ПОЛО-РОЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МОТИВОВ УЧЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА

Ситникова Лилия Равильевна1, Фефилова Олеся Александровна1
1Удмуртский государственный университет, студент 5-го курса ИППСТ, кафедра Педагогики и педагогической психологии

Аннотация
Статья посвящена выявлению особенностей школьной мотивации и познавательных мотивов учения у мальчиков и девочек, обучающихся в третьем классе общеобразовательной школы. В статье представлены результаты эмпирического исследования по данной теме.

Ключевые слова: познавательные мотивы учения, поло-ролевые особенности, учащиеся начальных классов, учебная мотивация


GENDER FEATURES OF EDUCATIONAL MOTIVATION AND COGNITIVE REASONS OF STUDIES AT STUDENTS THE THIRD CLASS

Sitnikova Liliya Ravilevna1, Fefilova Olesya Aleksandrovna1
1Udmurt State University, student of 5th course IPPST, department of Pedagogics and pedagogical psychology

Abstract
The article is sanctified to the exposure of features of school motivation and cognitive reasons of studies for boys and girls, student in the third class of general school. In the article the results of empiric research are presented on this topic.

Keywords: cognitive reasons of studies, educational motivation, gender features students initial classes


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Ситникова Л.Р., Фефилова О.А. Поло-ролевые особенности учебной мотивации и познавательных мотивов учения у учащихся третьего класса // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/04/23445 (дата обращения: 03.03.2024).

Высокий уровень учебной мотивации и релевантность познавательных мотивов учения являются предпосылкой для полноценного развития интеллектуальной сферы личности, а также развития эмоционально-волевых качеств у учащихся начальных классов. Мотивация учащихся играет большую роль в эффективности учебного процесса.

Мотивация, согласно К.К. Платонову и другим психологам, понимается как совокупность стойких мотивов, имеющих определённую иерархию и выражающих направленность личности [1].

По определению Л.И. Божович, учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включённой в деятельность учения, учебную деятельность [2].

Структуру учебной мотивации, по мнению А.К. Марковой, образуют потребность, смысл учения, мотив учения, цель, интерес, желания и намерения, задача [3].

Обучение в начальной школе является сензитивным периодом, характеризующимся формированием познавательного отношения к окружающему миру, развитием навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции.

В период обучения в начальной школе мотив достижения закрепляется, становится устойчивой личностной чертой, по утверждению Д.Б. Эльконина [4]. Это становление происходит к третьему-четвёртому классу.

Гендерные исследования в педагогике, как указывает Н.Ю. Ерофеева, акцентируют внимание на том, что мальчики и девочки учатся по-разному, у них имеются свои особенности, проявляющиеся в поведении, общении и деятельности [5].

Особенности, присущие мальчикам и девочкам, оказывают определённое влияние и на развитие мотивации и мотивов учения.

Опираясь на теоретические положения в исследованиях учебной мотивации и мотивов учения Л.И. Божович и А.К. Марковой, согласованные с теорией мотивации К.К. Платонова, мы провели эмпирическое исследование, целью которого стало выявление поло-ролевых особенностей учебной мотивации и познавательных мотивов учения у учащихся третьего класса.

Гипотеза эмпирического исследования: учебная мотивация и мотивы учения у мальчиков и девочек, обучающихся в третьем классе, имеют отличия; у девочек уровень развития учебной мотивации и познавательных мотивов учения выше, чем у мальчиков.

Выборку эмпирического исследования составили учащиеся 3-го класса МОУ СОШ г. Ижевска в количестве 24 человек (15 мальчиков и 9 девочек).

Методики исследования:

1. Анкета по оценке уровня школьной мотивации учащихся начальной школы (1-4 кл.) Н.Г. Лускановой;

2. Тест-опросник на выявление мотивов учения у младших школьников «Лесенка побуждений».

По результатам проведения исследования по методике «Анкета по оценке уровня школьной мотивации учащихся начальной школы (1-4 кл.)» Н.Г. Лускановой составлена таблица определения уровня учебной (школьной) мотивации учащихся (См. Таблицу 1).

Таблица 1. Учебная мотивация учащихся 3-го класса

Показатель

Мальчики Девочки

Всего

Высокий уровень учебной мотивации

__

2 чел (22%)

2 чел (8%)

Хорошая школьная мотивация

3 чел (20%)

4 чел (45%)

7 чел (29%)

Положительное отношение к школе

10 чел (67%)

2 чел (22%)

12 чел (50%)

Низкая школьная мотивация

2 чел (13%)

1 чел (11%)

3 чел (13%)

Негативное отношение к школе

__

__

__

Всего

15 чел (100%)

9 чел (100%)

24 чел (100%)

Итак, 50% учащихся третьего класса демонстрируют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Высокий уровень учебной мотивации выявлен только у 22% девочек. Также у девочек чаще, чем у мальчиков, встречается хорошая школьная мотивация.

И, напротив, низкая школьная мотивация более присуща мальчикам.

По результатам проведения исследования по методике «Тест-опросник на выявление мотивов учения у младших школьников «Лесенка побуждений» составлена таблица определения особенностей мотивов учения учащихся (См. Таблицу 2).

Таблица 2. Мотивы учения учащихся 3-го класса

Показатель

Мальчики Девочки

Всего

Доминирование познавательных мотивов

2 чел (13%)

4 чел (45%)

6 чел (25%)

Сочетание познавательных и социальных мотивов

4 чел (26%)

3 чел (33%)

7 чел (29%)

Доминирование социальных мотивов

9 чел (61%)

2 чел (22%)

11 чел (46%)

Всего

15 чел (100%)

9 чел (100%)

24 чел (100%)

Итак, у девочек чаще доминируют познавательные мотивы учения, тогда как у мальчиков – социальные.

Поло-ролевые особенности учебной мотивации и познавательных мотивов учения у учащихся третьего класса наглядно представлены в гистограммах (См. Рисунок 1,2).

 

Рисунок 1. Особенности учебной мотивации мальчиков и девочек (среднегрупповой уровень в баллах)

 

Рисунок 2. Особенности познавательных мотивов учения мальчиков и девочек (среднегрупповой уровень в баллах)

Результаты математической обработки данных, осуществлённой с использованием U-критерия Манна-Уитни, подтвердили статистически значимые различия (при p=0,05) в уровне развития школьной мотивации и познавательных мотивов учения у мальчиков и девочек, обучающихся в третьем классе. У девочек уровень школьной мотивации выше, чем у мальчиков.

На основании всего вышеизложенного мы можем сделать следующие выводы:

  1. Учебная мотивация и мотивы учения у мальчиков и девочек, обучающихся в третьем классе, имеют отличия;
  2. У девочек уровень развития учебной мотивации и познавательных мотивов учения выше, чем у мальчиков.

Таким образом, цель работы можно считать достигнутой. В результате подтверждена достоверность гипотезы эмпирического исследования.


Библиографический список
  1. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Просвещение, 1986. –  320 с.
  2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
  3. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
  4. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.: Знание, 1974. – 80 с.
  5. Ерофеева Н.Ю. Основы гендерной педагогики: учебное пособие. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. – 695 с.


Все статьи автора «Ситникова Лилия Равильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: