Философская антропология становится в начале ХХI века значимым, экзистенциально востребованным разделом философии: возможно, этот отрезок исторического пути человечества вновь является переломным в плане поиска ценностных ориентиров общественного и индивидуального бытия (М. Бубер называл такие периоды «эпохами бездомности»).
Между тем, в ХХ веке арсенал методологических приёмов философской антропологии обогатился, – в частности, психологическими приёмами рефлексивного анализа положения человека в культуре: «На самом деле существует множество «философских антропологий», множество разнообразных ответов на вопросы о том, что такое человек, как и зачем ему жить» [1, с. 6].
Человек постоянно пребывает в двух измерениях – «публичной» (экономической, «деловой») жизни и в жизни «частной». Очевиден тот факт, что «публичное поведение» основывается на одних нормах культуры, «частное» – на других.
«Публичное» и «частное» – важные составляющие пространственно-временного континуума человеческой жизни – выстраиваются порой антагонистично, в разных «оптиках».
Многочисленные исследования философско-психологического характера в ХХ веке посвящены проблематике столкновения «частного» и публичного», «публичного» (экономика) и «публичного» (религия). Одной из таких интересных и принципиальных для понимания «ценностного раздвоения» человека работ является «Культура и невроз» К. Хорни.
Человек, находясь на «ценностном» пересечении двух конфликтующих миров впадает в «невроз», понимаемый как «нарушение черт характера».
К. Хорни в аналитике невроза убедительно показывает, в какой мере невроз носит типический характер («при анализе… черт характера часто поражает то, что, вопреки значительному расхождению картин симптоматики, трудности характера во многих случаях в многих случаях сосредоточиваются вокруг одних и тех же базовых конфликтов…» [2]), обнаруживая культурный генез: культура детерминирует типические неврозы.
К. Хорни отмечает ключевые ценностные детерминанты культурной среды капиталистического общества ХХ века: установка на соперничество (конкуренция) и индивидуализм.
Соперничество и индивидуализм вызывают невротизм, выраженный в следующих «осложнениях»:
- перманентное сравнение себя с другими (а. постоянное; б. даже в ситуациях, где это сравнение не требуется);
- стремление превзойти всех (психологическая симптоматика невроза: повышенная реакция на критику; болезненное переживание неуспеха; переживание чужого успеха как собственного провала; сравнение себя с идеальным «Я»);
- враждебность как форма реагировании на чужие достижения;
- чувство неполноценности, собственной несостоятельности (К. Хорни называет это чувство болезнью ХХ века в силу чрезвычайной распространённости) вследствие отказа от соперничества (в силу разных причин: например, страх перед враждебностью других как реакции на собственный успех; страх потерпеть неудачу, как следствие, – болезненные переживания и др.).
Соперничество, приходя из «публичного пространства», пронизывает все личные отношения, подчиняя сферу «частного»: так, подлинная эротическая любовь [3, 4, 5] может замещаться целями соперничества (популярность, больше всех свиданий, сексуальных партнёров… изматывающая борьба за лидерство в семье…).
Таким образом, невротизм базируется на расщеплении представлений индивида о должном: возможно, соперничество функционально необходимо в экономике (здоровая конкуренция – залог успешного экономического функционирования), в пространстве «публичного», но будучи тотальным, поглощая и подчиняя сферу «частного» (личные отношения), разрушает последнюю, невротизируя индивида: благополучное «частное» базируется на другой логике человеческих взаимоотношений (кооперация, взаимная поддержка, альтруизм), из этой логики вырастает «собственно человеческое».
Некритически заимствованные, неоправданно заимствованные и распространённые на практику «частного» «публичные» практики взаимодействий разрушают целостность человеческой личности, приводя её к невротической – неполноценной форме существования.
Противоречивый характер культурных установок особенно явственно обнаруживается в противоречивых требованиях, касающихся отношений к успеху и неудаче:
1) успех вызывает восхищение (вне зависимости от его природы), но в то же время скромность и бескорыстие рассматриваются как наивысшие культурные добродетели, идущие из религии (религия – фундамент культуры) [6, 7].
2) успех связывается с качествами личности и возможность эти качества реализовать и – в то же время – религия говорит: успех – божья милость.
Таким образом, современный человек, описанный К. Хорни как «невротик» лишён возможности полноценного бытия, с ведущими к его достижению характеристиками, описанными представителями других направлений психологии: «самоактуализации» (А. Маслоу) и «самореализации» (К. Г. Юнг).
Библиографический список
- Золотухина-Аболина Е.В. Философская антропология. – М., 2006. – 240 с.
- Хорни К. Психология личности. Тексты // Культура и невроз [Электронный ресурс]. URL: http://klex.ru/a9w (дата обращения: 05.03.2017).
- Пятилетова Л.В., Ростовцев А.К. Эротическая любовь и влюблённость как феномены человеческого бытия // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия.: Познание – 2012. – № 7 (10). – С. 32 – 35 [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=18154530 (дата обращения: 05.03.2017).
- Пятилетова Л.В., Горяева Ю.Н. Любовь как смысл и оправдание человеческой жизни // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия.: Познание – 2012. – № 12 (15). – С. 41 – 43 [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=18956372 (дата обращения: 05.03.2017).
- Пятилетова Л.В. Любовь как смысл и оправдание человеческой жизни. Диссертация на соиск. уч. ст. к. филос. н. – Екатеринбург, 1999.
- Егоров С.В., Пятилетова Л.В. Основной вопрос философии в аспекте влияния культуры на экономику // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/03/22092 (дата обращения: 09.03.2017).
- Орехов К.А., Пятилетова Л.В. Место и роль религии в социальной жизни // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/02/21018 (дата обращения: 09.03.2017).
Количество просмотров публикации: Please wait