Пенитенциарная система выполняет важнейшие социальные функции: это и исполнение назначенного судом наказаний людям, преступившим закон, и исправление осужденных, выполнение задачи возвращение в общество граждан. Однако именно в силу того, что уголовно-исполнительная система предполагает, что сотрудники находятся в тесном непосредственном контакте с крайне сложной и разнородной категорией людей, множество психологических проблем провоцируют самые негативные явления. К их числу можно отнести и суициды как среди осужденных, так и сотрудников, и коррупционные явления в среде сотрудников, и акты неповиновения, нарушения режима отбывания наказания осужденными. Вся совокупность проблем, возникающих в пенитенциарной системе с одной стороны, требует довольно большого числа специалистов, компетентных в оказании психологической помощи как сотрудникам, так и осужденным, с другой стороны – предъявляет особые требования к личности, моральному облику и профессиональных качествам самого психолога. Означенная тенденция находит отражение в организационных решениях. Так, А. Рудый в 2016 году заявил о необходимости увеличения численности штатных психологов. [2].
Профессиональная деятельность психолога в пенитенциарной системе существенно отличается от таковой в других сферах психопрактики. Так, согласно приказу от 12. 12. 2005 года №238 «Об утверждении инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы», который гласит, что психологическая служба осуществляет свою деятельность на принципах гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей и профессиональной компетентности. При этом сами задачи, выполняемые сотрудниками психологической службы, должны строго соответствовать профессиональной этике пенитенциарного психолога. [3].
Первые предпосылки появления психологов в исправительной уголовной системе возникли в восемнадцатом веке, и носили скорее теоретическую направленность из-за недостатка информации и средств для реализации. И только в девятнадцатом веке накопленные знания стали применяться на практике. Использовались эти знания в формате теологических концепций, когда преступник рассматривался как грешник, основной целью работы с которым было достижение со стороны последнего раскаяния. Добивались этого путём устрашения заключённого. Результат подобного подхода к перевоспитанию осужденного описал Кропоткин: «Тюрьмы не только не устрашают заключённых и не исправляют их, но, напротив того, они толкают их на новые и худшие преступления, так как делают их ещё более неприспособленными к общественной жизни, усиливают в них неохоту или даже ненависть к труду и развивают в половом отношении такие наклонности, которые прямо намечают их в кандидаты на уголовное преследование». [4]
Смена социально-экономической формации после 1917 года, потребовала новых моделей рассмотрения преступности в целом и, соответственно, взглядов на природу преступности. После слома царской тюремной системы, краеугольным камнем стали положения К. Макса и Ф. Энгельса, которые утверждали, что преступники являются порождениями социальной жизни. И учёные 20-30гг. двадцатого века на основе этой теории начали активное изучение лиц, осужденных к лишению свободы. Предметом исследования стало:
- Выяснение причин и условий, вызывающих развитию преступности вообще и отдельных преступлений в частности.
- Изучение эффективности методов борьбы с преступностью и отдельных мер социальной защиты.
- Разработка вопросов правовой политики, в частности, пенитенциарной.
- Разработка систем и методов изучения заключённых и пенитенциарного воздействия на них.
- Изучение влияния отдельных мер исполнительно-трудового воздействия на заключенных.[4]
Развитие науки позволило расширить и практику применения психологии в пенитенциарной системе. Так, первые должности пенитенциарного психолога в СССР стали вводить в 70-е годы прошлого века в воспитательных колониях для несовершеннолетних. В конце 80гг. в порядке эксперимента были созданы две психологические лаборатории во взрослых исправительных учреждениях. Начиная с 1992 года, такие лаборатории стали создаваться на регулярной основе в исправительных учреждениях всех субъектов РФ.[6]
Среди причин, обусловивших появление психологической службы в пенитенциарной системе, отметим две главные.
Первая – изменение уголовно-исполнительной политики, постепенный переход от идеи возмездия, кары к идее исправления, возвращения в общество законопослушных граждан. Второе обстоятельство, способствовавшее становлению психологической службы, – значительный прогресс практической психологии. [5]
На сегодняшний день практическая деятельность пенитенциарной психологии выражается в решении следующих задач:
- определение психологически обоснованных путей позитивной активизации личности и групп осужденных, направленных на их исправление и социализацию;
- реализация идей гуманизации и развития деятельности психологических служб;
- выявление условий эффективного применения средств исправления осужденных (режима отбывания наказания, общественно полезного труда, воспитательной работы, образования и профессиональной подготовки осужденных);
- разработка психологических предпосылок закрепления результатов ре-социализации осужденных и определение психологически обоснованных мер коррекции их поведения и деятельности;
- обоснование психологической подготовки сотрудников исправительных учреждений;
- исследование психологических предпосылок оптимальной системы управления деятельностью пенитенциарных учреждений. [4]
Решение означенных задач предполагает, согласно приказу Министерства юстиции РФ № 238 «Об утверждении инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы» от 12.12.2005 года представлено в форме следующих функций психолога:
- Консультативная функция направлена на оказание психологической помощи индивиду в решении личных психологических проблем.
- Психокоррекционная функция заключается в целенаправленном изменении социально-психологических установок и ценностных ориентаций индивида.
- Прогностическая и психопрофилактическая функция состоит в прогнозировании индивидуального и группового поведения, оценке перспектив развития личности и социальной ситуации.
- Просветительская функция включает в себя повышение уровня психологической культуры и компетентности персонала.
- Исследовательская функция направлена на оказание содействия научно-исследовательским учреждениям в проведении исследований и экспериментов в области пенитенциарной психологии. [6]
Реализация практической деятельности пенитенциарного психолога, как правило, связано с рядом проблем. В число наиболее актуальных входят:
- недостаток или несвоевременность получения необходимой информации, позволяющей сориентироваться в новой служебной ситуации и найти правильное решение;
- отсутствие необходимого опыта и квалификации у сотрудников, поскольку часто поступающие на службу сотрудники часто не имеют специальной подготовки для работы со спецконтингентом;
- необходимость решать одновременно несколько важнейших задач: изучить ситуацию, принимать решения, выполнять свои новые служебные обязанности, устанавливать полезные контакты, осваивать новые элементы деятельности, особенно тщательно строить своё поведение;
- недостаточное представление о нормах профессионально-служебного поведения и неумение презентовать себя как специалиста и сотрудника;
- необходимость формировать определённое позитивное мнение окружающих о себе, постоянное пребывание в зоне оценивания, иногда необходимость неблагоприятное мнение других о себе. [7]
Решение перечисленных проблем предполагает, что психолог обладает способностью не только оперативно реагировать на поступки и действия со стороны сотрудников, но и прогнозировать развитие личности, поведение человека в той или иной ситуации. Немаловажным умением психолога становится и его способность влиять на психологический климат в коллективе таким образом, чтобы исключить возможность развития профессиональных деструкций личности сотрудников, поддерживать у них профессиональную компетентность. [Тхоржевская, Щербинина, Зубова]
Выделенные проблемы свидетельствуют о важности для психологов служебной деятельности в УИС данных свойств личности: практичность мышления, мотивация достижения и чувство юмора в модусе вежливости.
Под практическим мышление подразумевается вид мышления, который обычно сравнивают с мышлением теоретическим. Практическое мышление связано с постановкой целей, выработкой планов и часто раскрывается в условиях дефицита времени, что делает его еще более сложным, чем мышление теоретическое. Практическое мышление основано на операциях с непосредственно воспринимаемыми данных объектов и процессов, а также на использовании жизненного опыта, накопленного в виде достоверных знаний, и здравом смысле.
Мотивация достижения может быть определена как попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может привести или к успеху, или к неудаче.
Чувство юмора в модусе вежливости может помочь смягчить проявление агрессии и способствовать разрешению конфликта, явившегося причиной агрессивного поведения при взаимодействии людей друг с другом. Юмор может служить средством психологической защиты и средством косвенного, тактичного воздействия на собеседника.
Следует отметить, что данные профессионально личностные качества следует развивать ещё на этапе обучения сотрудников, в том числе и психологов, УИС. По мнению ряда специалистов, например, как Беспалова Т. М., Ковальчук И. А. и других, развитие патриотизма представляет собой целостную структуру мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых направлений, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность индивида к реализации патриотических отношений к социуму и самому себе. [12]
Для подтверждения данных был проведён анализ структуры патриотизма у курсантов, обучающихся в академии ФСИН России, показывает, что отсутствие или низкий уровень патриотизма лежат в основе таких негативных явлений, как деструктивность общения, неэффективность профессионального и межличностного взаимодействия, снижение ответственности в профессиональной сфере, отсутствие социально значимых жизненных целей и ценностей. [12]
Систематическая и целенаправленная социально-психолого-педагогическая деятельность по патриотическому воспитанию и развитию патриотического поведения, способствующие, в свою очередь, формированию продуктивно-коммуникативных свойств. В том числе, практическое мышление, мотивация достижения и чувство юмора в модусе. [12]
Библиографический список
- Приказ от 11 января 2017 г. N 3 «Об утверждении типовых структуры и штатного распределения уголовно-исполнительной инспекции».//КонсультантПлюс
- ФСИН увеличит штат психологов из-за самоубийств заключенных и сотрудников.//газета.ru – 17.06.2016 – https://www.gazeta.ru
- Приказ от 12. 12. 2005 года №238 «Об утверждении инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы».//Законодательство РФ, универсальный отраслевой справочник – https://www.vcom.ru
- Дмитриев, Ю.А., Казак, Б.Б. Пенитенциарная психология. //Учебник. – Росто-на-Дону. – 2007. – Учебная литература по юридической психологии. – http://yurpsy.com
- Психологическая служба в уголовно-исполнительной системе.//Первый психологический портал г. Пятигорска – 09. 10. 2012 – http://5psy.ru
- Приложениек приказу ГУИН Министерства юстиции Российской Федерации от 9 июля 1999 года N 251 «Положение о психологической лаборатории исправительного учреждения, следственного изолятора уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».//Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – http://docs.cntd.ru
- Соснина, В. Н., Особенности социально-психологической адаптации сотрудников к службе в уголовно-исполнительной системе.// Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – №1. – с. 143
- Лаврентьева, И.В., Рекша, Ю.М., Профессионально важные свойства личности психологов уголовно-исполнительной системы.// Теория и практика общественного развития. – 2015. – №9. – с. 245.
- Тхоржевская, Л.В. , Болдырева, Т.А., Болдырев, А.В. Прогнозирование профессиональных деструкций личности сотрудников пенитенциарной системы на этапе первичной профессиональной подготовки. // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2013. – №2. – с. 243-247.
- Зубова, Л.В. К вопросу асоциальной направленности личности: ценностно-ориентационный подход. // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2005. – № 4. – с. 17-23.
- Щербинина, О.А. Содержательная характеристика внутренней позиции и направленности личности. // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. – № 9 (59). – с. 79-86.
- Беспалова, Т. М., Ковальчук, И. А. Формирование личностных свойств курсантов Академии ФСИН России как основы профессиональной компетентности// Прикладная юридическая психология. – 2016. – №3. – с. 89-95.