РЕЧЕВОЙ ЖАНР «НОВОСТИ НАУКИ» В СОВРЕМЕННОМ БРИТАНСКОМ МЕДИАДИСКУРСЕ

Хамидуллина Василя Георгиевна
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
студент кафедры иностранных языков Института социально-гуманитарных технологий

Аннотация
Статья посвящена выявлению жанровой специфики новостей науки в современном медиадискурсе на материале британских онлайн-газет «BBC News» и «The Daily Telegraph». Составлена жанровая модель англоязычных новостей науки: представлено описание цели, автора, адресата, диктумного содержания и формальной организации британских новостных текстов.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: Лингвистика

Библиографическая ссылка на статью:
Хамидуллина В.Г. Речевой жанр «новости науки» в современном британском медиадискурсе // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/06/24027 (дата обращения: 23.02.2024).

Данное исследование выполняется в рамках теории речевых жанров, разрабатываемой многими учеными в разных аспектах: культурологическом [1], прагматическом [2], психолингвистическом [3] и т. д. Одним из наиболее актуальных направлений изучения речевых жанров является исследование жанров современного медиадискурса ввиду того, что в связи со стремительными процессами глобализации и развития средств массовой информации в настоящее время появляются новые жанры и изменяются старые.

Настоящее исследование основывается на предположении о том, что в современном медиадискурсе сформировался отдельный самостоятельный жанр «новости науки», представляющий собой разновидность жанра «новостной заметки», который является одним из самых распространенных жанров медиадискурса. Описание общей модели жанра «новости науки» на материале текстов российского, британского и германского медиадискурсов представлено в работе [4] автора настоящего исследования.

Целью данной публикации является выявление жанрово-стилистических особенностей новостей науки в современном британском медиадискурсе.

Материалом для исследования послужили 20 текстов, опубликованных на сайтах британских онлайн-газет: в разделе «Science and Environment» [5] газеты «BBC News» и в разделе «Tech and Science» [6] газеты «The Daily Telegraph». Анализ языкового материала исследования осуществляется с опорой на анкету речевого жанра Т.В. Шмелевой [7].

В ходе исследования были получены следующие результаты.

Коммуникативная цель рассмотренных англоязычных новостей науки заключается в выполнении четырех функций. В первую очередь, цель новостного жанра заключается в передаче точной, актуальной, фактической информации о каком-либо недавно произошедшем событии, в данном случае – событии из мира науки. Во-вторых, рассматриваемые тексты не только содержат основную и краткую информацию о событии или факте, но обладают также дополнительной информацией, а именно автор дополняет многие моменты комментариями и объяснениями, вдаваясь в подробности, например, когда речь касается какого-либо сложного научного процесса или непонятного для неподготовленного читателя термина, или снабжая текст о конкретном событии связанными с ним фактами. То есть автор стремится дать более полное представление об описываемом явлении, расширить кругозор читателя, научить его чему-то новому. Таким образом, новости науки выполняют образовательную функцию. Например: The innermost part of Earth is thought to be a solid ball with a radius of about 1,200 km (745 miles) (Считается, что самая внутренняя часть Земли представляет собой твердый шар радиусом около 1200 км (745 миль)).

Помимо этого, несмотря на преимущественную объективность изложения информации, автор новостей науки косвенно выражает свое мнение касательно описываемого события, используя эмоционально-оценочную лексику и различные средства придания образности: preventing what they calledreproductive conflictbetween mothers and daughters (предотвращая так называемый «репродуктивный конфликт» между матерями и дочерьми); more than a million say they always or often feel lonely (больше миллиона [опрошенных] утверждают, что все время или часто чувствуют себя одиноко). Учитывая большую распространенность эмоционально-оценочной лексики и стремление автора сделать текст наиболее интересным для читателя, можно утверждать, что данная функция является превалирующей для британских новостей науки.

При этом такую лексику автор употребляет не только в основной части текста, но и в заголовках, делая их броскими и порой кричащими, реализуя, тем самым, функцию привлечения внимания. Например: Vast iceberg poised to break off from Antarctic shelf (Гигантский айсберг вот-вот отломится от Антарктического шельфа). В связи с тем, что в интернет-пространстве в настоящее время существует множество различных изданий, между ними происходит конкуренция, что требует усиления воздействующей функции текстов. Кроме того, с помощью ярких заголовков автор побуждает адресата читать не только данное издание, но и конкретной тексты жанра «новости науки», популяризируя таким образом науку и пробуждая к ней интерес.

