Актуальность.
В связи с этим, изучение временной перспективы сотрудников правоохранительных органов представляет практическую значимость, может применяться при коррекционной и развивающей работе практикующего психолога.
Определение временной перспективы.
Рассмотрением временной перспективы занимались такие ученые, как К. Левин, Ф. Зимбардо, Дж. Ньюттен, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина, Е.И. Головаха, П.И. Яничев и многие другие [1].
Временная перспектива непосредственно связана с тем, как человек воспринимает свое настоящее, прошлое и будущее. Живя в настоящем, мы можем «перемещаться» во времени - думать о прошлых переживаниях и опыте (как они на нас повлияли) и о будущем (чего ожидаем, куда идем и чего хотим) [5].
К. Левин рассматривал временную перспективу как целостное видение индивидом своего прошлого и будущего в настоящем и предполагал, что эмоции по поводу прошлого или будущего могут влиять на эмоции и деятельность в настоящем, а также и на устремления в будущем [7].
В идеальном случае мы можем c легкостью переключаться между размышлениями о прошлом, настоящем или будущем. Однако кроме этой особенности существует такжедовольно стабильная тенденция в ориентации на ту или иную временную рамку, то есть некоторые люди
более ориентированы на будущее, другие же в большей мере ориентированы на настоящее или на прошлое (Zimbardo, Boyd, 1999).
Ф. Зимбардо выделяет два фактора ориентации на прошлое:
-
негативное прошлое, где прошлое видится в основном неприятным и вызывающим отвращение;
-
позитивное прошлое, где прошлый опыт и времена видятся приятными, «через розовые очки», с ноткой ностальгии.
Еще два фактора касаются настоящего:
-
гедонистическое настоящее, когда оно видится полным удовольствия, и ценится наслаждение каждым моментом без сожаления о дальнейших последствиях поведения.
-
фаталистическое настоящее: люди с такой временной ориентацией верят в судьбу, уверены, что не могут влиять ни на настоящие, ни на будущие события своей жизни.
Пятый фактор — это ориентация на будущее, определяющая наличие целей, планов и направленность поведения на реализацию этих планов и целей [6].
Цель исследования состояла в изучении особенностей временной перспективы у сотрудников правоохранительных органов, часто пребывающих в ситуациях психоэмоционального напряжения.
Организация и методы исследования.
Исследование проводилось на базе Оренбургского государственного университета и ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Оренбургской области». Общий объем выборки составил 40 человек в возрасте 21-32 лет. Экспериментальную группу составили 20 сотрудников правоохранительных органов. В контрольную группу вошли 20 студентов Оренбургского государственного университета, готовящихся к работе в правоохранительных органах. Группы уравнивались по полу и образовательному уровню (высшее образование).
Исследование осуществлялось с использованием следующих психодиагностических методик: опросник временной перспективы Ф. Зимбардо,
психологическая автобиография Е.Ю.Коржова.
Обработка полученных результатов осуществлялась с помощью программы SPSS Statistics с использованием методов количественной и качественной обработки данных (методы описательной статистики, методы сравнительной статистики – достоверность различий определялась с помощью непараметрического U-критерия Манна-Уитни)
[4].
Результаты исследования
Исследование временной перспективы личности осуществлялось с помощью опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо и методики психологическая автобиография (Е.Ю.Коржова).
С помощью методики «Психологическая автобиография» (Е.Ю.Коржова) осуществлялось изучение событийной насыщенности жизненного пути личности [3].
Опросник временной перспективы личности Ф. Зимбардо (форма B) использовался для выявления характеристик временной перспективы [9].
По методике «Психологическая автобиография» в качестве основного параметра сравнения был выбран один из предложенных авторами методики: оценка событийной насыщенности.
Он измерялся посредством оценки соотношения событий прошлого и будущего. Установлено значимое преобладание событий прошлого над событиями будущего у сотрудников правоохранительных органов, по сравнению со студентами. У студентов преобладание событий прошлого над событиями будущего не столь значимо (Рис. 1).
Рисунок 1. Гистограмма соотношения количества событий прошлого и будущего у студентов и сотрудников правоохранительных органов.
Жизненный путь личности сотрудников правоохранительных органов характеризуется значимо меньшей событийной насыщенностью по сравнению со студентами.
Также у сотрудников выявлено значительное превышение количества событий прошлого по сравнению с параметрами будущего. Следует обратить внимание на то, что преобладание событий прошлого у сотрудников по сравнению со студентами является вполне объяснимым с точки зрения возраста и накопления жизненного опыта человеком. Однако результаты, полученные относительно событий будущего указывают на сужение перспективы будущего у
сотрудников правоохранительных органов.
В соответствии с данными исследований временной перспективы людей, пребывающих в трудных жизненных ситуациях, сужение временной перспективы связано с искажением восприятия текущих жизненных событий, переживания утраты контроля над событиями собственной жизни, что, в свою очередь, может спровоцировать неблагоприятные эмоциональные состояния, чреватые развитием депрессивных и/или агрессивных тенденций. [2].
В результате исследования временной перспективы сотрудников правоохранительных органов с использованием опросника временной перспективы Ф. Зимбардо были получены следующие данные (Рис. 2).
Рисунок 2. Гистограмма средних значений параметров временной перспективы у студентов и сотрудников правоохранительных органов.
Сотрудники правоохранительных органов характеризуются наличием низких показателей позитивного прошлого и будущего при наличии преобладания событий негативного прошлого (Рис. 2).
Этот факт выражает неприятие собственного прошлого. Негативная оценка прошлого у сотрудников правоохранительных органов предопределяет их отношение к будущему, то есть, строя планы на будущее, они опираются на отрицательный опыт прошлого: собственные ошибки, жизненные неудачи. Это, с одной стороны, может указывать на здравомыслие испытуемых, а с другой — опора только на отрицательный опыт приводит к излишней приземленности, ориентации на избегание неудач, что, в свою очередь, может препятствовать развитию личности.
При этом у студентов выявлена обратная тенденция: преобладание событий позитивного прошлого и будущего при низких показателях негативного прошлого (Рис. 2). Что является благоприятным показателем для личности в целом.
Таблица 1 – Показатели значимости различий параметров временной перспективы личности у сотрудников правоохранительных органов и студентов (U–критерий Манна – Уитни, р=0,05).
Параметр | Значение
U–критерия Манна – Уитни |
Значимость различий | Достоверность
различий |
Негативное прошлое | 3.5 | 0,00* | Различия достоверны |
Гедонистическое настоящее | 157.5 | 0,51 | Различия
не достоверны |
Будущее | 86.5 | 0,00* | Различия достоверны |
Позитивное прошлое | 49.5 | 0,00* | Различия достоверны |
Фаталистическое настоящее | 172 | 0,41 | Различия
не достоверны |
В результате оценки значимости различий по параметрам временной перспективы у сотрудников правоохранительных органов и студентов различия на высоком уровне статистической значимости выявлены по параметрам (негативное прошлое, будущее, позитивное прошлое), различия по параметрам фаталистическое настоящее и гедонистическое настоящее не существенны (Таблица 1).
Отсутствие различий по параметрам фаталистическое и гедонистическое настоящее свидетельствует о том, что в настоящем времени как у сотрудников правоохранительных органов, так и у студентов преобладает ориентация на получение удовольствия в настоящем при наличии убеждения, что на будущее сложно повлиять.
Выводы.
Таким образом, в результате данного исследования были выявлены основные характеристики временной перспективы сотрудников правоохранительных органов,часто пребывающих в ситуациях психоэмоционального напряжения, которые заключаются в следующем.
Жизненный путь личности сотрудников правоохранительных органов характеризуется значимо меньшей событийной насыщенностью по сравнению со студентами. Также у сотрудников выявлено значительное превышение количества событий прошлого по сравнению с аналогичными параметрами будущего.
Преобладание событий прошлого у сотрудников по сравнению со студентами является вполне объяснимым с точки зрения возраста и накопления жизненного опыта человеком. Однако результаты, полученные относительно событий будущего указывают на сужение перспективы будущего. Это является неблагоприятным показателем для развития личности в данной группе.
Сотрудники правоохранительных органов характеризуются наличием низких показателей позитивного прошлого и будущего при наличии преобладания событий негативного прошлого.
Этот факт выражает неприятие собственного прошлого. Негативная оценка прошлого у сотрудников правоохранительных органов предопределяет их отношение к будущему, то есть, строя планы на будущее, они опираются на отрицательный опыт прошлого: собственные ошибки, жизненные неудачи [10]. Это, с одной стороны, может указывать на здравомыслие испытуемых, а с другой — опора только на отрицательный опыт приводит к излишней приземленности, ориентации на избегание неудач, что, в свою очередь, может препятствовать развитию личности.
Проделанная работа открывает перспективы дальнейшего исследования, а именно: изучение временной перспективы необходимо для более эффективного решения проблем профессионального становления и профессиональной деформации. Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что они могут быть использованы: в создании тренинговых программ по предупреждению профессиональных кризисов, профилактике профессиональной деформации сотрудников ОВД; в программах консультативной и психокоррекционной работы психолога с сотрудниками.
Библиографический список
- Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М., 1997. С. 137-145.
- Болдырева, Т.А. Психология людей с позитивным ВИЧ-статусом: учебное пособие по спецкурсу для психологов, медицинских работников и других специалистов помогающих профессий. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2006. – 135 с.
- Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 26
- Бююль А., Цёфель П. SPSS: искусство обработки информации. М.; СПб.; Киев, 2005.
- Зубова, Л.В., Рыжухин, А.В. Особенности восприятия времени: многогранность проблемы. // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 10. – с. 64-66.
- Зимбардо Ф., Бойд Дж. [Zimbardo P., Boyd J.] Парадокс времени. СПб: Речь, 2010.
- Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.
- Посохова, С.Т. Личностный адаптационный синдром в экстремальных условиях профессиональной деятельности. // Вестник Санкт – Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. – 2011. – № 4. – с. 7-13.
- Сырцова А., Соколова Е.Т., Митина О.В. Методика Ф.Зимбардо по временной перспективе. Психологическая диагностика. 2007, No. 1, 85–106.3 с.
- Щербинина, О.А. Категория «отношение» и анализ внутренней позиции личности. // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2015. – № 2 (177). – с. 201-206.