ФЕНОМЕН ДОВЕРИЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Мельников Виталий Романович1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
Доверие является основополагающим феноменом человеческого бытия: формируясь на заре человечества как «коллективный эффект» мифологического восприятия действительности, оно, никуда не исчезая, сегодня ровно настолько же базово детерминирует как онтологию индивидуальной экзистенции, так и качество социально-экономической жизни в целом. В статье (с опорой на экспериментально-теоретические исследования в области психологии) показан тонкий механизм формирования хрупкого «остова» феномена человеческого доверия, отсылающего к «самым ранним глубинным образованиям человеческой души» (Э. Эриксон).

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Мельников В.Р., Пятилетова Л.В. Феномен доверия в человеческой жизни // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/07/24286 (дата обращения: 24.02.2024).

Доверие по праву можно считать «колыбелью» собственно человеческого отношения к миру: мифология как первый исторически сложившийся вид мировоззрения базируется на некритическом восприятии действительности, доверительном отношении к накопленному в человеческом опыте знанию.

В ХХ веке феномену доверия стали уделять огромное внимание исследователи, в частности, в области психологии, социологии, политологии и экономики, суммарный эффект которых позволяет провести существенные параллели в антропологическом (экзистенциальном) и социальном срезах человеческого бытия.

Вывод, к которому приходят исследователи, позволяет говорить о доверии как ещё об одном базовом (универсальном) феномене человеческого бытия и ключевой предпосылке достижения человеком и обществом высоких показателей «качества жизни»: психологических, социально-политических, экономических, общим эффектом которых становятся экзистенциальные «маркеры» – индикаторы аутентичного человеческого бытия.

Без сомнения, антагонистический феномен доверия – недоверие – также играет огромную роль в формировании контуров человеческого бытия (особенно если речь идёт о начальных уровнях пирамиды А. Маслоу, касающихся аспектов выживания человека и общества). «Личность, лишённая изначального недоверия, так же нежизнеспособна, как и лишённая доверия», – говорит автор психосоциальной концепции развития личности Э. Эриксон [1, с. 20].

Однако в целом в человеческом отношении в широком смысле к жизни важным является именно баланс доверия/недоверия: «достижение определённого соотношения негативного и позитивного» [1, с. 20].

Выводы, сделанные в разных областях познания человеческой природы и общества, идентичны: преобладание недоверия ведёт к проигрышу (индикатор – экономические показатели развития общества), в том числе экзистенциальному «проигрышу» индивида.

Хрупкий механизм формирования доверительных отношений, если речь идёт о психосоциальном становлении отдельно взятого человека, подробно рассмотрен в концепции американского психолога и психотерапевта Эрика Эриксона и в современных российских психологических исследованиях/экспериментах: он напрямую зависит от онтологически-витальной «компетенции» матери в этом вопросе.

Показателен один из экспериментов с участием десяти пар «мать/ребёнок», когда мать кормила ребёнка (грудью или из бутылочки, не имеет значения). Характер взаимодействий «мать/ребёнок» был ранжирован по шкале от одного до десяти баллов в зависимости от бытийного интереса/участия матери в жизни ребёнка: эмпатичная мать (10 баллов по шкале эмпатии) была полностью поглощена ребёнком (она, безусловно, «отражала» всё происходящее вокруг, но центром жизненного интереса для неё всегда оставался её ребёнок).

Важно помнить, что во время кормления «происходят десятки различных событий. Ребёнок сосёт, морщится, выгибается, расслабляется, отпускает сосок, отрыгивает, засыпает, икает, улыбается, возится, плачет, раскрывает глаза, напрягает лицо, успокаивается. Его мать покачивается, сидит спокойно, напевает, умолкает, меняет позу, напрягается, расслабляется, наблюдает, улыбается, говорит, похлопывает, поглаживает, поднимает ребёнка, опускает его…» [2]. Каждое движение ребёнка должно быть замечено! В этом состоит сущностное проявление материнства.

Последняя мать по шкале эмпатии, набравшая 1 балл, кормила ребёнка, совершенно не вступая с ним ни в какие отношения: внешне она с ним, но у неё не было даже минимального понимания того, что он хочет: так, например, ребёнок есть не хотел (даже для внешнего наблюдателя это было очевидно), мать, не понимая этого, продолжала его кормить, не чувствуя своего ребёнка.

Для ребёнка отсутствие такого тонкого всепоглощающего настроя на его нужды – это в прямом смысле экзистенциальная катастрофа, поскольку весь жизненный уклад маленького человека, полностью зависимого от матери, – это тот первый жизненный опыт (помогающий ребёнку «координировать работу органов чувств, их «дыхание», «метаболизм» и «циркуляцию» [1, с. 10]), на основании которого формируется доверие к миру: первоначально как «готовность получать», в последующем – как «готовность давать» (1, с. 10); то есть общее чувство «разделённости» мира с другими, органичной готовности к участию в принимающем «тебя» мире.

Так формируется (универсальный человеческий) феномен базального доверия к миру, в последующем экзистенциально расширяющий пространство бытия чувством надежды.

Формируемое в младенчестве недоверие ведёт к «хронической мрачности, придающей депрессивный оттенок всей последующей жизни» [1, с. 16].

Доверие, таким образом, является «самым ранним глубинным образованием человеческой души» (Э. Эриксон), составляющим основу индивидуальной экзистенции.

Статистические замеры уровня доверия в обществе однозначно показывают те же закономерности: чем выше уровень доверия в обществе, тем выше (начиная с самого простого) экономические показатели развития общества.


Библиографический список
  1. Эриксон Э. Жизненный цикл // Трагедия личности. – М., 2008. – 256 с.
  2. Мойр Э., Джессл Д. Пол мозга. Истинные отличия мужчин от женщин [Электронный ресурс]. URL: http://www.pseudology.org/Sex/pol-mozga2.pdf  (дата обращения: 20. 07.2017).


Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: