от которого зависит региональная экономика, – ценообразование на нефть и газ на международных рынках.

Структура добычи полезных ископаемых по видам представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Видовая структура добычи полезных ископаемых [40]

Особенности экономического развития ЯНАО связаны с открытием газовых, газоконденсатных и нефтегазовых месторождений. Автономный округ относится к циркумполярному моноотраслевому региону сырьевой специализации. Экономическая деятельность региона в первую очередь зависит от развития нефтегазодобывающей промышленности. [3, c. 12]

Современное состояние экономики ЯНАО определяется конъюнктурой рынков углеводородного сырья. На экономику влияют тенденции глобального энергетического рынка. Данный фактор может как положительно, так и отрицательно сказываться на состоянии экономики региона в целом, а также на реализуемые государственные мероприятия поддержки отраслей экономической деятельности, социальной сферы. То есть к третьей особенности экономики региона можно отнести зависимость структуры и сроков государственной поддержки от цен на углеводородное сырьё.

Основная доля трудовых ресурсов автономного округа занята в добыче полезных ископаемых. Поскольку только вертикально-интегрированные компании нефтегазодобывающего сектора могут высоко оплачивать труд, в том числе и неквалифицированный, от них зависит уровень доходов населения. Темпы роста заработной платы в нефтегазодобыче опережают темпы роста оплаты в других сферах занятости. Таким образом, налицо еще одна особенность региональной экономики – неоднородная обеспеченность отраслей трудовыми ресурсами.

Следующей особенностью экономики Ямало-Ненецкого автономного округа является неразвитость иных отраслей народного хозяйства, кроме добычи полезных ископаемых. Так, например, при богатстве округа рыбными ресурсами или большом поголовье оленей, сельскохозяйственная отрасль и рыбохозяйственный комплекс полностью дотационные, убыточны. За последние годы объём валовой продукции сельского хозяйства в ЯНАО снизился.

Большой интерес для экономики автономного округа представляет развитие туризма. Однако, несмотря на то, что в 2014 году в сфере услуг наиболее высокими темпами росли объёмы туристических услуг, данное направление не достигло значительной роли в структуре экономических отраслей. Объективным барьером для развития туризма, как внутреннего, так и въездного, является отсутствие развитой сети автомобильных и железных дорог, малое количество объектов туристической инфраструктуры, региональных туристических продуктов.

Рисунок 3 – Объем оказанных туристских услуг в ЯНАО, млн.руб. [40]

В отчетном году организациями в экономику и социальную сферу автономного округа направлено 776,7 млрд, рублей инвестиций в основной капитал, при этом объем инвестиций, за минусом бюджетных инвестиций, составил 745,0 млрд, рублей. [25, c. 40]

В сопоставимых ценах, с учетом инфляционных процессов в регионе удельный вес инвестиций автономного округа в общероссийском объеме инвестиций составил 5,3%, что ниже уровня 2014 года на 12,9%. Несмотря на снижение индекса в сопоставимых ценах, в действующих ценах наблюдается увеличение объема инвестиций на 3,0% к 2014 году.

Ямало-Ненецкий автономный округ на протяжении многих лет занимает лидирующее место по объему инвестиций на душу населения среди регионов Уральского федерального округа и 2 место после Ненецкого автономного округа среди регионов России.

В структуре инвестиций по видам экономической деятельности основной объем инвестиций в 2015 году пришёлся на топливно-энергетический комплекс – 73,8% (2014 год – 68,6%), транспорт и связь – 14,6% (2013 год – 21,6%), остальные отрасли суммарно занимают 11,6%.

В отчетном году доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций увеличилась относительно 2014 года на 0,8 процентных пункта и составила 4,1%. В плановом периоде доля бюджетных средств ожидается на уровне 3,1%. В 2017-2018 годах, при условиях частичной отмены экономических санкций со стороны США и ЕС и снижения общей геополитической напряженности возобновится и интерес инвесторов к вложению капитала не только в экономику России, но и автономного округа. В данных условиях предполагается, что рост инвестиций в основной капитал организаций автономного округа будет увеличиваться в среднем на 1,4% в год [2].

