Быстрое развитие современной цивилизации привело к ухудшению глобальных проблем, которые влияют на жизнь многих людей во всем мире, в том числе ведущую позицию занимает проблема международного терроризма.
В последние годы наблюдается изощренность и беспощадность терроризма, особенно в развитых странах. Взрывы в общественных местах:
- вокзалах, ресторанах;
- похищение государственных лидеров, дипломатов, руководителей партий;
- убийства, грабежи, захват посольств, самолетов.
Появляются новые тенденции в терроризме, невиданные раньше:
Воздушный терроризмом, ядерный терроризмом, биологический терроризм, экологический терроризм информационный терроризм.
Все они имеют четкие черты политического терроризма. Его цель гораздо масштабнее и грандиознее, чем получение денежного выкупа или освобождения из тюрем арестованных боевиков, – поставить на колени целые народы и государства.
История показывает, что все самые громкие террористические события современности приходятся на конец XX начало XXI веков. Именно в этот период разрабатывается стратегия современного терроризма, совершенствуется и оттачивается его тактика. Террористы начинают объединяться, ставят себе на службу новейшие научные достижения человечества, изобретают и приводят в действие невиданные террористические ноу-хау.
Акты террора очень разнообразны по своим сферам, целям, форматам, методам, природе и т.п. Однако единого толкования этого явления не существует. Экспертами предпринимались и продолжают предприниматься шаги по систематизации его проявлений по различным основаниям.
Субъектами терроризма может быть: государство, его центры спецслужб, международные или национальные террористические организации, политические движения и экстремистские партии, группы граждан и даже отдельные граждане,стремящиеся достичь своих целей.
Борьба с терроризмом стала одной из необходимых мер для обеспечения целостности сообщества.
Россия, являясь одним из приоритетных международных планов терроризма, уже не первый год самостоятельно ведет войну с его агрессивными действиями, в первую очередь на Северном Кавказе
Россия на опыте антитеррористических операций в Чечне, одна из первых, почувствовала угрозы, связанные с усилением международного терроризма и других проявлений экстремизма, незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью, контрабандой оружия, нелегальной иммиграцией. И начала принимать российский антитеррористический опыт как в СНГ, так и на более широком международном плане.
По инициативе России в 2000 году был образован Антитеррористический центр, объединивший усилия 11 государств Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и экстремизмом. Антитеррористический центр государств – участников СНГ за период своего существования сформировал действенные механизмы координации взаимодействия органов безопасности, спецслужб и правоохранительных органов в борьбе с угрозой безопасности государствам Содружества со стороны международного терроризма и продолжает работу по их совершенствованию.
Сегодня это не только увеличение террористических актов, но и слияние терроризма с организованной преступностью, часто международного характера, расширение явления до размеров реальной войны.
Российские Вооруженные Силы имеют важную роль в борьбе с международным терроризмом. Столкнувшись с этой проблемой, наша страна прилагает большие усилия для создания эффективной системы борьбы с терроризмом в постсоветском пространстве и активизации международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и другими глобальными угрозами.
Так, в 2001 году в рамках ОД КБ были созданы Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР), которые включают воинские формирования России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, а также подразделения авиации, расположенные на российской авиационной базе в Канте (Киргизия). Они играют существенную роль в пресечении деятельности террористических группировок исламских экстремистов на территории Центральной Азии.
Российские войска на Северном Кавказе, в ряде стран СНГ, служат надежным форпостом борьбы мирового сообщества с международным терроризмом и другими глобальными угрозами, как правило, развертывается в важных геополитических регионах.
Основная стратегия борьбы с терроризмом в России показала необходимость сочетания антитеррористических мер с мерами силового характера. Используя только силовое реагирование на возникающие кризисы, Россия не только постоянно будет отставать, но и не сможет ликвидировать систему развития, которая превращает террор отдельных маргинальных дел в глобальное явление.
Ратификация Российской Федерацией Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма, принятие Федерального закона «О противодействии терроризму» и последующее приведение федерального законодательства в соответствии с названными законами – это прямой ответ государства на вызовы и угрозы национальной безопасности, исходящие от международного терроризма. Основная цель принятых законов – предупреждение террористических проявлений.
Во-первых, мы должны говорить о прогрессе в организации и осуществлении ряда предупредительных и профилактических мер по предотвращению условий проявления терроризма, сделали бы терроризм бессмысленным. Особое внимание в законах должно быть уделено понятием как «терроризм» и «противодействие терроризму».
Терроризм определен как идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по профилактике, борьбе с терроризмом и минимизации (ликвидации) последствий его проявлений.
Предложенная формулировка, выраженная российским экспертным сообществом, подтвердила общее понимание единого принципа, согласно которому основой эффективной государственной системы борьбы с терроризмом является быстрое осуществление общественных профилактических мер; предупреждения; упреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических проявлений.
Принятый антитеррористический закон создает систему взаимосвязанных стандартов, определяющих обязанности в первую очередь субъектов власти в России, в том числе порядка использования Вооруженных Сил с максимальными полномочиями Президента Российской Федерации, способствует созданию в государстве эффективной системы противодействия одной из главных угроз безопасности.
Будучи крайней формой выражения социального, этнического, религиозного радикализма и экстремизма, терроризм не остановиться ни перед чем, чтобы достичь своих целей.
Борьба с терроризмом должна быть бескомпромиссной, но только военные действия не устранят проблему терроризма. Давно известно, что пушками идеи не разрушаются.
Армия способна уничтожить видимого врага, стереть с лица земли базы, или даже всю страну. Но военными ударами не устранить причины появления террористов, однако могут вызвать появление в их рядах новых фанатиков.
Терроризм и экстремизм во всех его формах угрожают все больше и больше безопасности многих стран и их граждан, влекут за собой существенные политические и моральные потрясения, имеет сильное психологическое воздействие на население, унося жизни ни в чем не повинных людей.
Укрощение терроризма непосредственно и тесно связано с решением реальных социальных проблем (безработица, бедность, болезни, ухудшение состояния окружающей среды и т.д.),болезненной реакцией на которые и является он.
Жители богатых стран готовы платить за безопасность, но ошибочно представляют себе цену безопасности. Оплатить придется не усиленную охрану благополучных стран, оплатить придется справедливость на всей земле.
Библиографический список
- Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации // Красная звезда. – 2003 г., 11 сентября.
- Гордлевский А. Международный терроризм – угроза безопасности России // Ориентир. – 2002 – № J2, с. 45 – 48.
- Миркискин В., Кратюк Д. Терроризим как социально-политическое явление и угроза безопасности России // Ориентир. – 2004. – № 4, с. 43 – 47.
- Полежаев А.П., Савелий М.Ф. Терроризм и антитеррористические меры (организация, методы и средства). Вопросы и ответы.- М.: Объединенная редакция МВД России, 2003.- 160 с.
- Сафонов А. Необходима глобальная система противодействия терроризму // Международная жизнь.- 2003.- №1.- С. 34-43.
- Явчуновская Р. Лицо современного терроризма // Безопасность Евразии.- 2005.- № 3.- С. 490-496.
- Яковенко А. Могут ли СМИ помочь в борьбе с терроризмом / Международная жизнь.- 2005.- № 7-8.- С.143-152.
Количество просмотров публикации: Please wait