Социальная защита в любом современном государстве – комплексная система социально-экономических отношений, которая предназначена для оказания различной помощи нетрудоспособным или же ограниченно дееспособным лицам, семьям, доходы членов семьи которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни.
Социальная защита населения или личности должна укреплять экономическую безопасность личности, поэтому рассматривать социальную защиту нужно как защиту от социальных рисков потери, ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия гражданина.
На основе анализа статистических данных территориальных подразделений автором составлена таблица 1, отражающая ситуацию по МО г.Екатеринбург.
Таблица 1 – Численность населения города Екатеринбурга, нуждающегося в социальной защите (на 31.12.2015 г.) [составлена автором]
Категории населения | Количество человек | % от общей численности населения |
Всего населения | 1455904 | 100 |
Всего пенсионеров | 427122 | 29,3 |
Всего инвалидов | 72795 | 5,8 |
Многодетные семьи | 6329 | 0,43 |
Семьи в социально опасном положении | 272 | 0,02 |
Дети-сироты | 5672 | 0,39 |
Недееспособные | 2324 | 0,16 |
Лица БОМЖ и занятий | 1659 | 0,11 |
В целом по Екатеринбургу производится выплата 134 видов социальных пособий и компенсаций.
Текущее состояние социально-экономического развития системы социальной защиты населения муниципального образования город Екатеринбург характеризуется наличием следующих рисков и угроз:
- Исходя из динамики минимального размера оплаты труда, представленного в таблице 2, наблюдается незначительное снижение показателя в текущем периоде. Ситуация связана с экономическим положением региона и страны в целом вследствие кризиса. Необходимо контролировать уровень и оценить, действительно ли данная сумма соотносится с минимальной потребительской корзиной.
Таблица 2 – МРОТ в МО г.Екатеринбург [1]
Период | На душу населения (руб.) | Для трудоспособного населения (руб.) | Для пенсионеров (руб.) | Для детей (руб.) |
2 квартал 2017 | 9978 | 10210 | ||
1 квартал 2017 | 9973 | 10653 | 8220 | 10207 |
4квартал 2016 | 10230 | 10898 | 8408 | 10590 |
3 квартал 2016 | 10008 | 10638 | 8223 | 10441 |
2 квартал 2016 | 9675 | 10309 | 7976 | 9964 |
1 квартал 2016 | 9670 | 10320 | 7955 | 9880 |
4 квартал 2015 | 10120 | 10795 | 8330 | 10350 |
3 квартал 2015 | 9959 | 10604 | 8194 | 10249 |
2квартал 2015 | 8658 | 9241 | 7156 | 8793 |
1 квартал 2015 | 8025 | 8568 | 6622 | 8093 |
4 квартал 2014 | 8370 | 8934 | 6888 | 8483 |
3 квартал 2014 | 7870 | 8379 | 6478 | 8046 |
2 квартал 2014 | 7317 | 7792 | 6012 | 7384 |
1 квартал 2014 | 7238 | 7727 | 5939 | 7240 |
- Доля малообеспеченных жителей в МО г.Екатеринбург – 46%, критически бедных 10% (данные на конец 2015 года). То есть 56 % населения муниципального образования испытывают финансовые затруднения.
- Уровень безработицы низкий по сравнению со Свердловской областью и страной в целом. Но в динамике наблюдается рост показателя с 0,46 % до 0,89%.
- По продолжительности жизни население Свердловской области на 49 месте в стране – данные отражены на рисунке 1. Целевым ориентиром к 2018 г. в майских указах президента в 2012 г. указан показатель 74,4 года. На данный момент показатель 69,6. Тенденция увеличения продолжительности жизни в динамике есть, но низкая. В 2013 г. в регионе средняя продолжительность жизни составляла 69,5.
