АНАЛИЗ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)

Горюшкина Елена Сергеевна
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Липецкий филиал, студентка экономического факультета

Аннотация
В статье обозначены проблемы качества и конкурентоспособности продукции. Рассмотрена конкурентная политика. Указаны проблемы рыночных отношений в условиях экономического кризиса.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Горюшкина Е.С. Анализ качества и конкурентоспособности продукции (работ, услуг) // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/05/23834 (дата обращения: 21.02.2024).

Качество – совокупность свойств рассматриваемого объекта (например, продукции или услуги), потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемые потребности при использовании его по назначению[1].

Качество представляет собой многогранный показатель, который вбирает в себя  проявление множества факторов различного масштаба: начиная от показателей динамики и качества развития национальной экономики страны до непосредственно организации производственного процесса в самой организации. Требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий утверждаются в серии международных стандартов ISO 9000. Национальным стандартом, разработанным на их основе, является ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества». Стандартизация является одним из важнейших элементов современного механизма управления качеством продукции.

Качество продукции (работ, услуг) – это основной показатель конкурентоспособности продукции выпускаемой продукции и предприятия в целом. Конкурентоспособность выражается в степени привлекательности в глазах конечного потребителя относительно других подобных товаров и услуг, которые предлагают конкуренты. В связи с этим высокое качество продукции является важным и ключевым показателем для современных экономических субъектов, достижение которого – неотъемлемый элемент эффективной конкурентной политики.

Активная конкурентная политика, которая станет  стимулом для качественных инвестиций, облегчит  в итоге структурам спроса и предложения непрерывное приспособление к технологическому развитию, то есть инновациям[2].

Для сохранения имеющихся рыночных позиций, а также для выхода на новые рынки сбыта в большинстве случаев прибегают к повышению роста показателя качества, тем самым данный показатель становится одной из множества форм конкурентной борьбы. Однако в настоящее время, в связи с наличием кризисных явлений в российской экономике, отечественные предприятия оптимизируют издержки на качество продукции, снижая цену. Конкуренция на современном рынке в основном является ценовой, основанной на политике снижения цен производителями и минимизации издержек на управление качеством. Ярким примером в нашем регионе является деятельность нового собственника ОАО . Руководство компании снизило цены на отдельные виды продукции, однако при этом пострадали ее качественные характеристики. Ценовые методы конкуренции в кризисных условиях получают широкое распространение, и это является серьезной проблемой, поскольку при ухудшении качества продукции наносится серьезный ущерб имиджу компании. При этом нередко постоянные покупатели, для которых на первом месте качество товара, уходят.

Выходом из сложившейся рыночной ситуации для российских производителей является достижение баланса интересов с потребителями. Чтобы не потерять долю рынка и оставаться конкурентоспособными, предприятиям необходимо оптимизировать издержки, не связанные с качеством, выпуская качественный продукт по рыночно ориентированной цене. Для этого необходимо систематически и на регулярной основе проводить анализ конкурентоспособности продукции, основанный на изучении мнения потребителей, а также факторов, влияющих на ее качество и конкурентоспособность. При проведении анализа показателей качества выпускаемой продукции всегда следует делать мониторинг самой системы управления качеством и сделать выводы о динамике ее показателей за последние несколько лет. Для оценки конкурентоспособности продукции можно использовать следующие показатели: показатели назначения, надёжности, технологичности, унификации, экономичного использования сырья, материалов, топлива и энергии, патентно-правовые, экологические показатели.

Таким образом, используя комплексный анализ показателей, характеризующих качество и конкурентоспособность продукции (работ, услуг), предприятие может своевременно выявлять негативные тенденции и принимать эффективные экономические решения, позволяющие усилить рыночные позиции, расширить предложение и активизировать покупательский спрос.


Библиографический список
  1. Управление качеством / под ред. А.Г. Зекунова. М.: Юрайт, 2015. С.18.
  2. Информационный портал «Липецкмедиа». URL:  http://lipetskmedia.ru /news/view/9637-Svyetlana_Dyerbyenyeva_.html


Все статьи автора «Горюшкина Елена Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: