Эффективное функционирование органов опеки и попечительства в современной правовой системе является важной и актуальной проблемой, так как защита прав несовершеннолетних и недееспособных граждан необходима обществу для поддержания справедливой социальной системы. Деятельность органов опеки способствует увеличению уровня жизни и более здоровому населению страны, так как устроенность уязвимых граждан под опеку влечет за собой лучший контроль их здоровья, а также ограничения насилия и несправедливости в обществе.
Органы опеки и попечительства являются органами исполнительной власти, которые контактируют с лицами, желающими взять под опеку несовершеннолетнего или недееспособного члена общества. Задачами органа являются информирование попечителей о необходимых условиях содержания, контроль соблюдения их интересов и сохранности имущества, представление их интересов в случае невыполнения установленных правил опекунами и попечителями [3]. Фактически органы опеки и попечительства специализируются на повышении качества жизни несовершеннолетних и недееспособных граждан, распоряжаются об их направлении семьи или другие учреждения: детские сады, интернаты и др.
Актуальность проблемы обеспечения слаженной работы органов опеки и попечительства обусловлена наличием несовершеннолетних и недееспособных граждан, нуждающихся в помощи государства. Деятельность региональных органов опеки и попечительства основывается на оказании помощи детям-сиротам, оставшимся без семьи (опекунов) на территории региона.
Наиболее распространенной формой устройства несовершеннолетних граждан в семью является форма опеки и попечительства. Предоставление возможности опеки и попечительства позволяет одновременно достичь двух эффектов: обеспечить для несовершеннолетнего или недееспособного лица проживание в условиях, соответствующих социальному пониманию семьи, и, с другой стороны, осуществлять контроль соблюдения прав подопечного.
Особую социальную значимость имеет установление опеки над несовершеннолетними, так как они являются будущим страны, они должны будут сосуществовать в обществе с другими индивидами, соблюдать моральные и законодательные нормы, выполнять общественно-полезную работу. Таким образом, при соблюдении прав несовершеннолетних граждан и организации им надлежащего обращения органы опеки способны сократить в будущем уровень преступности и добиться более высокой квалификации для будущих работников. Все это обусловливает важность совершенствования деятельности органов опеки и попечительства [2].
На сегодняшний день деятельность данных органов по качеству распределена неравномерно между регионами. Между тем, именно региональная система, заинтересованность региональных властей определяет качество предоставляемых услуг опеки и попечительства. Наиболее распространенной проблемой в регионах является низкий контроль выполняемых органами действий, игнорирование стандартов и норм, установленных законом, наличие коррупции и двойных стандартов для “влиятельных” и “невлиятельных граждан”, низкое качество содержания несовершеннолетних и недееспособных в государственных учреждениях, незаинтересованность региональных властей в изменений сложившихся тенденций [3].
В республике Башкортостан на сегодняшний день наблюдается заинтересованность властей в сокращении несовершеннолетних детей без семьи, в результате чего функционируют несколько центров, проводящих инструктаж по уходу за усыновленным ребенком, соблюдению юридических тонкостей, а также помощь в усыновлении ребенка [1].
Тем не менее, в Республике Башкортостан усыновление (удочерение) детей из домов-интернатов является наименее распространенным способом установления опеки. В 2014 году было усыновлено 6616 детей, что составило 7,7% детей. Безвозмездная форма опеки была установлена в 56356 случаях (65,3%) , возмездная опека была установлена в 23464 случаях (27,0%) [3].Таким образом, в настоящее время необходима работа в целях увеличения числа усыновленных детей.
С точки зрения органов опеки данная проблема может быть решена дополнительным информированием и использованием психологических приемов при убеждении. Однако в большей степени данная задача требует участия других региональных органов, увеличивающих финансирование в подобные программы, а также расставляющих приоритеты общественной работы и устанавливающих более жесткий контроль соблюдения нормативных актов органами опеки и попечительства
Одним из возможных решений описанных проблем является повышение качества инфраструктуры органов опеки и попечительства, увеличение использования информационных систем с базами учета и контроля подопечных. Необходима централизованная разработка оптимальных алгоритмов работы органов опеки и попечительства с современными информационными технологиями.
Внедрение современных информационных технологий в деятельность органов опеки и попечительства способствует одновременному достижению нескольких эффектов. С одной стороны, повышается гибкость и прозрачность работы органов, что способствует своевременному реагированию на возникающие проблемы. С другой стороны, сокращается вероятность совершения ошибки из-за бюрократических сложностей или человеческого фактора. Кроме того, информатизация работы органов опеки и попечительства делает возможной более мобильную передачу информацию между различными органами исполнительной власти, что приводит к реализации концепции электронного правительства [3].
Таким образом, проблема опеки и попечительства для любого региона является важной, так как существенно влияет на благосостояние общества и качество жизни, соблюдение порядка и закона. На сегодняшний день работа органов опеки и попечительства становится менее эффективной за счет наличия ряда проблем. Одним из решений проблем может являться усовершенствование информационных технологий, распространенных в данных органах исполнительной власти.
Библиографический список
- Кластеризация экономики и государственная кластерная политика: теоретические основы и социально-экономические предпосылки Ханнанов Р.А., ХаннановаТ.Р. Евразийский юридический журнал. 2012. № 12 (55). С. 129-135.
- Опека и попечительство в россии: состояние и перспективы развития Гималтдинова А.Х., Шапошникова Р.Р. Экономика и социум. 2015. № 2-1 (15). С. 1299-1303.
- Специфика деятельности органов опеки, попечительства и медицинского обслуживания муниципального образования Валиева А.Р., Никитина А.В., Пасовец А.А. Экономика и социум. 2015. № 3-1 (16). С. 318-320.
Количество просмотров публикации: Please wait