Автором новостей науки является журналист. Несмотря на то, что тексты не являются анонимными и авторство на сайтах указывается, повествование в тексте ведется от третьего лица, что делает новости науки безличными. Особенностью в отношении образа автора в рассматриваемых новостных текстах является то, что автор «передает право голоса» другим авторитетным лицам (представителям науки и органов власти), применяя цитирование и косвенную речь. Например: The Minister for Defence Procurement, Harriet Baldwin, said thattruly ground-breaking projects like the Laser Directed Energy Weaponwouldkeep this country ahead of the curve” (Министр по военным закупкам, Харриетт Болдуин, заявила, что «такие поистине новаторские проекты, как проект энергетического оружия направленного действия», выдвинули бы страну «на лидирующие позиции»).

Адресатом новостей науки может быть любой человек, независимо от его образования или фоновых знаний, включая людей, не обладающих знаниями о состоянии развития науки и т. д. Поэтому автор новостей науки стремится адаптировать свой текст для любого читателя, что проявляется на уровне лексики, синтаксиса и содержания. Употребляя эмоционально-оценочную лексику и образные средства, автор делает текст более интересным и оживленным. Снабжая сложные термины и научные описания объяснениями, автор стремится сделать текст более понятным для каждого читателя. Что касается содержания, автор подбирает информацию о наиболее интересных научных событиях, в том числе из сфер деятельности, наиболее близких для человека, не занимающегося наукой: например, новость о том, что был обнаружен новый вид гиббона, которого назвали в честь джедая из известной франшизы «Звездные войны».

Анализ диктумного содержания рассматриваемых в исследовании текстов позволяет определить наиболее интересующие британского читателя темы из мира науки: читателям британских газет больше всего интересны темы «фауна», «здоровье» и «климат». Особенностью диктумного содержания британских новостей науки является то, что представленная в них информация может быть полезной для любого читателя в его повседневной жизни, т. к. преимущество отдается тем аспектам науки, которые связаны с обычной жизнью людей: здоровье, домашние питомцы и т. п.

Формальная организация текстов, принадлежащих к жанру «новости науки» в британском медиадискурсе, характеризуется тем, что новости науки совмещают в себе как черты газетного стиля, так и признаки научного стиля. При этом преобладающими являются признаки газетного стиля, что проявляется в характерной структуре новостных текстов, в громких заголовках и ярком лексическом наполнении. Научный стиль реализуется в текстах посредством использования терминов, а также на уровне различных конструкций, употребляемых в научных текстах.

Таким образом, можно сделать заключение, что в настоящее время в британском медиадискурсе сформирован жанр «новости науки», являющийся разновидностью жанра новостной заметки, обладающий спецификой по всем жанрообразующим критериям.


Библиографический список
  1. Дементьев В.В. Аспекты проблемы «жанр и культура» // Жанры речи: сб. науч. ст. Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. Вып. 5. Жанр и культура. С. 5–20.
  2. Алефиренко Н.Ф. Речевой жанр, дискурс и культура // Жанры речи: сб. науч. ст. Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. Вып. 5. Жанр и культура. С. 44–55.
  3. Седов К.Ф. Психолингвистические аспекты изучения речевых жанров // Жанры речи: сб. науч. ст. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2002. Вып. 3. С. 40–52.
  4. Хамидуллина В.Г. Речевой жанр «новости науки» как тематический подвид жанра «новостная заметка» (на материале российских, британских и немецких газет) // Проблемы формирования единого научного пространства: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. В 4 ч. Ч. 3. Уфа: АЭТЕРНА, 2017. С. 66–68.
  5. Science and Environment [Раздел сайта] // BBC News. URL: http://www.bbc.com/news/science_and_environment.
  6. Tech and Science [Раздел сайта] // The Daily Telegraph. URL: http://www.telegraph.co.uk/science-technology/.
  7. Шмелева Т.В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка // Russistik. Русистика. Научный журнал актуальных проблем преподавания русского языка. Berlin. 1990. № 2. С. 20–32.


Все статьи автора «Хамидуллина Василя Георгиевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: