Конституция России определяет жизнь человека главной ценность, охраняемой законом и государством. Государство берет на себя обязанность обеспечения безопасности и защиты человеческой жизни от преступных посягательств как внутри государства, так и за его пределами. Граждане России находятся под защитой Российской Федерации, где бы они не находились и не проживали в данный момент времени.
Жизнь каждого человека, находящегося на территории России одинаково защищается государством. Положение в обществе, пол, должность субъекта при этом не имеет значение. Исключение составляет статья 106 УК РФ, которая предусматривает ответственность за убийство матерью новорожденного ребенка. Данный состав преступления является проблемным для современной науки уголовного права. Многие ученые обвиняют его в недостаточной теоретической проработке. Свою точку зрения они подкрепляют тем, что на практике для лиц, осуществляющих расследование, квалифицирование деяния по этому признаку представляет серьезную проблему. Так, анализ данной статьи указывает нам на три ситуации, при которых ответственность наступает по статье 106 УК РФ, а именно:
1. убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу после родов;
2. убийство матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации;
3. убийство матерью новорожденного ребенка в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости.
При этом многие практики и теоретики сходятся во мнении, что вышеуказанные ситуации являются тремя разными составами преступления, в основе которых лежат совершенно разные критерии и смешивать их является не лучшей идеей.
Также, стоит сказать о проблеме, содержащейся в изложении диспозиции указанной статьи. Так, мы видим, что законодатель делает акцент на объективной стороне, несмотря на то, что фактически определяющей является объективная сторона. Особенностью данного состава и его отличием от статьи 105 УК РФ «Убийство» можно считать психическое состояние матери, послеродовой стресс и другие кратковременные психические изменения. Тем не менее, данное состояние законодатель предусматривает квалифицирующим в качестве альтернативы убийству новорожденного во время или сразу же после родов, т.е. если установлено, что убийство совершенно именно в этот временной период, то наличие особого психического состояния у матери не является обязательным. Таким образом, если женщина заранее планировала убийство своего новорожденного ребенка, а не внезапно совершила это деяние вследствии психических изменений, на квалификацию это не влияет. Это является серьезной проблемой, на которую указывают многие теоретики. Так, в соответствии с опубликованными Академией Следственного комитета РФ результатами исследований, наиболее типичными субъектами данных преступлений в настоящее время являются женщины молодого возраста (20-30 лет), не состоящие в законном браке, не работающие, часто страдающие алкогольной и наркотической зависимостью, характеризующиеся отсутствием социальных связей. В дальнейшем, при проведении судебно-психиатрических экспертиз, следствием было установлено отсутствие каких-либо психических заболеваний, либо психологических кратковременных отклонений. Данный факт позволяет сделать вывод о том, что данное преступление было спланировано заранее. Эту точку зрения подтверждает также и то, что убийства, как правило, были совершены хладнокровно, с особым цинизмом. Большинство женщин, совершивших убийство новорожденных детей, на учет по беременности не вставали, скрывали беременность от окружающих вплоть до родов, самостоятельно родоразрешаются в домашних (бытовых) условиях, после родов и самого убийства предпринимают меры по сокрытию трупа новорожденного ребенка. Доказательства нашей точки зрения можно найти у известных ученых- теоретиков права. Так, П. Кривошеин, рассматривая вышеозвученную проблему, говорит о том, что далеко не каждое детоубийство совершается при смягчающих обстоятельствах. «К сожалению, следует отметить, что составители рассматриваемой уголовно-правовой нормы учли такие обстоятельства, которые даже с большой натяжкой вряд ли можно отнести к числу привилегированных, в значительной мере смягчающих наказание матерей- убийц своих детей»[1,с.38].
Данные упущения являются существенными и серьезно осложняют работу правоохранительных органов в сфере расследования и пресечения убийств новорожденных детей. Для разрешения вышеуказанных проблем предлагаем принять во внимание следующие моменты и привнести в уголовное законодательство такие изменения:
- Сделать психологические и психические изменения в сознании матери, приведшие к временным или постоянным отклонениям в психике, а вследствие и к совершению преступления против жизни человека, квалифицирующим признаком для первой части статьи. Время совершения преступлений для первой части статьи оставить как признак наряду с психологическим.
- Изложить статью 106 УК РФ «Убийство матерью новорожденного ребенка» в следующей редакции: «Убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу же после родов в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, наказывается ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок. Убийство матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, наказывается ограничением свободы на срок от трех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до шести лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Библиографический список
- Кривошеин П. Убийство матерью новорожденного ребенка// Уголовное право. Научно-практический журнал, М., АНО «Юридические программы», №3, 2005, с.38-41.
- Бородин С.В. Преступления против жизни.- СПб.: Издательство «Юр. центр Пресс», 2003, с.215.
- Бородин С.В. Ответственность за убийство: квалификация и наказание по российскому праву. М.: Юристь, 1994, с.48-49.
- Галиакбаров Р. Особенности квалификации многосубъектных преступлений//Российская юстиция. №10, 2002, с.45.
- Кривошеин П. Убийство матерью новорожденного ребенка// Уголовное право. Научно-практический журнал, №3, 2005, с.39.