В среднесрочной перспективе ожидается умеренный рост инвестиции в добычу топливно-энергетических ископаемых, средний прирост составит около 1,8% в год. По итогам 2015 года поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет автономного округа снизилось по сравнению с 2014 годом на 513 млн. рублей или на 0,4%.

При этом поступление налоговых доходов в 2015 году увеличилось на 1% относительно поступлений в 2014 году, а поступление неналоговых доходов напротив снизилось на 15,8% относительно 2014 года [39].

Значительное снижение неналоговых доходов в 2015 году обусловлено снижением 20% поступлений доходов, получаемых в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, в связи с введением с 1 марта 2015 года ограничений по установлению размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предоставленные для размещения линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность естественных монополий, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами.

В январе-феврале 2017 г. оборот розничной торговли на 95,8% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок (без учета юридических лиц) составила 4,2% (в январе-феврале 2016г. – соответственно 95,5% и 4,5%).

В январе-феврале 2017г. в структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 49,1%, непродовольственных товаров – 50,9% (в январе-феврале 2016г. – 49,0% и 51,0% соответственно) (рис. 4). [41]

Рисунок 4 – Динамика оборота розничной торговли в 2016-2017 гг., млн. рублей [40]

Сальдированный финансовый результат деятельности организаций (без банков, бюджетных, страховых и прочих финансово-кредитных организаций) в январе 2017 г. составил 14,5 млрд. рублей. Удельный вес прибыльных организаций составил 61,2% от общего числа (54,9% – в соответствующем периоде 2016г.). Сумма их прибыли составила 47,2 млрд. рублей (больше на 95,3%, чем в соответствующем периоде предыдущего года). Удельный вес убыточных организаций составил 38,8% от общего числа (45,1% – в соответствующем периоде 2016г.). Сумма их убытка составила 32,8 млрд. рублей (больше на 7,5%).

Основные экономические и социальные показатели ЯНАО представлены в таблице 4.

    Таблица 4 – Основные экономические и социальные показатели ЯНАО [41]

Февраль 2017г.

В % к

соответствующему

месяцу

предыдущего года

Январь-

февраль

2017г.

В % к

соответствующему

периоду

предыдущего года

Справочно

январь-

февраль

2016г. в % к

январю-

февралю

2015г.

Индекс промышленного производства

112,2

112,2

105,2

Ввод в действие жилых домов, тыс. м2 общей площади

3,1

29,5

3,8

29,4

25,3

Грузооборот автомобильного транспорта организаций, млн. т-км

80,9

86,8

128,7

69,3

189,7

Оборот розничной торговли,

млн. рублей

9707,2

90,5

19246,2

92,2

95,3

Объем платных услуг населению,

млн. рублей

3291,9

102,2

6852,6

106,2

90,2

Индекс потребительских цен и тарифов на конец периода

105,0

105,2

107,2

Индекс цен производителей промышленных товаров, реализованных на внутреннем рынке, на конец периода

103,3

99,0

Индекс цен производителей на сельскохозяйственную продукцию, реализованную сельскохозяйственными организациями, на конец периода

103,8

105,0

106,7

Сводный индекс цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения на конец периода

104,1

104,6

122,8

Индекс тарифов на грузовые перевозки на конец периода

104,4

104,4

100,2

Денежные доходы в среднем на душу населения, рублей

41287,8

100,8

104,5

Реальные располагаемые денежные доходы населения

95,2

96,6

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника номинальная, рублей

80645

102,5

111,5

Численность официально зарегистрированных безработных на конец месяца, тыс. человек

3,2

95,7

Отсутствие развитой сети железных и автомобильных дорог с твердым покрытием относится к фактору, ограничивающему развитие экономики Ямало-Ненецкого автономного округа. Вообще особенность транспортной инфраструктуры, выраженная в отсутствии регулярных транспортных путей поставки грузов и товаров в большинство районов автономного округа, – это одна из самых существенных проблем, влияющих на устойчивое развитие региона.

Процессы ценообразования напрямую зависят от того, каким видом транспорта доставлены товары и грузы. В этой связи актуальным становится развитие трассы Северного широтного хода, которая будет призвана связать восточную и западную части автономного округа и поспособствует расселению населения, а также развитию ряда отраслей экономики.

Существенно затормаживающим развитие экономики региона является слабый инновационный потенциал. На это указывает малое количество организаций, осуществляющих научные исследования, низкая численность персонала, занятого научными исследованиями, а также отсутствие собственных разработок передовых производственных технологий [20, c. 10]. Несмотря на значительный уровень промышленного производства, значимая проблема изучаемого региона – это высокая степень износа основных фондов. По состоянию на 2016 год данный показатель составлял 57,4 % при общероссийском – 46,3 %. Указанная негативная ситуация сохраняется на протяжении многих лет, что отрицательно отражается на себестоимости производимых товаров, ввиду дополнительных издержек.

Не менее важной особенностью развития региона являются природно-климатические условия. Во многом именно они определяют все стороны деятельности человека и государства в округе. Природно-климатические условия значительно влияют на процессы развития экономики автономного округа. Таким образом, чтобы Стратегия была реализуемой и эффективной, она должна предусматривать несколько основных моментов:

а) основываться на реальном материале, отражающем возможности региона;

б) иметь прозрачные правила работы для всех региональных игроков, в частности – защита бизнеса от рейдерских захватов, незаконных проверок и злоупотреблений со стороны государственных органов власти;

в) быть выработана вместе с другими стейкхолдерами – бизнесом, экспертным сообществом, исполнительной и законодательной властью региона;

г) отвечать на вопросы о приоритетах и ожидаемых результатах [17, c. 69].

Ключевым недостатком подавляющего большинства региональных стратегий является отсутствие конкретики: шаблонность и расфокусированность стратегических целей, размытость формулировок операционных целей и задач, отсутствие или недостаточная проработанность индикаторов эффективности и результативности, плана мониторинга выполнения, отсутствие оценки по нескольким сценариям развития в разрезе необходимых ресурсов для выполнения стратегии и их источников, а также несогласованность единого видения направлений развития региона между администрацией региона, бизнесом и общественностью. Учет и преодоление всех выделенных недостатков в стратегическом планировании развития региона будет способствовать созданию эффективной упорядоченной системы стратегического управления субъектом Федерации.

1.2. Управление социально-экономическим развитием Ямало-Ненецкого автономного округа

В качестве примера государственного управления социально-экономическим развитием на региональном уровне будем рассматривать Ямало-Ненецкий автономный округ. Это регион стал интересен для рассмотрения в связи с тем, что Ямало-Ненецкий автономный округ часто называют газовым сердцем России. Здесь сосредоточено 70 % ее доказанных запасов природного газа и 18 % нефти и газового конденсата [40].

В автономном округе открыты 232 месторождения углеродного сырья, из которых только 63 находятся в промышленной разработке, а 19 подготовлены к эксплуатации. На 150 месторождениях ведутся геологоразведочные работы. Это, конечно, само по себе много, но за 40 лет с начала промышленной разработки месторождений из недр Ямала было извлечено немногим более 11 % общей оценки ресурсной базы округа и около 30 % запасов газа промышленных категорий, которыми он располагает.

Уровень благосостояния жителей округа и стабильность экономики России определяются развитием добычи газа на Ямале. И это является значительной проблемой, та как присутствует значительная исчерпанность минеральносырьевой базы. В связи с этим в регионе необходимо постоянно развивать другие сферы производства и, конечно же, необходимо и государственное вмешательство в управление социально-экономическим развитием региона.

В промышленной области достаточно низкая степень геологической изученности территории Полярного Урала. Большинство выявленных на территории автономного округа проявлений и месторождений стратегических видов полезных ископаемых (марганцевые и железные руды, руды цветных, редких и благородных металлов) относятся к слабоизученным с небольшими запасами полезного ископаемого.

При сохранении текущей изученности они останутся невостребованными промышленностью Урала и России. Поэтому сегодня требуется кратное увеличение объемов геологоразведочных работ, для чего необходимо дополнительное финансирование, как в рамках федеральных и окружных целевых программ геологического изучения недр, так и дальнейшее привлечение частных инвестиций [23, c. 64].

Так же присутствует недостаточный уровень развития межрегиональной транспортной инфраструктуры, не соответствующий геополитическому и геоэкономическому потенциалу округа. А ведь именно транспортное обеспечение является ключевым фактором успеха при освоении и последующей эксплуатации месторождений в труднодоступных районах Крайнего Севера. В ЯНАО каждый вид транспорта имеет свои особенности, но общей ключевой особенностью для неосвоенных северных территорий является сезонность.

Транспортная доступность непосредственно связана с темой национальной безопасности региона, повышает качество жизни людей и стимулирует экономическое развитие территории. Первоочередной задачей развития транспорта автономного округа является создание полноценной региональной транспортной наземной инфраструктуры и дальнейшее развитие инфраструктуры водного и воздушного транспорта.

С развитием сети автодорог в автономном округе появится спрос на придорожную инфраструктуру и сервисы. Это обуславливает необходимость поддержки реализации инвестиционных проектов, направленных на создание сети придорожных комплексов различного наполнения, включающих в себя пункты питания и торговли, отели, автостоянки, объекты рекламы, склады.

Запасы природного газа и других полезных ископаемых не только принесли полуострову мировую славу, но и породили его современные экологические проблемы, вызванные, прежде всего, индустриальной деятельностью человека. Во время проведения обследования земель Ямало-Ненецкого автономного округа было выявлено, что практически половина кустов скважин нефтедобывающих предприятий загрязнена нефтепродуктами (нефтью) [24, c. 2].

В сельскохозяйственных организациях на начало марта 2017 г. по сравнению с соответствующей датой 2016 г. увеличилось поголовье крупного рогатого скота на 12,5%, коров – на 2,4%, снизилось поголовье свиней на 2,5%. В январе-феврале 2017г. в хозяйствах всех категорий произведено яиц в 3,4 раза больше, чем в соответствующем периоде предыдущего года, скота и птицы на убой (в живом весе) – в 2,3 раза, молока – на 8,6% (таблица 4) [41].

    Таблица 5 – Производство основных видов продукции животноводства в сельскохозяйственных организациях [41]

Февраль 2017г.

Январь-февраль 2017г. в % к соответствующему периоду предыдущего года

Справочно январь-февраль 2016г. в % к январю-февралю 2015г.

тонн

в % к соответст-вующему месяцу предыдущего года

Скот и птица на убой (в живом весе)

326,6

14,8

2,8

61,9

из него:
крупный рогатый скот

4,4

68,8

67,9

99,5

свиньи

3,1

163,2

48,6

151,1

другие виды скота

319,1

23,1

3,3

55,5

Молоко

142,7

112,9

111,1

92,1

В некоторых случаях загрязнения происходили в результате аварийных ситуаций. Но наиболее остро ощущается проблема утилизации, переработки и захоронения токсичных отходов. И как следствие значительно сократилась площадь оленьих пастбищ, ухудшилось их качественное состояние, уменьшились запасы кормов. За последние 30 лет пастбища сократились на 7,1 млн. га. Сокращение произошло за счет чрезмерной нагрузки поголовья оленей на пастбища, а также в связи с отводом около 260 тыс. га для промышленного строительства, уничтожением 70 тыс. га пожарами, загрязнениями. Кроме экологических проблем на развитие сельского хозяйства влияет и неблагоприятные природноклиматические условия.

Необходимо развитие технологий по утилизации отходов промышленного производства и оздоровление природы автономного округа, тем самым повышения социальной защищенности населения региона. Для достижения этих результатов необходимо принять следующие меры:

- ликвидировать последствия уже нанесенного экологического ущерба;

- принять, необходимы законы и штрафные санкции для промышленных производств, с целью недопущения дальнейшего загрязнения окружающей среды;

- внедрить новые технологии по утилизации и переработке отходов.

- в целях сохранения биологического разнообразия региона необходимо расширение сети особо охраняемых территорий.

- структуре отходов производства и потребления, образуемых на территории автономного округа преобладают отходы предприятий добывающей промышленности, которые составляют 76,9 % от всех образующихся отходов, отходы жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и строительства – 11,6 %, прочие отходы – 11,5 % [41].

Сегодня антропогенное загрязнение среды обитания по своим темпам начинает превышать естественную эволюцию человека и, сопровождаясь ухудшением основных показателей здоровья населения, становится лимитирующим фактором Социально-экономического развития общества.

В социальной сфере сейчас особенно актуально для Ямало-Ненецкого автономного округа, это проблемы медицинской помощи и снабжения медикаментами особенно удаленных территорий ЯНАО. Не решенными вопросами здравоохранения ЯНАО являются:

  • оказание экстренной и плановой медицинской помощи сельскому и кочующему населению;
  • младенческая смертность среди кочующего населения;
  • отсутствие связи и навигации;
  • оказание жителям округа специализированной, высокотехнологичной и реабилитационной медицинской помощи.
  • рост социально-значимых заболеваний;
  • износ основных фондов учреждений здравоохранения;
  • внедрение новых методов управления [17, c. 69].

Таким образом, организация медицинской помощи, структура государственного и муниципального здравоохранения, ее ресурсная база, кадровый потенциал, система финансирования и тарифная политика нуждаются в дальнейшей модернизации.

В системе образования автономного округа так же существует ряд проблем, требующих решения, такие как:

- неполнота обеспечения доступности дошкольного образования на территории автономного округа – сбора и развоза детей из удаленных территорий;

- отсутствие системы выявления и поддержки одаренных детей на основе межведомственного взаимодействия;

- не достаточное развитие и соответствие существующей системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников задачам инновационной модели образования;

- недостаточная активность участия работодателей в подготовке кадров при формировании целевого приема в государственные профессиональные образовательные организации.

В ЯНАО отсутствуют собственные НИИ. Геологической разведкой и разработками в области нефтегазового комплекса занимаются организации и специалисты из других регионов Тюменской области. Научная деятельность сосредоточена в вузах. Существует необходимость разработки механизмов привлечения работодателей к формированию целевого заказа на подготовку кадров в государственных профессиональных образовательных организациях автономного округа.

Сфера туризма в регионе развита еще очень слабо и имеет ряд проблем:

- недостаток квалифицированных кадров сферы туризма на территории автономного округа;

- отсутствие лицензирования в сфере туризма для туристских агентств, что негативно сказывается на качестве предоставляемых услуг;

- сложная транспортная схема региона и труднодоступность отдельных территорий, наиболее привлекательных для туристов, с вытекающей из этого высокой транспортной составляющей себестоимости въездных туров.

Для решения обозначенных проблем необходимо:

- разработка (актуализация) на федеральном уровне нормативных документов, регламентирующих вопросы туристской деятельности;

- увеличение количества и качества мероприятий, направленных на подготовку и переподготовку кадров в сфере туризма [3, c. 14].

Ямало-Ненецкий автономный округ считается успешным развитым экономическим регионом, но в отдельных местностях до сих пор отсутствует интернет. Развитие информационных технологий будет способствовать повышению качества жизни граждан, развивать экономическую, социально-политическую и культурную сферу жизни общества, а так же способствовать повышению качества образования. Для развития информационных технологий в Ямало-Ненецком автономном округе необходимо:

- улучшить качество связи интернет;

- подключить к сети интернет образовательные учреждения, больницы и библиотеки;

- предоставлять гражданам государственные и муниципальные услуги в электронном виде;

- введение дистанционного образования.

Достижения всех этих задач в информационных технологиях станет толчком к инновационному развитию региона и становлению его, современным и развитым регионом.

Но в настоящее время главным перспективным социально-экономическим направлением развития региона является становление автономного округа международным форпостом развития Арктики [17, c. 71].

В этом контексте у Ямала есть все предпосылки, чтобы занять должное место на российских и международных рынках наукоемкой продукции, достичь лидерских позиций в постиндустриальном мире. В долгосрочной перспективе это поможет региону достойно справиться с главной проблемой – неизбежным истощением сырьевой базы.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 13.07.2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципальночастном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» .
  2. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечение национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденная Президентом РФ 8 февраля 2013 г.
  3. Доклад о Социально-экономической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе за 2015 год, департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа г. Салехард, 2016 г.
  4. Баликаев К. А. Приоритеты государственного управления реструктуризацией промышленного комплекса национальной экономики : дис. … канд. эконом. наук. М, 2015.
  5. Брагина З. В. Развитие регионов: диагностика региональных различий: Монография. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 152 с.
  6. Бухарова Е. Б. Региональная социально-экономическая система: территориальное планирование и управление развитием (на примере Красноярского края): Монография. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2014. – 199 с.
  7. Воробьев Ю.Н. Инвестирование: учебное пособие / Ю.Н. Воробьев, Е.И. Воробьева. — Симферополь: Таврия, 2014. — 340 с.
  8. Лукасевич И.Я. Влияние инноваций на экономический рост в регионах / Материалы международного научно-практического форума: Стратегическое планирование развития территорий. Опыт. Современные тенденции. Перспективы . – 2014.
  9. Моисеев В.В. Взаимодействие власти и бизнеса: институциональные механизмы и пути совершенствования: монография. – Орел: ОФ РАНХиГС, 2013. – 256 с.
  10. Пригожин А. И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим / А. И. Пригожин. М.: Издательство «Дело» АНХ, 2014. – 432 с.
  11. Управление экономикой региона: учеб. пособие [Текст]: практикум / А.С. Маршалова, А.С. Новоселов. – Новосибирск: Сиб. соглашение, 2012. – 404 с.
  12. Хмелева Г. А. Региональное управление и территориальное планирование: Учебное пособие / Г. А. Хмелева, В. К. Семенычев. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 224 с.
  13. Ахметова М.И., Семенова Е.В., Кирьянова А.А., Ланг П.А. Параметры социально-экономической среды, определяющие инновационное развитие региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2015. – № 7 (79). – С. 120-124.
  14. Воробьева Е.И. Направления повышения инвестиционной активности банков // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2014. – №2. – С. 83-88.
  15. Грабар А.А., Фокина О.В., Эль-Сибаи Н.М. Оценка экономической эффективности управления социальной инфраструктурой на уровне отрасли // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 11-2 (52-2). – С. 738-741.
  16. Гурман В.И. Моделирование устойчивого развития региона и инвестиционных стратегий // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2013. – №1. – С. 10-16.
  17. Деттер Г.Ф. Институты развития научного и инновационного потенциала арктических субъектов Российской Федерации и их роль в социально-экономическом развитии региона // Инновации. – 2014. – №7. – С. 69-80.
  18. Дубина М.В. Проблемы активизации формирования и привлечения инвестиций в развитие национальной экономики // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2016. – №1. – С. 94-101.
  19. Евдокимова Е. Н. О процессном подходе в стратегическом управлении развитием регионального промышленного комплекса // Вестник ИНЖЭКОНа. – Серия: Экономика. – 2016. – № 6. – С. 106-111.
  20. Егоров К. Ю. Оценка эффективности реализации стратегии социально-экономического развития региона// Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2016. – № 10 (72). – С. 10-16.
  21. Зайнутдинов Р.Р. Моноотраслевые регионы России: генезис происхождения и основные проблемы // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 4. – С. 190-193.
  22. Калафатов Э.А. Инвестиции в туристскую сферу: анализ современных проблем // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2014. – №1. – С. 114-117.
  23. Колесников Р.А., Локтев Р.И. Анализ развития туризма в Ямало-Ненецком автономном округе и его влияния на социально-экономическое развитие региона // Ямальский Вестник. – 2015. – № 2 (3). – С. 64-69.
  24. Ларченко Л.В. Современная Арктика: проблемы освоения и социально-экономического развития // Региональная экономика: теория и практика. – 2016. – № 11. – С. 2-8.
  25. Погодаева Т.В., Руденко Д.Ю. Актуальные тенденции инновационного развития Арктических регионов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 40-45.
  26. Полякова А.Г., Кузнецов Д.И. Стратегические аспекты обеспечения конкурентоспособности экономической системы региона. // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2012. – № 1. – С. 40 – 42.
  27. Полякова А.Г., Симарова И.С. Региональное экономическое пространство и территориальное развитие: оценка действия сил связанности. // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. – 2014. – № 2. – С. 48 – 60.
  28. Попенкова Д.К. Эволюция категорийного менеджмента // Международный научно – исследовательский журнал. – 2015. – № 11 – 1 (42). – С. 77-79.
  29. Пригожин А. И. Цели бизнеса: формирование и развитие // Общественные науки и современность. – 2015. – № 1. – С. 127-138.
  30. Рущицкая О.А., Куликова Е.С. Антикризисный маркетинг в системе развития современных предприятий // Аграрный вестник Урала. – 2015. – №10. – С. 82-87.
  31. Сапунов А. В. Обоснование использования кластерного подхода в управлении развитием региональных социально-экономических систем // Новые технологии. –  2016. – № 1. – С. 107-109.
  32. Халимовский Ю.А. Государственно-частное партнерство в субъектах РФ: Блуждание в темноте // «Налоги» (газета). – 2016. – № 14. – С. 36-41.
  33. Шабалина Е. И. Методологические аспекты формирования функционально-объектного подхода к управлению региональным развитием // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2014. – № 3. – С. 78-82.
  34. Шапиро Н.А. О государстве и группах влияния, их способности обеспечивать макроэкономическую стабильность // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. – 2016. – № 1. – С. 165-169.
  35. Шелкунова Т.Г., Гасиева Д.К. Мониторинг управления ликвидностью кредитных организаций в России // Актуальные вопросы экономических наук. – 2014. – № 38. – С. 183-193.
  36. Эскиндаров М.А. Экономическая политика России в условиях глобальной турбулентности. Первый международный форум Финансового университета // Вестник Финансового университета. – 2014. – № 6 (84). – С. 6-9.
  37. Гранберг, А. Многоуровневая стратегия пространственного развития РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.fommstrategov.ru/ (дата обращения: 30.03.2017).
  38. Куценко Е.С., Нечаева Е.Г. Обзор зарубежных и отечественных исследований в сфере измерения инновационного развития регионов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://regconf.hse.ru/ (дата обращения: 30.03.2017).
  39. Основные направления бюджетной политики ЯНАО на 2016-2018 годы / Мониторинг-ЯМАЛ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://monitoring.yanao.ru/ (дата обращения: 30.03.2017).
  40. Официальный сайт департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://de.gov. yanao.ru/ (дата обращения: 30.03.2017).
  41. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gks.ru/ (дата обращения: 30.03.2017).
  42. Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://правительство.ЯНАО.рф/economics/social_strateg_2020/ (дата обращения: 30.03.2017).


Все статьи автора «Воробьева Юлия Павловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: