Развитие мирового сообщества в современных условиях подвержено комплексу различного рода тенденций, охватывающих различные институты общественной жизни. К числу указанных тенденций, безусловно, относится глобализация и интеграция отдельных государственных институтов. Особенно ярко указанное направление проявляется в области правовых инициатив, что объясняется сближением правовых систем между различными государствами. Важнейшее значение в этой связи приобретают вопросы международного сотрудничества в отдельных правовых отраслях, которые в силу их дифференциации в различных государства подвержены серьезной переработки для оптимизации процесса сотрудничества.
В условиях развития взаимодействия России с иностранными государствами на первый план выходит проблема организации эффективной системы международного сотрудничества в области уголовного судопроизводства. Борьба с преступностью, очевидно, является одним из основных приоритетов для любого государства. Российская Федерация, безусловно, не является исключением. [7, с. 19]
Заметим, что организация указанной системы должна параллельно происходить в различных аспектах правовой политики. Однако следует признать, что основное значение в данном вопросе имеет организация законодательного механизма, которую будет регулировать международное уголовно-процессуальное сотрудничество. Любые научные разработки останутся лишь неудачными попытками сотрясания воздуха кулаками без соответствующего законодательного обеспечения.
Однако необходимо признать тот факт, что применительно к Российской Федерации, рассматриваемый вопрос разрешен недостаточно эффективно. Практическая реализация законодательных предписаний института международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства связана с разрешением комплекса проблемных аспектов, которые оказывают негативное влияние на эффективность рассматриваемого института, оказывающего существенное влияние на процесс реализации ряда нормативных предписаний действующего УПК РФ, в частности связанных, например, с разумным сроком предварительного расследования, [3, с. 28] а также на криминалистические аспекты деятельности следственных органов. [1, с. 2]
Попробуем детализировать отдельные проблемные аспекты в рамках рассматриваемого вопроса. Законодательная регламентация любого правового института всегда начинается с обозначения основных категорий, которые применяются в его рамках. Неопределенность категориального аппарата применительно к осуществлению международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, по сути, сводит к минимуму эффективность его практической реализации. Прежде всего, необходимо четко определить само понятие «международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства», так как неоднозначность понимания сущности данного института может оказать негативное воздействие на слаженность системы взаимоотношений, возникающих между правоохранительными органами различных государств в деле по борьбе с преступностью.
Анализ нормативно-правовых предписаний действующего УПК РФ, регламентирующих институт международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, позволяет прийти к выводу, что его базовой составляющей является регламентация организационных основ оказания правовой помощи иностранным государствам по вопросам реализации норм уголовного судопроизводства, либо реализация запросов в рамках правовой помощи, осуществляемой правоохранительными органами российского государства. Практической реализацией оказания правовой помощи в межгосударственных отношениях выступает выполнение правоохранительными органами, уполномоченными к участию в уголовном судопроизводстве, отдельных процессуальных действий по уголовным делам.
Заметим, что указанная трактовка содержания рассматриваемого института, по нашему глубокому убеждению, усматривается несколько однобокой и не раскрывает всей сути рассматриваемого правового явления. Искусственное сужение рамок исследуемого института до процедуры оказания правовой помощи государствам-участникам международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства не позволяет в полной мере оценить все многообразие правоотношений, возникающих в связи с его осуществлением. [4, с. 24]
Сущность практической международного сотрудничества, на наш взгляд, состоит в комплексе различного рода правоотношений, которые возникают в процессе реализации надлежащего функционирования правового механизма привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступления с позиции установившихся условий транснационального характера уголовно-процессуальной деятельности при производстве по конкретному делу.
Гарантией успешности практической реализации института международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства является именно четкая законодательная регламентация рассматриваемого вопроса. Нормативная регламентация осуществления исследуемого процесса включает в себя не только законодательное закрепление данного института в действующем УПК РФ, но и разработку международных соглашений в рассматриваемой области, причем договорной характер подобных соглашений ставит на первый план проблему взаимоприемлемости условий, которые могут быть включены в их состав. То есть, условия международного соглашения должны быть сформулированы таким образом, чтобы они принимались государствами-участниками без каких-либо существенных возражений и были исполнимыми, а именно имели практическую возможность их реализации. При отсутствии таких условий международные соглашения по вопросам сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства будут не более чем декларацией, что, безусловно, следует рассматривать как негативное явление. В то же время необходимо отметить, что российский законодатель не уделил данному вопросу должного внимания.
Анализ мнений отдельных специалистов в области уголовного судопроизводства позволяет отметить,, что в данном случае имеет место двойственность правовой регламентации института международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, т.е., речь идет как о внутригосударственном, так и международно-договорном порядке осуществления рассматриваемого вида деятельности [2, с. 56; 5, с. 78; 8, с. 9 4].
Предложенный порядок, на наш взгляд, является оптимальным, поскольку позволяет найти «точки соприкосновения» между нормами российского уголовно-процессуального законодательства и нормами законов иностранных государств, а также способствует разрешению противоречий, которые могут сложиться на момент осуществления различных процессуальных действий в рамках международного сотрудничества.
Что же касается оптимизации деятельности правоохранительных органов в рамках международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, В.А. Михайлов утверждает, что каждое правило, которое регулирует организационные механизмы рассматриваемого вида деятельности, должно быть сформулировано с учетом практической целесообразности, которая позволяет обеспечить эффективные пути и методы сбора, проверки и оценки доказательственного материала, а также производства отдельных следственных действий и закрепления их результатов. [6, с. 141]
На наш взгляд, необходимо признать, что действующее российское уголовно-процессуальное законодательство далеко не в полной мере отвечает вышеизложенным требованиям. Причем данное явление во многом объясняется относительно неудачным нормативно-правовым закреплением института международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.
Вполне естественным является тот факт, что проблема категориального определения института международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства вызывает оживленные дискуссии в среде ученых-процессуалистов. Определенные предложения по формальному определению рассматриваемого института, как правило, определяют лишь отдельные аспекты всего процесса международного сотрудничества. В этой связи важно отметить, что комплексный характер осуществления международного сотрудничества по вопросам уголовного преследования предполагает его детальное определение с учетом всех форм его осуществления.
Естественно, что вышеизложенная проблема имеет преимущественно теоретический характер, но это не означает, что ее разрешение не сможет повлиять на правоприменительную практику международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.
Библиографический список
- Алымов Д. В. Эвристические методы в следственной деятельности// Российский следователь. 2013. № 19. С. 2 – 3
- Волеводз А. Г. Правовые основы новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса: Дис. … докт. юрид. наук. М., 2002
- Калуцких А. М., Горяинова А. А. Каков разумный срок уголовного судопроизводства?// Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: 15 лет правоприменения: сборник научных статей, посвященный 15-летию принятия Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Курск, 2016. С. 28 – 32
- Лясковец А. В Некоторые аспекты нормативного закрепления института международного сотрудничества в сфере уголовного процесса// Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2014. № 2 (3). С. 23-25.
- Мазюк Р. В. Международное сотрудничество по уголовным делам и заочное уголовное преследование// Вестник Оренбургского государственного университета. 2009. № 3. С. 78 – 81
- Михайлов В. А. Правовая основа международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства// Публичное и частное право. 2014. № II. С. 140 – 154
- Рябинина Т. К., Лясковец А. В. Международное сотрудничество в сфере уголовного процесса: проблемы и перспективы// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2012. № 2-1. С. 19-23.
- Устинов А. В. Юридическая сила доказательств, полученных на территории иностранного государства при международном сотрудничестве по уголовным делам// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2010. № 1. С. 89 – 98.