№ | Субъект России |
Оба пола |
Мужчины |
Женщины |
1 | Республика Ингушетия |
79,42 |
76,35 |
81,99 |
2 | г.Москва |
76,70 |
72,77 |
80,38 |
3 | Республика Дагестан |
75,83 |
72,56 |
78,95 |
4 | г.Санкт-Петербург |
74,57 |
69,83 |
78,68 |
5 | Кабардино-Балкарская Респ. |
74,16 |
69,36 |
78,69 |
47 | Орловская область |
69,88 |
63,32 |
76,56 |
48 | Республика Саха (Якутия) |
69,81 |
64,34 |
75,50 |
49 | Свердловская область |
69,76 |
63,71 |
75,68 |
50 | Республика Башкортостан |
69,76 |
63,79 |
75,99 |
51 | Вологодская область |
69,74 |
63,66 |
75,93 |
52 | Челябинская область |
69,71 |
63,59 |
75,76 |
Рисунок 1 – Продолжительность жизни в РФ, лет [2]
- В регионе, по данным отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области, по состоянию на начало 2015 г. проживают 1 308 109 пенсионеров, что составляет 23,4 % от населения региона (в Российской Федерации – 22,67 %). По сравнению с 1990 г. (показатель составлял 18,7 %) численность пожилых людей выросла на 12,9 %. В настоящее время в Российской Федерации в целом и Свердловской области в частности сохраняется тенденция старения населения.
- Кроме того, сохраняется тенденция снижения ответственности граждан-пользователей социальной защиты населения, потребительское отношение к государственной помощи.
- Высокий уровень социального сиротства сохраняется вследствие ослабления роли семьи и утраты семейных ценностей.
За период 2013 – 2015 г.г. средняя численность граждан, лишенных родительских прав, ежегодно составляла около 1300 человек, включая по искам другого родителя – 500 человек, средняя численность граждан, которые были ограничены в родительских правах, составила 280 человек. В Свердловской области ежегодно выявляется в среднем 1200 детей вследствие невысоких темпов сокращения семей, у которых оба родителя либо единственный родителей лишены родительских прав либо ограничены в родительских правах.
Выделим следующие основные направления социальной защиты и подходы к их реформированию применительно к муниципальному образованию г. Екатеринбург.
Социальная защита детства должна быть направлена на создание особых условий жизни и развития детей, которые бы позволяли всем детям иметь лучшие возможности для сохранения здоровья, свободного доступного образования, материального благополучия, дошкольного, школьного воспитания, гармоничного нравственно-духовного развития, реализации своих способностей и талантов. Для этого необходимо провести анализ (ведомственная и независимая экспертиза) существующих разноуровневых нормативно-правовых и программных документов, которые касаются проблем детей, и тем самым выявить состояние исполнения и необходимость корректировки этих документов.
Необходимо закрепить в нормативно-правовом акте процесс коммерциализации услуг, предназначенных детям, – в сферах образования, детского творчества, физкультуры и спорта, охраны здоровья и определить также учреждения, где это необходимо и уместно.
На уровне государства нужно определиться по вопросу назначения детских пособий: либо переименовать в пособие по бедности – критерием их выплаты станет совокупный доход семьи, или же рассмотреть пособие как государственную политику поддержки рождаемости, и тогда выплата пособий не должна зависеть от доходов семьи.
Социальная зашита трудоспособного населения должна предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан; тогда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности. Социальная защита трудоспособного населения должна предусматривать механизмы,обеспечивающие гражданам защиту от социальных рисков, препятствующих:
- эффективной занятости человека и предоставлению регламентированных дополнительных гарантий занятости отдельным категориям населения, которые нуждаются в особой социальной защите и испытывают трудности в поиске работы. Это касается молодежи, одиноких и многодетных семей, воспитывающих несовершеннолетних детей или же детей-инвалидов, военнослужащих, уволенных в запас, участников военных конфликтов, инвалидов, лиц, пострадавших в результате техногенных и природных катастроф, а также пострадавших в военных конфликтах, лиц, продолжительное время не имеющим работы, лиц, отбывающим наказание или находившимся на принудительном лечении по решению суда.
- уровню заработной платы и социальных пособий в размерах и сроках, предусмотренных российским законодательством;
- охране здоровья работающих и профилактике неблагоприятных условий на рабочем месте;
- оказанию и получению материальной и иной помощи лицам, попавшим в кризисные социально-бытовые и материальные ситуации;
- равноправию женщин в вопросах социальной жизни. Это и полное равенство в оплате труда, продвижении, получению образования, научной деятельности, культуре и спорте. Нужно разработать специальные меры для повышения участия женщин во всех ветвях и уровнях органов государственной власти, в работе муниципальных структур, средств информации, а также помощь в усилении их вовлечения в деловую активность. Особое внимание необходимо уделять матерям и будущим матерям. Такие женщины имеют многообразные социальные риски, и это необходимо предусмотреть в социальной защите этой категории граждан;
- реализации потенциала молодежью в образовательном, культурном, научном и спортивном поприще.
Социальная защита нетрудоспособных граждан должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей.
Не допускать того, чтобы нетрудоспособный ощущал себя лишним человеком, который жизнь близких и общества обременяет. Каждый человек должен сохранять желание и такую возможность проживать в семье, принимать активное участие в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми благами общества и приумножать их, если такая возможность есть. Ведущая роль в решении проблем этой категории граждан принадлежит социальному обслуживанию и пенсионному обеспечению, которые требуют реформирования.
Социальная защита нетрудоспособных должна включать механизмы, которые обеспечивают:
- предоставление всем лицам, проживающим на территории Российской Федерации, полного социального обеспечения;
- полное пенсионное обеспечение – в старости,, утраты трудоспособности, в случае болезни или при потере кормильца.
- жесткое исполнение законодательной регламентации пенсионного обеспечения, недопущению задержек выплаты пенсий, как государственных, так и иных видов;
- осуществление мер по льготному пенсионному обеспечению инвалидов, а также мер, направленных на профилактику инвалидности, обеспечению социальной защищенности инвалидов, созданию им условий, необходимых для реализации прав и законных интересов, развития их творческих способностей, беспрепятственного доступа к социальной инфраструктуре, медицинской, профессиональной и социальной реабилитации; проживанию в семье; сохранению денежных сбережений и ценных бумаг; имущественным интересам; достойному обеспечению ритуальными услугами. Социальная защита семьи предусматривает необходимость поддерживать институт семьи всецело. Именно семья сохраняет общество и его ценности. Поэтому семейная политика, ориентированная на обеспечение людям достойных условий для создания, сохранения и развития семьи, является неотъемлемой частью социальной защиты населения.
Формы и методы социальной защиты личности должны быть полноценными, не унижающими человеческое достоинство, должны быть различными и в то же время общедоступными, ориентированными максимально на профилактику и способы положительного решения отдельной личностью сложных критических ситуаций.
Также целевая многопрофильная социальная защита включает смягчение негативных влияний на человека, а также должна способствовать профилактике их возникновения и ликвидации. Если механизмы социальной защиты не работают или возникают непредусмотренные ситуации, или же человек сам не согласен с методами его защиты, он будет вынужден заявлять о необходимости получения социальной помощи в компетентные органы.
Разработка механизма функционирования системы многопрофильной целевой социальной защиты населения должна вестись следующим образом по следующим направлениям:
- обозначение роли и места социальной защиты населения в социальном развитии муниципального образования;
- разработка государственных стандартов услуг здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания населения для их адресного использования в планировании расходов на социальную сферу и их поэтапного повышения;
- нормативно-правовое регулирование угроз возникновения социальных рисков;
- разработка стратегических планов развития социального комплекса;
- разграничение по социальным вопросам полномочий между федеральными органами и органами власти субъекта;
- нормативное правовое обеспечение социальной защиты, которое определит социальные риски, подлежащие коррекции, гарантированной государством;
- разработка пути реформирования государственного управления социальной сферы;
- формирование федерально-региональных, региональных и межрегиональных программ социального развития, включая в том числе социальную защиту населения;
- создание системы информационного обеспечения населения о трудовом, правовом регулировании жизни общества, с целью побуждения на активное самостоятельное решение гражданами своих проблем, а также определение достоверной, простой и доступной роли государства в этом процессе.
Определяющее значение в решении проблем сферы социальной защиты будет иметь адекватность потребностям людей финансовых ресурсов, предназначенных на эти цели. Централизованное финансовое обеспечение на данный момент привело к непомерной нагрузке на государственный бюджет и, как следствие, неисполнению обязательств по социальной защите населения, что социальную напряженность в обществе лишь усугубляет. Есть возможность создания механизма финансового обеспечения социальной сферы, опирающегося на принципы социального обязательного и добровольного страхования и дифференцированного социального налогообложения только тем, кому возможно помочь только путем социального патернализма. Законодательно следует четко определить критерии социального налога и социального страхового взноса (обязательного и добровольного), а также порядок их начисления, сбора, аккумуляции и использования. Необходимо отходить от государственных дотаций по различным социальным направлениям, а также ввести для решения конкретных социальных задач государственные заказы. Привлекать к выполнению социального заказа следует всех желающих физических и юридических лиц на конкурсной основе. Такой подход позволит упорядочить финансовые потоки, сделать потоки контролируемыми и управляемыми.
Необходимость поиска принципиально иных подходов к управлению социальными процессами также очевидна.
Необходимо провести модернизацию учреждений социальной защиты, особенно социальных стационарных учреждений. Достойные условия жизни должны быть созданы тем, кто по разным обстоятельствам находится в домах интернатах, специализированных пансионатах, психоневрологических больницах. Также число мест в учреждениях должно соответствовать потребности муниципального образования и субъекта в целом.
В муниципальном образовании актуальной является проблема социальной помощи людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях (бездомные, беженцы, вынужденные мигранты и переселенцы). Необходимо территориальным органам социальной защиты совместными усилиями с другими заинтересованными службами решить проблемы организации домов ночного пребывания, социальных приютов и гостиниц. Не должно быть случаев отказа в помощи людям, попавшим в экстремальные ситуации.
Обязательства государства по своим социальным гарантиям должны выполняться на всех уровнях. В тех же ситуациях, когда это невозможно сделать, необходимо четко объяснить людям причины и возможные решения проблемы.
Библиографический список
- Богомолов, В. А. Экономическая безопасность [Текст] : учеб. пособие / В. А. Богомолов. М. : Юнити-Дана, 2014.
- Данакин, Н. С. Теоретические и методические основы проектирования технологий социального управления [Текст]. – Белгород, 2015. – С. 223.
- Дворядкина, Е. Б., Новикова, Н.В. Экономическая безопасность [Текст]. – М-во образования и науки РФ, Урал. гос. экон. ун-т, Центр дистанционного образования. – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2010. – 177 с.
- Деменева, Н.А. Дискриминация при трудоустройстве: социально-правовой проект. // Наука и студия. 2016. Т.7. С.65-75.
- Дуэль, А.Т. Почем сирота для бюджета [Электронный ресурс] / А.Т. Дуэль, А.М. Милкус // Комсомольская правда. – 2014. – Режим доступа: http://www.kp.ru/daily/26088.4/2989294.
- Нуралина, Г.Б., Асаинов, А.Ж. Становление и развитие государственной политики по социальной защите населения.//Статья в сборнике трудов конференции. Казахский Университет Технологий и Бизнеса. 2014. С.138-139.Оссинцева, В.М. К вопросу о влиянии социальной защиты населения на развитие демографических процессов. //Тюменский государственный университет. 2015. №6. С.1110-1114.
- Петрова, Е.В. Технология социально-педагогической реабилитации детей в учреждении интернатного типа [Текст]: диссертация кандидата пед.наук: 13.00.02. – Тамбов. – 2015. –С. 28-47.
- Сабанов, З.М. Развитие института социальной защиты населения в условиях рыночной экономики. //Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л.Хетагурова. 2016. №2. С.86-90.
Количество просмотров публикации: Please wait