Современный этап развития образования ориентирован на формирование принципиально новых компетенций у педагогических работников образовательной организации. Требования к уровню профессиональной компетентности заложены в профессиональных стандартах. Существующие квалификационные характеристики и должностные инструкции не отвечают новым требованиям профессионального стандарта. Утверждённый профессиональный стандарт, призванный дать новый импульс развитию педагога и системы образования, по решению Министерства образования и науки Российской Федерации начал повсеместно внедряться с 1 января 2017 года.
Профессиональный стандарт в системе образования исполняет роль объективного измерителя квалификации педагогов, выступает в качестве средства отбора педагогических кадров, является основой
для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем и эффективной системы оплаты труда, выполняет функцию инструмента реализации стратегии и повышения качества образования.
Одним из показателей качества образовательного процесса является уровень профессиональной компетентности педагогов. Актуальность процесса развития профессиональных компетентностей обусловлена Концепцией развития дополнительного образования детей, а также требованиями профессионального стандарта, которые определяют компетентностный подход в образовании приоритетным. Из всех компетенций, необходимых педагогу в профессиональной деятельности, можно выделить девять наиболее значимых (социально-психологическая, профессионально-коммуникативная, общепедагогическая, предметная, управленческая, рефлексивная, информационно-коммуникативная, креативная, компетенция в сфере инновационной деятельности).
Данные компетенции посредством трудовых функций и действий, необходимых умений и знаний, требований к квалификации отражены в профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Организация процесса развития профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования осуществляется с помощью определенных управленческих механизмов, реализующихся в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования.
Сегодня, Дворец творчества детей и молодёжи г. Ростова-на-Дону является пилотной площадкой по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». В связи с чем, во Дворце творчества детей и молодёжи г. Ростова-на-Дону придаётся большое значение научно-методическому обеспечению процесса развития профессиональной компетентности педагогических работников. В основе процесса развития профессиональной компетентности педагогов лежит системный научный подход:
аналитическая, исследовательская, программно-информационная, проектировочная, обучающая, организационно-координационная, консультационная, издательская деятельность, который предполагает
максимальную поддержку педагогов на всех этапах профессионального становления, стимулируя их самообразование и самосовершенствование.
Так, обучающая функция реализуется в рамках образовательного кластера. Обмен опытом и трансфер знаний осуществляется на двух уровнях: внутреннем – посредством методической службы (в рамках работы обучающих семинаров, стажёрских и экспериментальных площадок, педагогической гостиной) и внешнем – посредством взаимодействия с ФИРО, Ростовским институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, ЮФУ, ДГТУ. На основании договора с ДГТУ на базе Дворца творчества создана кафедра профессионального образования. Это магистратуры очно-заочной формы (срок обучения – 2,5 года) и курсы переподготовки на базовое педагогическое образование (срок обучения – 9 месяцев). В период с 2014 по 2016гг профессиональную переподготовку на базе ДГТУ прошли 41педагогический работник нашего образовательного учреждения.
За время работы образовательного кластера в период с 2012 по 2016 гг. курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки прошли 519 педагогических работников.
Всего в 2015-2016 учебном году повысили свою квалификацию – 193 педагогических работников. В период с 2014 по 2016гг. профессиональную переподготовку прошли 49 человек. Данная статистика говорит о положительной динамике процесса формирования профессиональной компетентности педагогических работников учреждения в условиях внедрения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Научно-методическое обеспечение процесса развития профессиональной компетентности реализуется в рамках содержательных блоков:
Особое внимание уделяется вопросам разработки, апробации и внедрения авторских дополнительных общеобразовательных программ. Программное поле образовательного пространства Дворца представляет собой 154 общеобразовательные дополнительные программы. Из которых авторских программ 61 (что составляет 40% от общего числа программ). Все программы проходят экспертную оценку методическим советом учреждения. Актуальный опыт транслируется в сборнике «Педагогика творчества». Всего издано: 17 сборников. В 2015-2016 вышла электронная версия данного сборника.
Процесс развития профессиональных компетенций педагогов не мыслим без конкурсного и фестивального движения. Педагоги Дворца постоянно участвуют в конкурсах и фестивалях профессионального мастерства. В 2014-16 годах во Всероссийском фестивале педагогического творчества приняли участие и стали дипломантами 120 педагогических работников. В 2016 году педагог дополнительного образования Д. В. Тимко занял II-е место в XII городском этапе Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»; десять педагогов стали дипломантами и призёрами
областного конкурса инновационных проектов (авторских программ) дополнительного образования Ростовской области и 11 педагогов дипломантами I Всероссийского конкурса образовательных программ, проектов и методических материалов по теме: «Формирование социальных компетентностей детей и подростков во внеурочной деятельности, неформальном и дополнительном образовании”.
Участие педагогов в творческой мастерской позволяет обмениваться актуальным педагогическим опытом в рамках открытых занятий и мастер-классов. Все мастер-классы, проведённые педагогами, по типу предметно-педагогические, предполагающие одновременно освоение участниками способов конкретной практической деятельности, методов и приёмов решения педагогической проблемы в процессе организации данного вида деятельности. Проблематика, цели и задачи мастер-классов проектировались исходя из проблемы федеральной экспериментальной площадки «Социальное проектирование как фактор
формирования творческой направленности личности в условиях межинституционального взаимодействия». В программу открытых занятий учреждения включаются занятия разного типа (интегративные, занятия-погружения в тему, комбинированные, вводные, итоговые), с участием детей различных возрастных групп (дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников).
Обмен актуальным педагогическим опытом осуществляется как в очном, так и дистанционном режимах, транслируется на самых различных стажёрских площадках, в том числе в педагогических электронных сборниках. Темы выступлений охватывают широкий спектр инновационной и экспериментальной деятельности. Вот некоторые из них:
1. «Социальное партнерство в контексте реализации сетевой модели
работы с одаренными детьми».
2. «Проектная деятельность как средство формирования социально-активной позиции личности».
3. «Духовно-нравственное воспитание учащихся в контексте взаимодействия различных социальных институтов».
4. «Сетевое взаимодействие как фактор формирования основ гражданской идентичности у детей дошкольного возраста в муниципальном образовательном пространстве».
5. «Социальное проектирование как фактор формирования творческой направленности личности в условиях межинституционального взаимодействия и сотрудничества».
Обучающая компонента процесса развития профессиональной компетентности педагогов – это и система семинаров. В 2015-2016 уч. г. слушателями семинаров стали 167 педагогических работников МБУ ДО ДТДМ. Тематика семинаров охватывала широкий круг вопросов: социальное проектирование и дистанционное обучение в системе УДО, особенности педагогической работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими ограничения по здоровью, вопросы мониторинга качества образовательного процесса и развития технокультурного пространства и др.
Методической службой Дворца разработана системно-деятельностная модель научно-методического обеспечения процесса развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования.
На данном этапе времени во Дворце творчества детей и молодёжи создана Рабочая группа (творческая лаборатория), разработан план деятельности по внедрению профессионального стандарта в образовательном пространстве учреждения. План предусматривает целый ряд мероприятий (курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, семинарские занятия и круглые столы, обучающие семинары и т.п.), которые будут способствовать становлению профессионального мастерства и формированию профессиональной компетентности педагогов.
Количество просмотров публикации: Please wait