ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЦ, ПОЛУЧАЮЩИХ КВАЛИФИКАЦИЮ «ПСИХОЛОГ» ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пирумян Арменуи Арсеновна1, Денисова Екатерина Геннадьевна2
1Южный федеральный университет, Академия психологии и педагогики, ассистент кафедры общей и педагогической психологии
2Южный федеральный университет, Академия психологии и педагогики, аспирант 2 года обучения

Аннотация
В статье рассматриваются особенности ценностно-смысловой сферы лиц, получающих квалификацию «Психолог» по программам дополнительного профессионального образования в зависимости от их профессиональной направленности. Для исследования особенностей ценностно-смысловой сферы использовались «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева и методика «Ценностные ориентации личности» (ЦОЛ) Г.Е. Леевик. Для проверки полученных данных и математического подтверждения различий в группах был использован дисперсионный анализ (критерий Фишера). Были выявлены 4 группы слушателей программ переквалификации, которые различаются по своей профессиональной направленности: 1) Лица, ориентированные на актуализацию (либо инициацию) карьеры; 2) Лица, ориентированные на дальнейшую психологическую (психотерапевтическую) деятельность; 3) Лица, ориентированные на совершенствование системы саморегуляции; 4) Лица, ориентированные на поливариантную карьеру. Полученные данные частично подтверждают гипотезу о том, что группы слушателей с различной направленностью профессиональной деятельности имеют различную структуру ценностно-смысловых ориентаций личности.

Ключевые слова: , , , , , , , , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Пирумян А.А., Денисова Е.Г. Особенности ценностно-смысловой сферы лиц, получающих квалификацию «психолог» по программам дополнительного профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/06/24060 (дата обращения: 22.02.2024).

Для эффективной профессиональной реализации в современном мире специалисту нужно не только адаптироваться к профессиональной среде, он должен постоянно развивать свою профессиональную компетентность, осваивать новые специальные компетенции. В современных условиях все большая роль отводится дополнительному профессиональному образованию, а стремительные изменения в обществе требуют профессиональной переподготовки специалистов. Кроме того, система дополнительного профессионального образования (ДПО) в отличие от классического высшего является гораздо более ориентированной на профессиональное становление, предлагает специалисту только те знания и умения, потребность в которых он испытывает на определенном этапе профессионального развития.

Ценностные ориентации и установки личности являются неотъемлемым элементом любого образования, а программ профессиональной переподготовки – особенно. Данное положение отмечается и в законодательных актах: «образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1].

Л. В. Чхутиашвили отмечает, что важнейшая задача системы дополнительного профессионального образования состоит в том, чтобы «актуализировать профессиональные знания, совершенствовать деловые качества специалистов, подготовить к выполнению трудовых функций в новых условиях инновационного развития России. Эта система уделяет внимание новым технологиям в образовании, что позволит специалисту: повысить профессиональную квалификацию и расширить спектр профессиональных навыков; сохранить рабочее место во время кризиса; стать более востребованным специалистом, защищенным от последствий кризиса» [2].

Освещая профессиональную компетентность специалиста, нельзя обойти вниманием исследование его духовного мира, фундаментальных жизненных ценностей и потребностей, напрямую влияющих на его отношение к профессии. Изучение ценностного сознания специалиста, позволяет лучше понять глубинные мотивы его профессиональной деятельности и ценностные ориентации, лежащие в основе его профессиональной компетентности.

По мнению С.Г. Вершловского, «анализ ценностного отношения к образованию может быть прослежен в рамках разных систем образования взрослых: вузовского, последипломного и т. д. Особый интерес представляет дополнительное образование. Его цели и содержание не заданы обязательной программой учебного заведения и служат, прежде всего,  для удовлетворения потребностей личности в необходимых знаниях на любом этапе жизни и в любом объеме» [3].

Ценностно-смысловой аспект профессионального образования рассматривается в трудах  И. В.  Абакумовой,  К. А.  Абульхановой-Славской, И. Ю. Алексашиной, А. Г. Асмолова, В. П. Бездухова, И. А.  Белоконь,  Е. В. Бондаревской, А. В. Кирьяковой, Т. А. Ольховой, В. Д. Повзун,  Г. А. Мелекесова и многих других современных исследователей  [5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14].

А. В. Кирьякова и Е. А. Бероева выделяют структуру профессиональной компетентности на основе следующих компонентов: гносеологический, праксеологический и аксиологический [15]. По их мнению, аксиологический компонент профессиональной компетентности проявляется в ценностном отношении слушателей к профессиональной деятельности, к учебе; личностное отношение к себе, коллегам, профессиональным событиям; отношение к корпоративной культуре; стремление к высокому уровню освоения знаний при наличии познавательного интереса, мотиваций достижения.

Аксиологический подход обращает внимание на субъективную ценностную позицию слушателей программ профессиональной переподготовки. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к окружающему миру. Ценности служат важным фактором поведения специалиста и оказывает сильное влияние на взаимоотношения всех участников профессиональной деятельности.

Ценностные аспекты развития профессионализма специалиста при обучении в системе дополнительного профессионального образования проявляются в таких личностных характеристиках как: способность решать профессиональные задачи различного характера, мобильность и толерантность, высокое владение коммуникацией, формирования индивидуальных ценностей «на пути обретения самого себя», «своего образа», неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала» [10].

Таким образом, ценностные ориентации являются одним из ведущих факторов профессионального становления, особенно при освоении профессии психолога. Особенно это заметно при обучении взрослых людей по программам профессиональной переподготовки, когда ценностно-смысловые ориентации личности слушателя оказывают решающее влияние на учебную и профессиональную мотивацию.

В этой связи целью данного исследования является изучение особенностей ценностно-смысловой сферы лиц, получающих квалификацию «психолог» по программам дополнительного профессионального образования с учетом их профессиональной направленности.

Объектом исследования выступили слушатели программ профессиональной переподготовки в «Институте психологии, управления и бизнеса» Южного федерального университета в возрасте от 24 до 58 лет, средний возраст 31,2 ± 8,6, женщины составили 84% респондентов, мужчины – 16%, общее количество респондентов – 61 человек. В исследовании рассмотрены слушатели программ профессиональной переподготовки по психологии, обучающиеся на основе первого высшего образования (непсихологического).

Предмет исследования – особенности ценностно-смысловой сферы слушателей программ ДПО с учетом их профессиональной направленности.

В результате теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования мы предположили, что у лиц, получающих психологическое образование как дополнительную квалификацию, может быть разная направленность профессиональной деятельности. Кроме того, мы полагаем, что группы слушателей с различной направленностью профессиональной деятельности психолога могут иметь различную структуру ценностно-смысловых ориентаций личности.

Для выяснения причин, побудивших респондентов пройти программу профессиональной переподготовки, выяснении уровня заинтересованности в освоении профессии «психолог», целей получения психологических знаний и аспектов дальнейшей профессиональной деятельности в соавторстве с Абакумовой И.В. была разработана авторская анкета, состоящая из 16 вопросов. Для исследования особенностей ценностно-смысловой сферы использовались «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева и методика «Ценностные ориентации личности» (ЦОЛ) Г. Е. Леевик. Для проверки полученных данных и математического подтверждения различий в группах был использован дисперсионный анализ (критерий Фишера).

С помощью авторской анкеты-опросника были выделены 4 категории слушателей программ профессиональной переподготовки, которые получают психологическое образование с разной направленностью профессиональной деятельности:

1. Лица, ориентированные на актуализацию (либо инициацию) карьеры через получение или совершенствование своих психологических знаний. Это люди, которые уже работают не в психологической сфере, их профессиональный выбор определен, но для осуществления их деятельности необходим достаточный набор психологических знаний. Таким образом, эти обучающиеся, повышая свою психологическую компетентность, стремятся к повышению квалификации и профессиональному росту в иной сфере.

2. Лица, ориентированные на дальнейшую психологическую (психотерапевтическую) деятельность. Эти люди приняли решение полностью сменить свою профессиональную направленность и планируют в дальнейшем работать в психологической сфере, включая психотерапевтическую деятельность.

3. Лица, ориентированные на совершенствование системы саморегуляции. Это люди, которые стремятся, в первую очередь, к разрешению собственных внутренних противоречий, психологических проблем. От программы профессиональной переподготовки такие люди ждут, прежде всего, конкретных способов, техник, инструментов для самопознания и организации более гармоничного взаимодействия с другими людьми.

4. Лица, ориентированные на поливариантную карьеру. Это люди, которые получают профессиональное психологическое образование в числе других форм и направлений собственного образования. Они не до конца уверены в выборе какой-либо одной профессии, поэтому ищут различные варианты. Таким образом, у такого рода обучающихся копятся дипломы об образовании, но весьма вероятно, что они не будут применять полученные знания и становиться на путь серьёзного профессионального становления в сфере психологии.

Более подробный анализ результатов, полученных при помощи авторской анкеты на определение профессиональной направленности, представлен в предыдущих работах [16].

В результате обработки данных по тесту «СЖО» Д.А. Леонтьева были получены следующие результаты (Рисунок 1).

Рисунок 1. Средние значения по шкалам теста «СЖО» у разных групп слушателей программ ДПО

Количественный анализ показал, что по всем шкалам теста (кроме шкалы «Результативность жизни») наибольшие значения принадлежат представителям группы, в которой слушатели нацелены на совершенствование саморегуляции, а наименьшие значения наблюдаются в группе слушателей, которые ориентированы на поливариантную карьеру. То есть, люди, ориентированные на познание себя через получение психологических знаний, имеют более высокий уровень осмысленности жизни в целом и всех его составляющих, чем представители других направленностей, особенно лица, целью которых является только получение диплома и расширение кругозора, они меньше всего осознают различные аспекты своей жизни. Полученные данные свидетельствуют о том, что люди с высоким уровнем осмысленности жизни активно ищут пути решения своих жизненных и психологических проблем, обучаясь по программам профессиональной переподготовки, и получают психологические знания для того, чтобы лучше понимать себя, улучшать систему саморегуляции. При этом наибольшие результаты по шкале «результативность жизни» наблюдаются у тех респондентов, которым психологические знания необходимы для развития в выбранной профессиональной области, где они уже реализовались, но для движения вперед им не хватает специфических психологических знаний.

В данном исследовании нам важно было выяснить, какие ценностные ориентации  (ценности – цели) выделяют слушатели с различной профессиональной направленностью и то, что является для них ценностью в достижение этих целей.  Данные представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Значения по шкалам теста ЦОЛ-8 у разных групп слушателей программ профессиональной переподготовки.

Количественный анализ по этим шкалам опросника позволил получить следующие результаты. Респонденты, для которых важно получение дополнительного образования как такового, имеют более высокие по выраженности ценностные ориентации на труд, на общение, на общественно-политическую деятельность, на развитие волевых качеств, чем представители других групп. Респонденты, получающие психологическое образование для совершенствования системы саморегуляции имеют более высокую выраженность ценностных ориентаций на общение, развитие моральных качеств, познание, и, что оказалось несколько неожиданным результатом, на материальные ценности. В группе слушателей программы профессиональной переподготовки, имеющих целью освоение профессии психолога, оказалась самая низкая выраженность ценностной ориентации на общественно-политическую деятельность, чем в других группах. Группа слушателей, ориентированная на получение психологических знаний для развития своей основной профессии, выделяется сильной выраженностью ценностной ориентации на развитие деловых качеств.

Для проверки полученных данных и математического подтверждения различий в группах слушателей был проведен дисперсионный анализ.  Результаты представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Результаты анализа влияния фактора профессиональной направленности на структуру ценностно-смысловых ориентаций

Переменная

Значение критерия Фишера

Статистическая значимость (р)

Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни

2,544

0,043

Ценностные ориентации на общение

2,179

0,049

Ценностные ориентации на общественно-политическую деятельность

2,073

0,034

Ценностные ориентации на развитие деловых качеств

19,143

0,000

Из таблицы видно, что статистически значимое влияние фактор направленности профессиональной деятельности оказывает на следующие элементы ценностно-смысловой сферы личности: «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни» (F = 2,544, p <0,05), «Ценностные ориентации на общение» (F = 2,179, p <0,05), «Ценностные ориентации на общественно-политическую деятельность» (F = 2,073, p <0,05), «Ценностные ориентации на развитие деловых качеств» (F = 19,143, p <0,01).

