Сопровождение ребенка на этапе начального школьного образования, в соответствии с личностными особенностями, крепко объединяет деятельность участников образовательного процесса, в которой близко соединяются интересы логопедов, психологов, медицинских работников, педагогов и семьи.
Процент учащихся начальной школы с дизартрией (проанализированы отчеты логопедов со школ) составляет 30%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии.
В настоящее время является актуальной потребностью и задачей начального школьного образования всесторонняя и тщательная проработка психолого–педагогического сопровождения детей с ОНР при синдроме дизартрии. Нужно организовать содержательный аспект всесторонней помощи детям, усиление ее профилактических аспектов.
Своевременное преодоление речевых нарушений имеет большое значение для общего психического развития ребёнка, что и объясняет повышенный исследовательский интерес к вопросам их профилактики и коррекции. Данные психолого-педагогической диагностики детей с ОНР позволяют психологу и логопеду определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого наиболее подходящие индивидуальные методы и приемы коррекции
Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками. Нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания, как логопеда, так и психолога. [22с. 2]
Основными участниками сопровождения являются логопед, педагог – психолог, медицинский работник, педагог, родитель и ученик с общим недоразвитием речи при синдроме дизартрия.
Целью деятельности специалистов сопровождения является создание качественного образования в соответствии с их образовательными, возрастными и индивидуальными потребностями, и исходя из их реальных возможностей.
Основными этапами реализации сопровождения являются: диагностический этап – осознание сути проблемы, и нахождения возможных путей решения; поисковый этап – сбор информации о возможных путях решения и доведения информации до участников сопровождения; консультативно – проективный этап – обсуждение путей решения проблем, распределение обязанностей, определение последовательности действий, уточнение сроков работ; деятельностный этап – выполнение запланированной работы; рефлективный – анализ проделанной работы.
Одним из первых этапов сопровождения в общеобразовательной школе является диагностический. На этом этапе проводится комплексное обследование детей младшего школьного возраста. В комплексное обследование входит психолого-педагогическая и логопедическая диагностика.
Опытно – экспериментальная работа по психолого-педагогическому медико-социальному сопровождению детей с общим недоразвитием речи при синдроме дизартрии велась на базе МБОУ «Лицея № 8 г. Новоалтайска Алтайского края».
В начальных классах лицея учатся 190 учащихся 70 учеников, имеют различные речевые нарушения (ОНР различной степени, ФФНР, дизартрия, дислалия, дизграфия.), но самый большой процент (71%) из них имеют диагноз стертая дизартрия.
Психологическому изучению детей отводится главная роль в сборе информации об уровне умственного развития личностных и индивидуально-психологических особенностей.
Начало психологического обследование началось со сбора информации с целью анамнестических данных и получения представления о причинах отклонений в развитии.
На данном этапе были изучены документы необходимые для изучения ребенка, а это медицинские данные от педиатра об общем состоянии детей, психоневролога обоснованным медицинским диагнозом.
Кроме того были изучены педагогическая характеристика и заключения ППМК, если таковые документы были представлены лицею.
По данным документов определилось, в каких направлениях следует строить дальнейшее обследование ребенка.
Следующий этап не посредственно работа с самим испытуемым. Для обследования ребенка были учтены его личностные особенности, а это возраст, пол, его мотивы, позиции, привычки, характер и темперамент. Чрезвычайно внимательно отнеслись к состоянию здоровья, различным психомоторным, физиологическим нарушениям и отклонениям в развитии.
Диагностическая работа началась с первого сентября 2016 года. Констатирующий этап проводился в сентябре, формирующий этап с сентября по май, контрольный этап в мае. Обследование проводилась в первой половине дня. В диагностическом обследовании приняли 50 детей с недоразвитием речи при синдроме дизартрия обучающиеся с первого по четвертый класс. Большинство методик проводились в малых группах, и так же проводилась индивидуальная диагностическая работа.
Проанализировав диагностические данные выявилось
С этой целью нами была создана программа «Хочу учиться». В программу входят интегрированные занятия педагога — психолога и учителя-логопеда, с учетом медицинских рекомендаций по сопровождению учащихся с ОНР при синдроме дизартрия. Так же разработаны рекомендации,с учетом общеобразовательной программы для педагога и родителей. Основные направления программы «Хочу учиться»: диагностическое; организационная работа, коррекционно – развивающая работа, завершающий этап работа с родителями и педагогами. Интегрированные занятия имеют структуру, предполагающую смену различных видов деятельности, включение всех сенсорных систем: слуховой, зрительной, кинестетической, тактильной. На интегрированных занятиях широко используется упражнения по охране зрения, для сохранения осанки, артикуляционные и дыхательные упражнения. [2 с. 3]
В программе логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь. Деятельность психолога направлена на развитие когнитивных процессов, психологических процессов, эмоционально – волевых качеств.
С медицинской стороны: обследование и лечение учащегося с дизартрией не реже 2 –х раз в год.
Программа предусмотрена на учебный год, планируется одно занятие в неделю, 3–4 занятия в месяц. В программе запланированы разнообразные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Учебный план программы составляется в соответствие с тематическим планированием общеобразовательной программы. Ожидаемые результаты при реализации программы: у учеников улучшаются показатели в развитии речевой деятельности, коммуникативных навыков, психических процессов, мелкой моторики, произвольной сферы, успешно формируются мотивационная и эмоционально – волевая сфера.
Таким образом, психолого – педагогическое сопровождение детей с ОНР при синдроме дизартрия, позволяет: во-первых, объединить работу всех специалистов сопровождения в единую службу ППМС – сопровождения, что улучшает качество образовательного процесса; во – вторых, разработка интегрированных логопедических и психолого–педагогических индивидуальных и групповых программ; в – третьих, процесс контроля образования поможет увидеть динамику развития, что в свою очередь внесет нужные изменения в программу, и поможет ученику легко адаптироваться в школьной среде.
Важнейшим условием, реализации программы, является успешная работа сотрудников сопровождения с семьей. Основную функцию несет семья — ее активное участие в совместной работе родителей и педагогов. Главным методом, психолого-педагогического сопровождения семьи, является консультация родителей с целью информирования, и выработки у них реалистического восприятия нарушения ребенка. Воспринимая адекватно проблему ребенка родитель, будет ставить перед собой, реальные образовательные задачи, создавая благоприятные условия для ребенка в домашнем обучении.
Библиографический список
- Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 289 с.
- Жирнова О. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи в ДОУ: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 62-64.
- Шипицына Л.М. Психолого – педагогическое консультирование и сопровождение развитие ребенка: Пособие для учителя дефектолога. М.: Гуманит. Изд. центр. ВЛАДОС, 2003.- 528 с.
Количество просмотров публикации: Please wait