ПРОБЛЕМА АКСЕЛЕРАЦИИ В НАУКЕ

Стрымова Стелла Алексеевна
Оренбургский государственный университет
студентка 2 курса, кафедра общей психологии и психологии личности, факультет гуманитарных и социальных наук

Аннотация
Представлен анализ наиболее популярных гипотез о причинах возникновения акселерации человека; разнообразных проявлениях данного феномена; множестве факторов, воздействующих на организм человека, в том числе и на его морфологические изменения. Показана динамика изменения данных представлений: от уровня урбанизации населения, смешения рас, употребления определенных продуктов питания до повышения информативного уровня населения, а также изменение общего состояния природных условий.

Ключевые слова: , , , , , , , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Стрымова С.А. Проблема акселерации в науке // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/07/24226 (дата обращения: 21.02.2024).

Научный руководитель: Щербинина Ольга Александровна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии личности

Актуальность изучения акселерации человека связана с проявлением данного феномена у представителей все больших слоев населения. В современном мире динамика ускоренного созревания наблюдается не только у подростков, но и у представителей практически всех возрастных групп. Ю.П Лисицын связывает неравномерность развития антропометрических параметров с рядом воздействий, в числе которых гормональные и биологические. Полный спектр влияния до сих пор не применен в официальной медицине, однако  выводы относительно физического развития детей сделать удается уже сейчас.

Процесс модернизации за несколько десятилетий изменил облик биосферы Земли. В результате преобразований на молекулярном и клеточном уровнях изменился и человек. Сравнение физических показателей современного человека с физическими показателями его предков показало, превосходство первых. Причины данного явления исследователи видят в акселерации. Термин был предложен немецким врачом Е.М Кохом в 1935 году, но большее внимание ему стали уделять в наши дни.  Феномен акселерации выражается в увеличении некоторых морфологических показателей по сравнению с нормой. Нормы были определены Всемирной организацией здравоохранения. [ 1 ]  Для объяснения феномена акселерации выдвигались гипотезы  различного характера. Ученые склонялись к мнению о том, что на  ускоренное развитие человека во многих аспектах оказывают влияние факторы среды. Также была доказана причастность социально-экономического положения, влияние урбанизации и общего уровня жизни населения. За историю накопился ряд гипотез, которые объясняют причины появления акселерации:

1. Физико-химические теории. К данной группе теорий относят гелиогенную, радиоволновую или магнитную, влияние космической радиации, а также связь с повышенной концентрацией углекислого газа, которая связана с ростом производства

Основа гелиогенной гипотезы  заключается в том, что на развитие человека влияет солнечная радиация [ 2 ] . Основная причина акселерации — повышенный уровень инсоляции, то есть солнечного облучения. Современные люди в большей степени подвержены ультрафиолетовому облучению. Оно активирует процессы, которые протекают в организме. К числу таких процессов относится образование и синтез витамина D, который способствует ускоренному развитию. Сюда же относят и контаминационную или мутагенную гипотезы. Они связаны с тем, что главная причина акселерации  заключается в нарастающем загрязнении окружающей среды. Человек засоряет окружающий мир отходами промышленного производства. Они загрязняют организм человека, тем самым влияя на него генетически. Создается биостимулирующий эффект.

Сторонники радиоволновой  и магнитной гипотез следуют выводам о том, что человек находится под постоянным влиянием электромагнитных полей. [ 3 ] Техническое оборудование оснащено этими полями, которые затем имеют распространение на местности. Организм человека находится под воздействием этого поля. Гипофиз, являясь железой эндокринной системы, начинает вырабатывать больше соматотропных гормонов, провоцирующих ускоренный рост человека. Еще одна гипотеза, в которой утверждается причина акселерации, связана с космическим излучением. Известно, что одним из наиболее негативных факторов космического пространства является радиация.  Большая часть ее лучей не проникает на поверхность Земли благодаря плотной атмосфере и защите магнитного поля. Однако часть достигает лито-, гидро- и тропосферы. Таким образом, биосфера пропускает галактические космические лучи  и тяжелые положительно заряженные протоны, исходящие от Солнца. И хотя на сегодняшний день озоновые дыры не достигают опасного значения, некоторая часть может вызвать необратимые изменения в организме человека, повлиять на систему гармоничного развития.

2. Теории отдельных условий и фактов. К данной группе теорий относят алиментарную гипотезу, нутритивную, а также информационную.

В алиментарной гипотезе рассматривается, что уровень урбанизации зависит от используемой человеком пищи. Утверждается, что человек в последнее время стал все больше употреблять в продуктах питания жиров и белков животного происхождения. Однако ряд других ученых связывают феномен акселерации с потреблением молочной продукции. [ 1 ]

Нутритивная гипотеза является тесно связанной с алиментарной. Она предполагает ускоренное развитие организма вследствие употребления различных групп витаминов, пищи, содержащей большое количество белка и простых углеводов. Питание обеспечивает организм необходимыми элементами, которые способствуют улучшению метаболических процессов.

Особенностью информационной гипотезы является то, что человечество в последние десятилетия приобрело дополнительные технические источники, такие как радио, телевидение, компьютер и устройства сотовой связи. Эти источники обеспечили человека активным притоком информации. [ 4 ]  А он, в свою очередь, детерминирует с развитием лобной доли мозга и психики, предоставляя человеку возможность активно использовать и перерабатывать информационный поток. Однако данный  поток должен оставаться оптимальным и осуществляться в сенситивные периоды развития. Значительные отклонения от оптимума, превышение или уменьшение степени поступающей информации могут способствовать регрессу личности.

3. Генетические теории. Сюда относят циклические биологические изменения, а также связь акселерации с гетерозисом, то есть смешением популяций.

Связь акселерации со смешением популяций. Сторонники данной гипотезы утверждают, что браки, которые заключаются между людьми, проживающими на отдаленных территориях, ведут к ускоренному развитию их потомков.  Гетеролокальные браки, то есть браки, которые заключается выходцами из разных мест, ведут к смешению популяций. Все это производит эффект гетерозиса. Сюда же относят и значительное кочевание молодых людей в городскую местность и индустриализацию. А в гипотезе цикличности темпов роста и развития детей и подростков основные положения связаны с изменением цикличности солнечного влияния. Ученые говорят о том, что наблюдаемый  за последние 100-200 лет феномен акселерации зависит от того, сколько солнечной энергии поступило на земную поверхность. Отмечается цикличность данного влияния.

4. Теории комплекса факторов условий жизни. Сюда относят гипотезу об урбанизированной основе акселерации и связь с  комплексом социально-биологических факторов.

Гипотеза урбанизации предполагает связь ускоренных темпов развития с притоком населения в городские местности и усложнение жизненных условий. Происходит возрастание умственной нагрузки на организм. Также находит отражение постоянное влияние шумового воздействия улицы, некоторая загрязненность, которые повышают уровень активации центральной нервной системы.

Гипотеза влияния социально-биологических факторов с морфофункциональным статусом ребенка [ 5 ] Физическое развитие представляет собой процессы роста ребенка, которые являются основными показателями мониторинга здоровья при обследовании. Показано, что на развитие девочек большее влияние оказывают биологические, а на мальчиков социальные факторы. Половое развитие тесно связано с физиологическим. Они находятся под контролем нейрогормональной системы и зависят от условий, в которых проживает ребенок. На женское развитие оказывают влияние «морфологический статус матери, продолжительность кормления грудью, возраст появления менархе» [ 6, с. 23 ]. Для мальчиков оказывается доминирующими условия, в которых он проживает: состав семьи, наличие или отсутствие отдельной комнаты и комфортность жилья.

Таким образом, с появлением акселерации связывают множество факторов.  К таким относится влияние радиационных лучей, инсоляции, информационные потоки, усиление урбанизации, смешение популяций и т.д. Каждый из них оказал значительное влияние на рост и развитие человека, однако ученые не смогли полностью объяснить одной теорией появление и распространение данного феномена.

Уточнение условий и факторов, детерминирующих акселерацию  человечества, имеет практическую значимость и для психологии в поиске ответов на вопросы о возможностях развития человека, организованного влияния на этот процесс и другие.


Библиографический список
  1. Тен, Е .Е. Основы медицинских знаний: учебник. -  М. : Мастерство, 2002. -  256 с
  2. Хлебникова, А.Н. Дерматологические аспекты действия инсоляции. / А. Н Хлебникова //  Науч. журнал : Consilium  Medicum. – 2009. – №2. – C. 38 – 42
  3. Кислякова, Ю. В. Сила солнца / Ю.В Кислякова // Бюллетень медицинских интернет-конференций . – 2015. – № 1. – С. 1341 – 1344
  4. Мищеряков, В.П. Закономерности влияния притока информации на умственное развитие человека / В. П Мищеряков //  Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Гуманит. Науки. – 1997. – №1. -  С. 60 – 64
  5. Мельник, В. А. Влияние комплекса социально-биологических факторов на морфофункциональные показатели физического развития и половое созревание городских школьников / В.А Мельник, Н. В Козакевич  // Человек и его здоровье : научн.практ. вестник . – 2014. –  №2. – С. 56 – 61
  6. Воронцов,  И. М. Справочник по детской диететике : учеб. пособие для студ. и врачей СПб / И. М Воронцов, А. В Мазурина. – Москва : Медицина, 1980. – 416 с.
  7. Гибадуллин,  М. Р. Физиологические показатели у школьников 5 – 6 классов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания на примере лыжной подготовки /  М. Р Гибадуллин, З. М. Кузнецова,  И. Ш Мутаева // Омский научный вестник : журнал. –2010. –  №3 (88). – С. 186 – 191
  8. Зубова Л. В. Методики изучения социальной направленности и самосознания личности дошкольников и младших школьников : учеб. пособие / Л. В Зубова, О. А Щербинина. – Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2009. – 203 с
  9. Кацнельсон Ю. В Особенности системы отношений у девушек с дисменореей / Ю. В Кацнельсон, С. В Нотова, Т. А Болдырева // Фундаментальные исследования : журнал. – 2013. – №  2-1. – С. 72 – 78


Все статьи автора «Стрымова Стелла Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: