НОВЫЕ ЗАКОНЫ ФИЛОСОФИИ

Филиппов Леонид Иванович
Государственное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №18» г. Кисловодска

Аннотация
Введены основные законы метафилософии. В равной степени их можно отнести к философским законам. В трёх известных философских законах (ввёл Гегель) выпадает объект рассмотрения – существенный недочёт теории. Выявлена обусловленность понятий «содержание» и «связь», которые устанавливаются либо между объектами, либо между частями целого объекта. Эти законы рассмотрены с позиции основного философского вопроса, через объект и предмет изучения философии, её функций.

Ключевые слова: обусловленность между содержанием и связью, объект и предмет философии, отношение, связь, содержание, структура, целое, часть


NEW LAWS OF PHILOSOPHY

Filippov Leonid Ivanovich
State educational institution "Special (correctional) comprehensive boarding school №18" the city of Kislovodsk

Abstract
Introduced the basic laws of metaphilosophy. Equally they can be attributed to philosophical laws. In three well-known philosophical laws (introduced Hegel) get the object of consideration is a significant shortcoming of the theory. The identified causality of the concepts of "content" and "communication" that are installed either between objects or between parts of the whole object. These laws are considered from the perspective of the basic philosophical question, through the object and subject of study of philosophy, of its functions.

Keywords: communication, content, dependence between the content and relationship, object and subject of philosophy, part, relation, structure, whole


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Филиппов Л.И. Новые законы философии // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/04/23494 (дата обращения: 25.02.2024).

«… основной философский вопрос … в наибольшей степени реализует концепцию предмета философии как науки о наиболее общих законах движения и развития бытия и сознания» [1, с.29]. «Философское знание вычленяет самые существенные, глубинные, коренные признаки, «схватывает» природу всех объектов бытия и познания» [1, с.18]. Известно, что объектом изучения философии (онтологии) является объективная реальность [2]. Было уже отмечено [3], что отношение объекта и предмета изучения такая же, как между целым и его частью. Но любой объект обладает структурой. «Структура [4, с. 462] – строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между элементами, а также законов данных взаимосвязей. Структура – неотъемлемый атрибут всех реально существующих объектов и систем. …Каждый материальный объект обладает неисчерпаемым многообразием внутренних и внешних связей, способностей переходам из одних состояний в другие… каждая материальная система является полиструктурной». «Сущность – совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции развития материальной системы» [4, с. 469]. Получается, что выявление структур объекта – это выявление сущности объекта! «Предметом изучения онтологии является содержание и связь объектов, их обусловленность, изменчивые и устойчивые отношения структур действительного мира» [3].  Выделим два основных познавательных атрибута философии – это познание содержания и отношений (связей) объекта. Связи и отношения могут быть как внутренними (внутри объекта), так и внешними (между объектами).

Поставим задачу. Выявим обусловленность понятий «содержание» и «связь». В философской учебной литературе [5, с.118] показано «движение» такой обусловленности. Начали с понятий «целое» и «часть», которые были выработаны ещё в глубокой древности. Но эти понятия не учитывали важный фактор целостности, как связь. Целое больше суммы его частей. Поэтому стали вводить понятия «система», «подсистема», «элемент». Эти понятия уже учитывают связи. Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определённую целостность, единство [4, с. 427]. Наряду с понятием «связь» стали чаще употреблять понятие «отношение», имеющее количественный оттенок: больше, меньше, равно, твёрже, выше и т.д. «В каждой системе можно выделить неустойчивые, быстро меняющиеся отношения, а также отношения относительно устойчивые, или постоянные. Совокупность устойчивых, постоянных отношений, охватывающих отдельные подсистемы и элементы, образуют структуру системы» [5, с.121]. Следующим этапом обусловленности «содержания» и «связи» стали введение и исследование категорий «форма» и «содержание». « «Форма» – это категория, фиксирующая устойчивые отношения данной структуры, рассматриваемые отдельно, изолированно от охватываемых ими подсистем и элементов… «Содержание» – это категория, отражающая конкретный набор элементов и подсистем (здесь под «набором элементов и подсистем» понимается как части целого, рассматриваемые отдельно, уже изолированно от «устойчивых отношений»), включённых в данную структуру» [5, с. 122]. В категории «форма» учитывается только фиксированный устойчивый атрибут «связи», а в категории «содержание» – только части целого. Если в определении структуры обнаруживается обусловленность между содержанием и связью, то между формой и содержанием такой обусловленности нет, так как порой форма не соответствует содержанию. «Связь» – это  родовое понятие для «формы», то есть «связь» по объёму больше «формы». Однако, «содержание» наделяется ведущей ролью для «формы». Форма должна соответствовать содержанию. Но и форма может активно воздействовать на содержание, хотя, по сути, она инертна. Только изменение содержания «инициирует» изменение формы!

Допустим, мы имеем дело с системой, имеющей устойчивые, постоянные отношения. Другими словами, рассматривается объект, имеющий структуру. Для понимания сути обусловленности в структуре произведём упрощения. Так вот, имеем целое (объект, система), состоящее из частей (подсистемы, элементы). Далее, между частями обнаруживаются устойчивые связи и отношения, «которые представляют собой объективные законы» [5, с. 123]. В данном случае можно утверждать, что форма соответствует содержанию, или качество целого пока определяется мерой количественных изменений в частях целого!

  Закон соответствия и несоответствия «целого» и его «частей». Другое название – основной закон структуры объекта. Третье название – закон «содержания», обусловленный «связями, отношениями».

  Всякое целое (объект) имеет некоторую структуру, которая обуславливается законами, правилами и т. д. Любая часть целого подчиняется всем этим законам и правилам. Но любая его часть может иметь свои особенные законы и правила (они-то и определяют эту часть целого), действующие в рамках своей части, не распространяясь на всю остальную часть целого.  

Второй закон структуры объекта.

  Все законы и правила частей объекта не должны противоречить общим законам и правилам целого.

Третий закон изменения структуры объекта.

 Если какая-то часть целого приобретает законы и правила, противоречащие законам и правилам целого, то возникают предпосылки, меняющие структуру объекта.

Второй закон структуры объекта можно ещё интерпретировать как соответствие формы содержанию. В свою очередь, третий закон – это несоответствие формы содержанию.

В философской учебной литературе обнаруживается путаница в соотношениях между «содержанием» и «формой». Содержание – это набор элементов и подсистем (части целого), а форма – это устойчивые связи, отношения – законы в этом «наборе элементов и подсистем». Так вот, повсеместно в литературе утверждается, что «форма» и «содержание» могут взаимно переходить одно в другое. С этим утверждением трудно согласиться. Приведём упрощённое образное сравнение. Форма – это закон, а содержание может иметь как понятийную форму (здесь уместны «переходы одного в другое»), так и телесный вид. Пример. Рассмотрим Землю, как элемент Солнечной системы, или даже Вселенной, с действующей на ней законами гравитации. Здесь Земля – это содержание, а закон гравитации – это форма. Вопрос. Как в данном случае понимать «взаимный переход одного в другое»? Предложенные законы философии позволяют устранить данную путаницу. Вот поэтому нам пришлось «рафинировать» две группы понятий: с одной стороны, «содержание», «часть», «целое»; с другой стороны, «связь», «отношение», «форма»! Данный анализ был произведён для того, чтобы в дальнейшем произвести эффективный качественный методологический синтез! В данном контексте (анализ и синтез) следует понимать как «обусловленность» содержания и связи.

Где и по какому поводу эти законы можно использовать?

Аналогами этих законов давно пользуются математики в теории множеств. Чтобы упорядочить научную философскую структуру автором (Филипповым Л.И.) был предложен новый подход в статье [2]. В общую философию (онтологию) отходили наиболее общие понятия (категории) и общие философские законы. В другие философские системы, в том числе и в теорию познания, отходили менее общие законы и понятия. В свою очередь, менее общие понятия получались путём дихотомного деления из понятий онтологии. Так вот, онтология, её законы и понятия рассматривались как целое, а теория познания с её законом и понятиями – как часть целого.

Примерно такие же отношения наблюдаются между теорией познания и дидактикой в педагогике [6]. Теперь уже теория познания – это целое, а дидактика – часть этого целого.

Использование второго закона позволит решить проблему редукции в любой науке. Главное: «особенные» законы части не должны противоречить выполнению законов целого.

Новые законы философии глубже раскрывают проблему единства и многообразия мира. Разрабатывая общую методологию познания, мы тем самым затрагиваем основные функции философии.

Основные вопросы философии – это наиболее общие вопросы бытия и познания. В основе бытия лежат два атрибута объективного мира: объекты, имеющие структуры; в рамках этих объектов выделяется содержание и связи (отношения), связи бывают внутренними и внешними. В основе познания следует рассматривать мышление на основе информации [2].

В статье [2] утверждалась мысль о целесообразности введения нового направления в изучении философии, метафилософии. Законы, приведённые выше, можно признать основными законами метафилософии. Как нетрудно увидеть, эти законы способствуют последовательно в познании совершать синтез и анализ объективного мира. И на этой основе создавать единою картину мира. Эти законы позволяют выработать и общую методологию познания. Тем самым мы заручаемся выполнением основных функций философии. Следует особо отметить и универсальный характер предложенных законов. Здесь все категории философии можно обосновать через призму обусловленности «содержания» и «связи»! С другой стороны, хорошо видна согласованность между предложенными законами и другими законами, введёнными ещё Гегелем и подхваченными позже диалектическим материализмом. В «Феноменологии духа» Гегелем вводится понятие «абсолютная идея», как первооснова мира … «и он (мир) развивается по законам, внутренне присущим мышлению, разуму» [7, с. 274]. (Именно такую позицию философа в диалектическом материализме называют «переворачиванием с ног на голову»). Поэтому «мышление, разум рассматривается Гегелем как независимая от человека и человечества абсолютная сущность природы, человека, всемирной истории» [7, с. 274]. Согласно тезисам основного вопроса философии, у Гегеля первично мышление, разум, а вторично бытие, материя. Сделаем важный для нас вывод. Законы, введённые Гегелем, предназначались для абсолютной идеи, то есть разума, мышления! Ещё со времён Аристотеля было известно, что понятия являются основной формой мышления. Вот поэтому объективная реальность, материя и бытие косвенно отстранялись от рассмотрения законами Гегеля, как объекта познания!

Введение в арсенал философской науки новых законов, связанных с внесением и изучением объектов её и связей, обуславливающие эти объекты, будет носить существенный дополнительный характер.

Мировоззренческая картина мира с учётом новых философских законов.

Всё, что нас окружает – объективная реальность, материя, бытие, природа. Объективную реальность, как целое, можно условно дихотомно разделить на части: на материю и сознание, либо на мышление и бытие. Соотношениями материи и сознания, мышления и бытия занимается теория познания (гносеология). Проблемами объективной реальности и её частей – материей и бытием – занимается общая философия (онтология). Материя и бытие состоит из объектов. Каждый объект структурирован. Структура – это взаимная обусловленность содержания и устойчивой связи. Связь зависит от содержания. Связь может быть внутренней (между частями объекта) и внешней (между разными объектами). Внутренние связи инициируют внешнюю связь. Постоянную устойчивую связь можно оформить как закон, поэтому учёные стараются выявить и оформить эти «связи» в виде законов. Но существуют неустойчивые связи. К ним относятся функционирующие и динамичные системы. К функционирующим системам относят системы, в которых процессы (связи) изменяются циклически при неизменном содержании (подсистем и элементов). В динамичных системах меняется содержание (внутри системы могут исчезать и вновь возникать отдельные элементы и целые подсистемы), как следствие, возникают предпосылки для изменения связей, отношений. Изменение содержания создаёт предпосылки для изменения структуры, формы. Здесь наблюдается действие закона количественных и качественных изменений, меры их соответствия.

В гносеологии сознание и мышление осуществляется посредством информации. Информация преобразуется из «слабой энергии». Слабая энергия – это воздействия окружающего мира на наши органы чувств. Воздействие носит явно материальный характер. От органов чувств преобразованные сигналы (биоэлектрические сигналы) по нервам переносятся в голову и спинной мозг. В голове эти сигналы (их мы называем «информацией») обрабатываются, хранятся и порой передаются нашим мышцам, с помощью которых мы осуществляем практику.


Библиографический список
  1. Урсул А.Д.  Философия и интегративно-общенаучные процессы. – М.: Наука, 1981. – 367 с.
  2. Филиппов 2013 – Филиппов Л.И.  Исследование философских категорий методами формальной логики. Основы метафилософии. Новые требования к критерию объективной истины. Информация и «слабая энергия». //Гуманитарные научные исследования. – № 5 Май 2013 [Электронный ресурс]. URL: human.snauka.ru/2013/05/3165
  3. Филиппов Л.И. О необходимости принципиальных соглашений между философами // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/05/6520.
  4. Фролов 1987 –  Фролов И.Т. Философский словарь. – М.: ИПЛ, 1987. – 590 с.
  5. Ракитов А. И. Философия (основные идеи и принципы). – М.: ИПЛ, 1985. – 368 с.
  6. Филиппов Л.И. Стратегия рационального обучения в педагогике // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL
  7. Иовчук М.Т., Ойзерман Т.И. Краткий очерк истории философии.- М.: Мысль, 1967. -790 с.


Все статьи автора «Филиппов Леонид Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: