Пространство – фундаментальная категория, которая изучается такими дисциплинами как филология, философия, физика, естествознание, социология, психология и др.
В настоящее время существует большое количество работ, посвященных проблеме определения текстовой категории пространства и описания пространственных отношений. Выделяют следующие типы литературно-художественных моделей пространства:
– относительное (динамическое), абсолютное (статическое), бытийное квазипространство; пространство инобытия [Яковлева 1994];
– психологическое, географическое, точечное, фантастическое, космическое, социальное [Бабенко, Казарин 2006];
– реальное (географическое) и ирреальное (инфернальное, астральное, волшебное, мифологическое, фантастическое, фантасмагорическое, сказочное, пространство Зазеркалья) [Папина 2002];
– открытое и замкнутое, расширяющееся и сужающееся, конкретное и абстрактное, реально видимое и воображаемое [Николина 2003];
Рассмотрим подробнее реальное и ирреальное пространство на материале цикла «Миргород» Н.В. Гоголя.
Реальное пространство в цикле Н.В. Гоголя «Миргород» представлено пространственными лексемами, обозначающими предметы физического мира: хутор, поле, пустыня, коридор, лес, равнина; к ним примыкают слова, включающие сему «водное пространство»: вода, море, река, озеро, лужа. Ирреальное пространство представлено глаголами со значением нахождения в пространстве (несовершенного вида): стоять, располагаться, лежать, сидеть и т.д.; а также глаголами со значением изменения положения: взлетать, подниматься, вставать и т.д.
В цикле «Миргород» от повести к повести наблюдаем сужение реального пространства. Примером тому служит описание Днепра во второй повести цикла «Тарас Бульба»: Немалая река Днестр, и много на ней заводьев, речных густых камышей, отмелей и глубокодонных мест; блестит речное зеркало, оглашенное звонким ячаньем лебедей, и гордый гоголь быстро несется по нем, и много куликов, краснозобых курухтанов и всяких иных птиц в тростниках и на прибрежьях<…> [Гоголь 1959:404] и описание миргородского «водного пространства» в «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»: Если будете подходить к площади, то, верно, на время остановитесь полюбоваться видом: на ней находится лужа, удивительная лужа! единственная, какую только вам удавалось когда видеть! Она занимает почти всю площадь. Прекрасная лужа! Домы и домики, которые издали можно принять за копны сена, обступивши вокруг, дивятся красоте ее<…> [Гоголь 1959:462].
Описание Днепра в повести «Тарас Бульба» подчеркивает безграничное расширение пространства; лужа в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», имеет определенное, строго закрепленное за ней местоположение, ограниченное домами, окружающими лужу и рамками площади: нет лучше дома, как поветовый суд. Дубовый ли он или березовый, мне нет дела; но в нем, милостивые государи, восемь окошек! восемь окошек в ряд, прямо на площадь и на то водное пространство, о котором я уже говорил и которое городничий называет озером [Гоголь 1959:462].
Таким образом, лексические средства, характеризующие реальное пространство, представлены:
1) категориальными лексическими единицами: место, простор, местность, окрестность;
2) лексическими единицами, представляющими собой названия пространственных координат и географические термины: юг, восток, север, запад, гора, холм, река, возвышенность, равнина и т.д.,
3) лексическими единицами со значением ограниченного пространства: площадь, поляна, поле;
4) топонимами: Днестр, Миргород, Украйна
5) лексическими единицами с семантикой расстояния: длина, ширина, даль.
В цикле повестей Н.В. Гоголя «Миргород» реальный и ирреальный миры пространственно разделены, но взаимно проницаемы, и возможен переход из одного типа пространства в другой путем перемещения потусторонних сил в реальный мир или человека в фантастическое (ирреальное) пространство. Главная роль в создании ирреальности в тексте отводится именам существительным. Процесс называния несуществующего в реальности предмета или понятия уже можно считать его созданием в виртуальной реальности авторского, а затем и читательского воображения, примером тому служит лексема «церковь» – пространство церкви – ключевой образ повести. В пространственное поле церкви главного героя неумолимо и целенаправленно ведёт некая неведомая, но непреодолимо властная сила: «когда философ вздумал подняться из-за стола, то ноги его сделались как будто деревянными и дверей в комнате начало представляться ему такое множество; Они въехали, в сопровождении собачьего лая, на двор. С обеих сторон были заметны крытые соломою сараи и домики. Брика остановилась перед небольшим подобием сарая. Философ хотел, однако же, несколько обсмотреть снаружи панские хоромы; но как ни пялил свои глаза, ничто не могло означиться в ясном виде: вместо дома представлялся ему медведь; из трубы делался ректор» [Гоголь 1959:419-420] – идея множественности и воображении героя говорит о подвижности, трансформации ирреального в повести: «когда проснулся философ, то весь дом был в движении: ночью умерла панночка» [Гоголь 1959: 420].
Глаголы «представлялся» и «делался» (в воображении, мысленно) в данном контексте предполагают, что объект в реальности не существует.
Опираясь на данные толковых словарей, рассмотрим семантику указанных лексем:
Подняться – переместиться куда-л. вверх [МАС 1985].
Въехать – едучи, попасть в пределы, внутрь чего-л. [МАС 1985].
Движение – Изменение положения предмета или его частей, перемещение; состояние, противоположное неподвижности, покою [МАС 1985].
В данном контексте пространственная лексика представлена глаголами со значением изменения положения.
Церковь в повести «Вий» необычная «церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами», начиная с её местоположения: вопреки православному обычаю, предписывающему строить Божий храм на самом высоком и видном месте, в центре поселения, церковь в имении сотника «уныло стояла почти на краю села».
Обычно Божий храм украшает любую местность, смотрится празднично, производит светлое, радостное впечатление. Например, в повести «Старосветские помещики» присутствует образ церкви «похороните меня возле церковной ограды; желание его исполнили и похоронили возле церкви, близ могилы Пульхерии Ивановны» [Гоголь 1959:277-289].
Обратимся к толковым словарям. Лексема «ограда» обладает пространственной семантикой со значением границы и представлена следующим образом: Ограда, ограждать – 1.Окружать, обносить чем-либо (изгородью, забором и т.п.), отделяя от окружающего. 2. перен. Оберегать кого-либо или что-либо [МАС 1985]. Это «околоцерковное» пространство несет собой нечто возвышенное, богоугодное, реальное. Лексема «церковь» в Малом академическом словаре имеет следующие толкования: Церковь – 1. Религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности. 2. Здание, в котором происходит христианское богослужение [МАС 1985].
В «Вие» церковь совсем иная, ее состояние приводит к выводу о том, что христианство в жизни данного хутора находится на периферии. Лексика (имена существительные, имена прилагательные и наречия), называющая пространственные объекты и передающая чувства душевного подъема или спада, настроение, состояние: уныло стояла, на краю, далеко, близ ограды, с вершины и т.д., нередко развивающая переносные значения, отражает особенности чувства, настроения; Церковное пространство не притягивает к себе ни одну живую душу, напротив – отпугивает, нагоняя страх и ужас.
В повести Гоголя церковь – пространство, в котором по-хозяйски чувствует себя лишь нечистая сила, пространство здесь не просто широкое, а не имеющее границ, такой эффект достигается путем использования пространственных лексем во множественном числе: «посередине стоял черный гроб, свечи теплились пред темными образами. Отдаленные углы притвора были закутаны мраком. Лики святых, совершенно потемневшие, глядели как-то мрачно;
Магический круг, который Хома Брут очертил вокруг себя, ограждаясь от враждебного фантастического – один из важнейших пространственных образов повести: «она стала почти на самой черте; но видно было, что не имела сил переступить её; труп стоял на самой черте и вперил на него свои мертвые, позеленевшие глаза; философ видел его почти над головою, но вместе с тем видел, что он не мог зацепить круга, им очерченного; Лексема «круг» является своего рода препятствием, получающим свое пространственное выражение в еще одном сквозном образе-мотиве – лексеме «черта».
Лексика, характеризующая ирреальное пространство, представлена следующим образом:
1) категориальными лексическими единицами: место, селение, округа;
2) лексическими единицами со значением границы: граница, край, черта, порог;
3) наречиями со значением локализации нахождения в пространстве: предо (перед), меж (между), посреди, сзади, слева, около, возле, рядом, далеко;
4) глаголами со значением нахождения в пространстве (несовершенного вида со значением физического состояния человека): лежать, сидеть, стоять;
5) глаголами со значением изменения положения: поднимать, вставать, падать, взлетать.
Таким образом, можно утверждать, что основными признаками ирреального пространства в цикле «Миргород» являются бескрайность, отдаленность и неизведанность.
Названные типы пространства в цикле Н.В. Гоголя «Миргород» не отрицают друг друга и, чаще всего, взаимодействуют, дополняют друг друга, при этом доминирующим оказывается земное пространство.
Библиографический список
- Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). – М., 1994.
- Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. – М.,2003
- Папина А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории. – М.,2002.
- Николина Н.А. Филологический анализ текста. – М., 2003.
- Гоголь Н.В. Сочинения. – М., 1959.
- Малый академический словарь русского языка под ред. Евгеньевой А.П. – М., 1985.
Количество просмотров публикации: Please wait