Таким образом, полученные данные частично подтверждают гипотезу о том, что группы слушателей с различной направленностью профессиональной деятельности имеют различную структуру ценностно-смысловых ориентаций личности. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что смысложеизненные ориентации и структура профессиональных ценностных ориентаций у слушателей программ ДПО с различной профессиональной ориентацией различаются.

Полученные данные  могут быть применены как для самих слушателей программ профессиональной переподготовки для повышения осознанности процесса обучения и разрешения проблемы низкой мотивации, так и для самих преподавателей, руководителей программ профессиональной переподготовки и руководителей вузов, на базе которых организуются эти программы.

Работа выполнена в рамках диссертационного исследования под руководством доктора психологических наук, профессора, декана факультета “Психология, педагогика и дефектология” ДГТУ И. В. Абакумовой.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165887/
  2. Чхутиашвили Л. В. Роль инновационного юридического образования на современном этапе развития России / Л. В. Чхутиашвили // Юридическое образование и наука. – 2011. – №1. – С. 21-24.
  3. Вершловский С.Г. Система образования взрослых как объект прогнозирования //Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры- [электронный ресурс]: режим доступа: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2010-1_p016-021.pdf
  4. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. (Психолого-дидактический подход). – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2003. – 480 с.
  5. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989. С. 110-133.
  6. Алексашина И.Ю. Отражение тенденций гуманизации в содержании программ повышения квалификации учителей естественнонаучного цикла // Проблемы гуманизации естественнонаучного образования. Л., 1991. – С.7-8.
  7. Асмолов А. Г. Образование как ценностное полагание: диалог между педагогикой сотрудничества и культурно-исторической психологией // Народное образование. — 2008. — № 5. — С. 48–52.
  8. Бездухов Владимир Петрович, Носков Игорь Александрович Ценность гуманизма как системообразующее начало педагогической деятельности учителя // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. №2-2.URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tsennost-gumanizma-kak-sistemoobrazuyuschee-nachalo-pedagogicheskoy-deyatelnosti-uchitelya (дата обращения: 01.06.2017).
  9. Белоконь И. А. Акмеологические особенности смысловой дивергенции как фактора профессионального самоопределения // . 2012. №1.URL: http://cyberleninka.ru/article/n/akmeologicheskie-osobennosti-smyslovoy-divergentsii-kak-faktora-professionalnogo-samoopredeleniya (дата обращения: 01.06.2017).
  10. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 1997. – №4. – С. 25-28.
  11. Кирьякова А.В. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике: монография / А.В. Кирьякова [и др.]. – М.: Дом педагогики. ИПК ГОУ ОГУ 2008. – 578 с.
  12. Ольховая, Т.А. Становление субъектности студента университета. – Оренбург, 2006.
  13. Повзун В. Д. Жизненные ценности студентов университета в новых социокультурных условиях // Вестник ОГУ. 1999. №3.URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennye-tsennosti-studentov-universiteta-v-novyh-sotsiokulturnyh-usloviyah (дата обращения: 01.06.2017).
  14. Мелекесов Г.А. Аксиологический потенциал личности будущего педагога: становление и развитие. – М., 2002.
  15. Кирьякова А.В., Бероева Е.А. Ценностные аспекты развития профессиональной компетентности специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Вестник ОГУ. – 2016. – №3 (191). – С.14-19.
  16. Пирумян А.А., Денисова Е.Г. Исследование профессиональной направленности лиц, получающих квалификацию «Психолог» по программам профессиональной переподготовки // Психология, социология и педагогика. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/06/8250 (дата обращения: 01.06.2017).


Все статьи автора «Денисова Екатерина Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: