Актуальность.
Девиантное поведение представляет собой не только проблему личности, но и социальную проблему. В последние десятилетия проблема девиации (отклоняющегося поведения) приобрела высокую социальную значимость и научную актуальность. Процессы индивидуализации личности и ослабления групповых связей способствовали росту поведенческих девиаций в современном обществе.
Определение девинтного поведения личности.
В научной литературе наряду с нормальным (нормативным) поведением рассматривается и поведение, отклоняющееся от нормы. Традиционно, нормальное поведение предполагает признание личностью общепринятых норм, образцов поведения.
При этом под нормой понимаются явления общественного сознания в виде разделяемых обществом представлений о требованиях к поведению индивида с учетом его социальной роли, создающей оптимальные условия для жизни, с которыми эти нормы вступают в взаимодействие и оказывают влияние на формирование его поведения [4].
Поведение же несоответствующее социальным ожиданиям, обозначается как отклоняющееся.
Описывая многообразие подходов к оценке поведенческой нормы (психологический, социальный, полоролевой, возрастной и др.), В.Д. Менделевич предлагает обратить особое внимание на феноменологический подход, который, в отличие от перечисленных выше подходов, дает возможность учитывать все отклонения от нормы. Используя его, можно определять не только нейтральные отклонения в поведении, но и положительно окрашенные девиации. Так, ярким примером положительно окрашенной девиации является чрезмерное трудолюбие.
Основная суть феноменологического подхода заключается в оценке нормы поведения, которая подразумевает наличие гармоничного поведения, противостоящего девиантному поведению личности.
Наилучшая поведенческая норма, по мнению В.Д. Менделевича, подразумевает сочетание гармоничного поведения с творческой направленностью личности. Поэтому под гармоничной личностью он предлагает понимать человека, который сформировался как личность, обладает ответственностью за собственную судьбу, самостоятельностью в принятии решений, руководствуется в своей жизни законами нравственности и морали [8].
Под отклоняющимся от нормы поведением подразумевают поведение, проявляющееся в пренебрежении к традициям и нормам общества, сознательном или неосознанном отношении к другому человеку как средству для достижения личных целей, безответственности (переложение ответственности на других людей или на обстоятельства), неадекватном поведении, завышенной или заниженной самоценке, недостаточном принятии себя и т.д. [9].
В психологической литературе под термином «отклоняющееся поведение» понимается ряд бихевиористических реакций – от незначительных нарушений социальным норм поведения до тяжелых психических нарушений (Т.Ш. Андгуладзе, Ю.М. Антонян, С.А. Беличева, Б.В. Зейгарник).
В качестве рабочего понятия используем предложенное В.Т. Кондрашенко: «девиантное поведение» – это социально-психологическое понятие, так как оно обозначает отклонение от принятых в обществе норм: действий, поступков и высказываний, не связанных с психическими заболеваниями [5].
Существуют несколько классификаций отклоняющегося поведения личности:
- реактивно-обусловленные (суициды, побеги и пр.);
- обусловленные низким моральным уровнем личности (употребление алкоголя, наркотиков, различные правонарушения), которые отчасти являются следствием неправильного воспитания;
- обусловленные патологией влечений (садизм, мазохизм и др.), основываются на биологических потребностях индивида [2, с. 104].
А.Е. Личко предлагает рассматривать нарушения поведения в двух направлениях:
а) по форме проявления нарушений – побеги из дома, бродяжничество, ранняя алкоголизация, сексуальные девиации, суицидальное поведение;
б) в отношении причин, факторов, мотивов, лежащих в их основе.
Среди них (последних) выделяют биологически обусловленные основы (генетические факторы и др.), социально-психологические основы (социальная среда) [10].
В рамках психологического подхода используются и другие типологии отклоняющегося поведения.
Рядом авторов (В.Д. Менделевич, Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь) выделены три группы поведенческих девиаций:
- негативные (злоупотребление алкоголем, наркотиками и т.д.);
- позитивные (чрезмерное трудолюбие, нестандартное мышление гения);
- социально-нейтральные девиации (например, попрошайничество).
Ц. П. Короленко и Т. А. Донских делят все отклонения поведения на два типа: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может проявляться в виде необычного мышления, а также действий, которые не соответствуют социальным стереотипам.
Типология деструктивного поведения создается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм, в другом – внутридеструктивные цели, которые направленны на разрушение самой личности, ее регресс, что, в свою очередь, проявляется в внутридеструктивном поведении.
Внешнедеструктивное поведение авторы делят на аддиктивное (многочисленные формы психозависимости) и антисоциальное (вандализм, грабежи, физическое насилие).
К первой группе относят: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение.
Суицидное поведение включает ряд действий, направленных на осмысленное осуществление стремления уйти из жизни. Конформистское — поведение, которое нацеленно только на внешние авторитеты (подчинение своего поведения мнению и действиям окружающих); нарциссическое управляется чувством собственной неповторимости; фанатическое выступает в форме слепой приверженности к каким-либо взглядам; аутическое подразумевает отчужденность от людей и окружающего мира, погруженность в мир внутренний.
Традиционно к массовым и проблемным формам девиантного поведения относят аддикции (злоупотребление алкоголем, наркотиками и иные формы психозависимости) [7].
Наряду с зависимостью в поведении аддиктивной личности наблюдается стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, наполненной предписаниями скучной жизнью, склонность к поиску запредельных эмоций, порой даже ценой серьезного риска для жизни и здоровья [3].
В научной литературе описано четыре вида бегства от реальности: бегство в иллюзии, бегство в тело, бегство в работу, бегство в контакты или одиночество [6].
При выборе ухода от реальности в виде «бегства в тело» происходит изменение ценностей обыденной жизни, замещение деятельности, направленной на семью, служебный рост или хобби, деятельностью, нацеленной лишь на собственное благополучие (увлечение оздоровительными процедурами, собственной внешностью, качеством и количеством отдыха).
«Бегство в работу» характеризуется чрезмерной увлеченностью служебными делами, которым человек начинает уделять непомерное в сравнении с другими областями жизни время, становясь трудоголиком.
Изменение ценности общения происходит при выборе поведения в виде «бегства в контакты или одиночество», при котором либо общение становится желанным способом удовлетворения потребностей, либо количество контактов сводится к минимуму.
Склонность к размышлениям, при отсутствии желания что-либо воплотить в жизнь называется «бегством в фантазии». При подобном уходе от действительности у человека возрастает интерес к философии, религии.
Требуют отдельного анализа и такие формы аддикции, как интернет-зависимость, работогольная и сексуальная аддикция, аддикция к трате денег и др. [1].
Подобные формы аддикций не являются социально-опасными, но оказывают значимое влияние на профессионально-служебную деятельность личности и, в связи с этим, должны стать объектом профилактической работы.
Таким образом, девиантное поведение – это, с одной стороны, поведение личности, с другой стороны – социальная проблема. Анализ причин, лежащих в основе разнообразных форм девиантного поведения необходим для разработки мер по их профилактике.
Библиографический список
- Болдырева Т.А. Деформации личности: попытка систематизации современных психологических подходов в русле концепции индивидуальности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 2 (163).
- Глинский, Я., Афанасьев, В. Социология девиантного поведения: учебное пособие. СПб, 1993.
- Зубова, Л.В. О проблеме психологии асоциальной личности в современном российском обществе с позиции интегративного подхода / Зубова Л. В., Харькова А. А. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 2. С. 96-100.
- Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). М.: Академия, 2004. 288 с.
- Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск: Беларусь, 1988.
- Кудрявцев В.Н., Нерсесянц В.С., Кудрявцев Ю.В. Социальные отклонения. Введение в общую теорию. М.: Юрид. лит., 1984.
- Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск, 2001.
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. СПб.: Речь, 2005.
- Степанов В. Г. Психология трудных школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001.
- Щербинина О.А. Асоциальная личность как объект исследования современной психологии // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 4 (165).
Количество просмотров публикации: Please wait