Шоу-бизнес является определенной сферой в основе которой лежит PR-деятельность. В связи с этим необходимо определится с категориально понятийным аппаратом.
В настоящее время в теории связей с общественностью существует довольно много определений PR-деятельности. По мнению известного ученого Сэма Блека PR-деятельность – это искусство и наука анализа тенденций, предсказания их последствий, выдачи рекомендаций и осуществление программ действий. Так же Сэм Блэк объясняет, что PR-деятельность – это содействие установлению взаимопонимания и доброжелательности между личностью, организацией и другими людьми, группами людей или обществом посредством распространения разъяснительного материала и оценки общественной реакции. Довольно краткое определение приводит И.М. Синяева. По её мнению, PR-деятельность предполагает многократную деятельность по улучшению взаимоотношений между организацией и общественностью, а также с теми, кто вступает с ней в деловой контакт [1, c. 6].
Таким образом можно сказать, что специалисты под термином PR-деятельность понимают управляемый процесс коммуникации между субъектом и обществом, призвание которого – информирование общественности о деятельности с коммерческими, специальными или иными целями. Однако связь с общественностью предполагает и нейтральные коммуниканты, а также открытые взаимоотношения между их субъектами.
В силу особенностей такого вида коммерческих услуг, каковыми являются услуги шоу-бизнеса, PR-деятельность в шоу-бизнесе занимает особое место. В условиях рыночных отношений, даже имея прирожденный талант без знания системы PR невозможно добиться успеха.
Определение PR-деятельности, как правило, основывается на том, какие функции выполняет (реализует) данный вид деятельности. Таких функций огромное количество и все их можно условно разделить на группы. Следовательно, и определений может быть несколько, исходя из той сферы, где функционирует PR-деятельность.
По сфере применения PR-деятельности в структуре его включения в общественную деятельность можно разделить на 3 различные группы:
1. Политическая PR-деятельность;
2. Торговая;
3. PR-деятельность в сфере медиа.
В шоу-бизнесе «паблик рилейшенз» предполагает обязательное использование средств массовой информации для престижной рекламы, направленной на завоевание благожелательного отношения целевой аудитории к определенному исполнителю или группе исполнителей (выражаясь терминологией маркетинга, – производителей услуг), достижения ими высокой общественной репутации[2, c. 17]. Следует учитывать, что внутри культурной среды в обществе, члены которого являются потребителями услуг того или иного исполнителя (шоу-мэна или другого производителя услуг), как правило, складываются локальные субкультуры. Масштабы таких субкультур могут быть различными, в зависимости от существующих в конкретный период времени настроений в общественном сознании. Иногда субкультуры могут быть довольно экзотическими, со своим узким кругом приверженцев и почитателей со специфическими вкусами и предпочтениями, которые, тем не менее, приходится учитывать шоу-мэнам в соответствии с законами рынка. Поэтому в каждой сфере деятельности PR вырабатывает свои технологии или их наборы для достижения требуемого воздействия на определенную аудиторию.
PR-деятельность в шоу-бизнесе занимает одно из важных мест в продвижении шоу или его объекта. Главная задача PR-деятельности в шоу бизнесе это улучшение взаимоотношений с общественностью и налаживание коммуникации с ней. [3. c. 8]
Общий рейтинг объекта шоу-бизнеса повышается с помощьюPR-деятельности. В качестве общественности могут послужить разные целевые аудитории, имеющие собственное мнение об объекте шоу-бизнеса, например, поклонники, зрители, продюсеры, персонал. Отношения между объектом шоу-бизнеса и целевой аудиторией обеспечивают неоспоримое конкурентное преимущество на рынке.
PR-деятельность в шоу-бизнесе включают в себя решение различных проблем, в том числе обеспечивает информацией об общественном мнении, обеспечивает решением целей и задач шоу-бизнеса в интересах общества, поддерживает состояние готовности общественности к рыночным и общественным переменам.
Основные направления, которые получил PR в своем развитии на протяжении многих лет являются не обязательно пропаганда или агитация как это было в начале истории PR.С приходом рыночной экономикиPR-деятельность в шоу-бизнесе расширила свои направления, так на сегодняшний день в структуру PR-деятельности осуществляемая в шоу бизнесе входит:
1) формирование общественного мнения;
2) установления эффективных коммуникаций с представителями различных кругов общественности, государственных органов, деловых кругов;
3) разработка эффективных взаимодействий с СМИ;
4) формирование потребительских отношений;
5) организация международные контактов.
Важно, что одним из ключевых принципов осуществленияPR-деятельности в шоу-бизнесе является принцип обеспечения взаимной выгоды для фирмы или заинтересованного лица и общественности на основе честности и правдивости информации. Таким образом можно построить доверительные отношения с публикой и завоевать уважения в СМИ или в профессиональном кругу.
Основные принципы PR -деятельности которые можно применить в области шоу-бизнеса и адаптировать под нужную общественность были обоснованы английским социологом Сэмом Блэком, они заключаются в следующем:
- открытость информации – принцип по праву считается ведущим в шоу-бизнесе. (Общественность может принимать информацию в социальных сетях, на сайте или по телефону);
- опора на объективные закономерности массового сознания, а также отношений между людьми, организациями и общественностью. Отказ от попыток выдавать желаемое за действительное. (Некоторые поражения в критической ситуации стоит принять и не скрывать общественности, особенно в эпоху информационной эры);
- уважение индивидуальности, ориентация на человека. (Уважительная отдача обратной связи по возможности. Применимо при переговорах с журналистами или кадрами внутри организации);
- оказание помощи в форме консультаций. (Это может быть специальный email для справок).
По мнению Сема Блека содержание связей с общественностью суть взаимодействия субъекта управления в лице организации с многочисленными объектами управления, в лице различных целевых аудиторий – от собственно потребителей до многообразных финансовых институтов и органов власти. Данные принципы, наглядно, можно проследить в модели организации PR-деятельности в шоу-бизнесе, которая была разработана И.М Синяевой [3, c.14]
Рис.1 (Принципиальная модель организации PR-деятельности в шоу бизнесе)
Данная модель демонстрирует нам комплексную систему, состоящая из множества компонентов, действий, явлений и закономерностей. PR-деятельность в шоу бизнесе выделяет основных участников из предложенной модели:
- заказчик, инициирует установление связей с целевой аудиториями, установив основные задачи, направления, примерного объема затрат;
- PR-агентство, принимая заказ, оценивает стоимость работ, реальные возможности, специфику и целевую аудиторию. Подготавливает необходимую информацию для работы;
- PR-обращение, которое включает в себя всю совокупность информации или материалов которую нужно донести общественности с помощью различных каналов связи. В зависимости от поставленной задачи, наличия необходимых ресурсов, характера целевой аудитории формируется общая концепция PR-обращения. PR-обращением часто называют пресс-релиз;
- Каналы передачи информации. На этом этапе происходит анализ и выбор необходимых, для достижения основной концепции, каналов передачи информации до целевой аудитории. Специализированные издания, СМИ, видеохостинги (такие как «Youtube», «Vimeo», «VK»), официальный сайт или страница в социальной сети («Facebook», «VK», «Twitter»). На этом этапе необходимо дифференцирование аудитории. Для того что бы PR-обращение было освещено как можно эффективнее. Важно выделить конкретно существующих потребителей, потенциальных с выделением специфических признаков. У Ф. Котлера целевые аудитории определены как контактные, те группы которые проявляют реальный интерес к организации шоу-бизнеса или оказывают влияние на способность достигать поставленных целей;
- Барьеры. На фоне социальной среды фиксируется реакция общественности посредством обратной связи при постоянном преодолении различных «шумов», которые мешают нормальному развитию PR-деятельности в шоу-бизнесе. Это могут быть барьеры коммуникации в межкультурной среде, организационные барьеры, коммуникационные перегрузки, личностные барьеры. Для преодоления этих барьеров специалисты должны обладать знаниями в области менеджмента, маркетинга, поп-культуры, шоу-культуры, психологии, социологии и журналистики.
Сущность данной модели заключается в сведении закономерности функции PR в шоу бизнесе. Представляется возможность рассматривать модель как целостную систему с учетом постоянных ее элементов.
В шоу-бизнесе царит конкуренция, которая не всегда основывается на добросовестной политике конкурентов и цивилизованных законах рынка. Фальсифицированная информация, основанная на слухах, а не на фактах часто называют «черный PR», но PR-деятельность не имеет ничего общего с не добросовестной и не качественной подачей информации. Средствами PR-деятельности в шоу-бизнесе не являются: барьеры между правдой и общественностью, пропаганда, стремление навязывания вопреки эстетическим нормам и общественным интересам, набор хитростей в целях привлечения внимания.
Таким образом можно сказать, что PR-деятельность существует в неразрывной связи с шоу-бизнесом с и является частью управленческой деятельности, направленной на достижение взаимопонимания между объектом продвижения и общественностью, в целях достижения благоприятной общественной атмосферы для развития шоу-бизнеса.
Библиографический список
- Варакута С. А. Связи с общественностью : Учебное пособие / С.А. Варакута. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 207 с.: 60×90 1/16. – (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-003443-0
- Щебет Д. А. Манипулятивные основы политической рекламы // Политжурнал. – 2013. – № 3. – С. 17.
- Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010
Количество просмотров публикации: Please wait