Научный руководитель:
Власова Наталья Юрьевна
Уральский государственный экономический университет
доктор экономических наук, профессор
Экономическая безопасность региона является важной составной частью национальной экономической безопасности. Под экономической безопасностью понимается совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития [1].
Одним из ключевых приоритетов, которые определяют стратегию экономической безопасности на современном этапе, является развитие малого и среднего бизнеса. Малое предпринимательство на сегодняшний является одним из ведущих секторов и определяет качество и динамику экономического роста, качество и структуру валового регионального продукта (а также и валового внутреннего продукта). В развитых странах доля малого бизнеса в ВВП страны достигает 70 %. Что касается России, на данный момент данный показатель составляет чуть меньше 30 %. Необходимо всемерно поощрять деятельность малых предприятий, как это делается в большинстве развитых стран.
На рисунке 1 наглядно отражена роль малого и среднего предпринимательства в обеспечении экономической безопасности региона.
Рисунок 1 – Роль малого и среднего предпринимательства в обеспечении экономической безопасности региона
Участвуя в социально-экономическом развитии региона, малое и среднее предпринимательство обеспечивает его конкурентоспособность и стабильность, что, в конечном счете, является неотъемлемой частью обеспечения экономической безопасности региона. Малое и среднее предпринимательство имеет мощный потенциал, и если опираться на него, то все потребности общества можно удовлетворить полно и своевременно.
Если обратиться к мировому опыту развития малого и среднего предпринимательства (страны с рыночной экономикой), то он свидетельствует о том, что субъекты МСП ведут активную деятельность и успешно функционируют только при таком условии, как поддержка со стороны государства (если быть точнее, то при непосредственном участии органов власти в формировании и реализации экономической политики в отношении малых и средних предприятий).
Чтобы сформировать благоприятную внешнюю среду для предприятий малого и среднего бизнеса, перед государством стоит задача создать и продумать стратегическую государственную политику. Государство должно всестороннее помогать развитию малого бизнеса и участвовать в его становлении. В эти меры входит:
а) освобождение от непосильного налогового бремени;
б) охрана от произвола бюрократии (административные барьеры);
в) защита от власти мафиозных структур [2].
г) гибкая таможенная политика для защиты от конкуренции со стороны мировых производителей.
В Федеральном законе № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, в статье третьей, дается определение поддержки малого и среднего предпринимательства. Согласно данному закону, суть поддержки сводится к деятельности органов государственной власти на всех уровнях, направление: реализация мероприятий, которые предусмотрены программами развития малого и среднего предпринимательства на всех уровнях.
В статье четырнадцатой этого же закона устанавливает принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в которые входят следующие:
Во-первых – обращение имеет заявительный характер.
Во-вторых – инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства доступна абсолютно для всех субъектов малого и среднего предпринимательства.
В-третьих – все субъекты малого и МСП имеют равный доступ к участию в соответствующих программах поддержки
В-четвертых – существуют определенные требования, установленных Федеральным законом от 26.08.2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции”, которые необходимо соблюдать при оказании поддержки.
И в-пятых – ведутся общедоступные реестры, так что процедура оказания поддержки имеет полностью открытый характер.
Основное направление региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства на сегодняшний день выражается в комплексном развитии инфраструктуры поддержки субъектов МСП. Сюда относится создание специализированных объектов инфраструктуры в области или регионе. Существующие на сегодняшний день элементы инфраструктуры государственной поддержки многообразны. К таковым можно отнести: министерства экономики и инвестиций, областные фонды поддержки предпринимательства и агентства по его развитию, технопарки, инновационные технологические центры, бизнес-школы и бизнес-инкубаторы, консалтинговые центры, и другие всевозможные фонды: гарантийные, инвестиционные и др.
На сегодня в области развития малого и среднего предпринимательства государство стремиться достичь следующего:
а) развития субъектов МСП для того, чтобы они формировали конкурентную среду в экономике субъекта РФ и Российской Федерации в целом;
б) обеспечения благоприятного климата для развития субъектов МСП;
в) обеспечения конкурентоспособности отдельных субъектов МСП;
г) оказания содействия субъектам МСП в продвижении производимой ими продукции и интеллектуальной собственности на рынок;
д) количественного увеличения субъектов МСП;
е) обеспечения занятости и самозанятости населения в регионе;
ж) увеличения доли товаров, работ и услуг, произведенный субъектами МСП, в объеме ВРП;
з) повышения доли в налоговых доходах бюджетов всех уровней налогов, уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства.
Формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на уровне региона выглядят следующим образом:
- финансовая поддержка – предполагает собой решение вопроса кредитования малых и средних предприятий. Она осуществляется в соответствии с законодательством РФ за счет денежных средств субъекта. Может быть предоставлена в виде субсидии, бюджетной инвестиции, гарантии по обязательствам [3].
- имущественная поддержка – ее суть заключается в возможности собственника бизнеса получить во владение или пользование государственное и муниципальное имущество. Это может быть участок земли, здание, сооружение, транспорт, оборудование, инструмент и др. Основа получения этого вида поддержки может быть возмездной, безвозмездной или на льготных условиях. Обязательное условие при получении – целевое использование имущества;
- информационная поддержка – для поддержки субъектов МСП происходит создание региональных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, а также обеспечивается их функционирование;
- консультационная поддержка – создаются организации, которые образуют инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Они оказывают услуги консультационного характера, плюс обеспечивают деятельность таких организаций, компенсируя их затраты, при условии их документального подтверждения на оплату консультационных услуг;
- поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников – для поддержки субъектов МСП разрабатываются специальные образовательные программы. Обычно они направленны на подготовку и переподготовку кадров, а также повышение квалификации. Особое внимание уделяется социально незащищенным группам населения.
- поддержка в области инноваций и промышленного производства – создаются технопарки, научно-производственные зоны, центры коммерциализации технологий, идет содействие при процессе патентования и привлечению инвестиций;
- поддержка в области ремесленничества – создаются палаты ремесел, центры ремесла, обеспечивается их деятельность;
- поддержка в области внешнеэкономической деятельности – создание условий для продвижение произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства продукции на рынке иностранных государств, сотрудничество в русле поддержки малого и среднего предпринимательства с иностранными государствами и с международными организациями.
Также, с 2016 г. осуществляется поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, которые связаны с сельскохозяйственной деятельностью. Это связано в первую очередь с импортозамещением.
Так как существует огромное множество механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства, автор постарался систематизировать их и определить их цели. На рисунке 2 схематично отражена структура система поддержки МСП.
Рисунок 2 – Структура системы поддержки малого и среднего предпринимательства
Помощь государства в развитии малого и среднего предпринимательства внесет свой вклад в создание рабочих мест. В трудовую деятельность в сфере малого и среднего предпринимательства могут вовлекаться и пенсионеры, инвалиды, домохозяйки, учащиеся, которые попросту не могут работать на крупном производстве [4]. Снизится безработица и уменьшится социальная напряженность (как следствие). Все это наглядно отражено на рисунке 3.
Рисунок 3 – Влияние помощи государства в развитии малого и среднего предпринимательства
В свою очередь будет решен ряд экономических, социальных и научно-технических проблем, которые стоят перед органами власти. Государственная поддержка способна стимулировать научно-технический прогресс, поддерживая инновационный предприятия, что в будущем поспособствует структурной перестройке экономики города. При поддержке со стороны государства малые и средние предприятия будут быстрее и лучше удовлетворять потребности населения. Это все наглядно отражено на рисунке 4.
Рисунок 4 – Влияние государственной поддержки инновационных предприятий
Малые и средние предприятия нельзя рассматривать как уменьшенные копии больших фирм. Они отличаются многочисленными специфическими чертами, имеют собственные законы развития. Только им присуща быстрая реакция на изменения и требования рынка. Именно малый и средний бизнес – залог ускорения рыночных преобразований в регионе, а также создания достойных условий жизни людей в регионе. Но все это невозможно осуществить без поддержки государства. Поэтому государственная поддержка малого и среднего предпринимательства является важным критерием в обеспечении экономической безопасности региона.
Библиографический список
- Экономическая безопасность [Текст]: учеб. пособие / Е. Б. Дворядкина, Я. П. Силин, Н. В. Новикова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. – 2-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург: [Изд-во Урал. гос. экон. ун-та], 2016. – 194 с.
- Иванов, С.А. Малый бизнес как стратегический ресурс развития экономической безопасности [Электронный ресурс] / С.А. Иванов, Н.И. Уткин. – Режим доступа:http://vestnik.igps.ru/wp-content/uploads/V1/18.pdf#1
- Экономика и организация малого и среднего бизнеса [Текст]: Учебное пособие / Н.М.Филимонова, Н.В.Моргунова, Е.С.Ловкова – 2-e изд., доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 222 с.
- Волкова, Т.В. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства как фактор обеспечения экономической безопасности государства на примере Санкт-Петербурга [Текст] // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №1(53), 2012. – С. 152 – 156.
Количество просмотров публикации: Please wait