ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ В АСПЕКТЕ ВЛИЯНИЯ КУЛЬТУРЫ НА ЭКОНОМИКУ

Егоров Степан Викторович1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
Вопрос об уровне экономического развития остаётся на настоящий день крайне болезненным для россиян. Многие видят проблему в недостаточности материальных средств для решения экономических и социальных проблем. Однако возможен и другой взгляд на вещи: в основном вопросе философии в аспекте взаимовлияния культуры и экономики в конце ХХ в. средствами культурологии выявлена обратная закономерность – «культура первична, экономика вторична». Современные российские исследователи этой проблематики делают ставку на просвещение: разъяснение данной закономерности может оказать влияние на изменение поведения «рядового россиянина».

Ключевые слова: Кончаловский А., культура, ментальность, религия, экономика


THE MAIN QUESTION OF PHILOSOPHY IN THE ASPECT OF THE INFLUENCE OF CULTURE ON THE ECONOMY

Egorov Stepan Viktorovich1, Pyatiletovа Lyudmila Vladimirovna2
1Ural State University of Railway Transport, student
2Ural State University of Railway Transport, candidate of Philosophy, Associate Professor at the chair of Philosophy and History

Abstract
The question of the level of economic development remains to this day extremely painful for Russians. Many see the problem in the lack of material means to solve economic and social problems. However, another view is possible: in the main question of philosophy in the aspect of mutual influence of culture and economy at the end of the 20th century. Means of cultural studies revealed the reverse pattern - "culture is primary, the economy is secondary." Modern Russian researchers of this problem rely on education: an explanation of this pattern can have an effect on changing the behavior of the "ordinary Russian".

Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Егоров С.В., Пятилетова Л.В. Основной вопрос философии в аспекте влияния культуры на экономику // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/03/22092 (дата обращения: 23.02.2024).

Культура – это судьба.

А. Кончаловкский

Основной вопрос философии, в своё время сформулированный Ф. Энгельсом, позволяет предельно предметно взглянуть на соотношение экономического и культурного аспектов социального бытия. Особенно остро этот вопрос («Что первично, что вторично: экономика или культура?») стоит на повестке дня российского общества.

(Обыватель, человек «с улицы», представитель современного массового общества потребления мгновенно ответит: первична экономика («дайте нам денег, и всё изменится»). – Общество потребления с идеологией консьюмеризма и психологией «восставшей массы» [1] видит исключительно «материальную» подоплёку решения многих общественных проблем. Ставка на экономику не случайна: не «насытившееся» (не окрепшее материально) общество не может вот так сразу перепрыгнуть на следующий этап развития, – например, в «общество переживания» [2], где человек начинает ценить не столько «материальные» блага, сколько культурные формы эквивалентных личных переживаний, следовательно, тезис «культура первична, экономика вторична» для него более понятен и априори воплощён в повседневном бытии.)

Однако наука (открытые западными культурологами в конце ХХ века закономерности взаимовлияния культуры и экономики) говорит об обратном: культура первична, экономика вторична. И «перепрыгнуть», таким образом, в другое – «новое» «общество переживаний», ускорить этот процесс, вполне возможно через «просвещение масс», которое всегда носит сугубо индивидуальный характер: понимание человеком новых возможностей жизни позволяет пересмотреть сложившиеся стереотипы массового общества и при имеющихся в распоряжении экономических ресурсах изменить образ жизни, «заражая» своим поведением других. В этом отношении усилия «просветителей» не тщетны.

Популяризацией (в научно-публицистической манере) этого закона (культура детерминирует экономику) занимаются многие российские общественные деятели, те, кому не безразлична судьба России (например, А. Кончаловский с его программной статьёй/выступлением «Русская ментальность и мировой цивилизационный процесс» [3]).

Пониманию первичности культуры и, таким образом, зависимости экономики от культурного развития, помогает рассмотрение понятий «культура», «религия» и «менталитет».

Культура понимается как «логически связанная система ценностей, установок и институтов, влияющих на все аспекты личного и коллективного поведения» [3].

В аспекте влияния культуры на экономику (рассматривается исключительно этот ракурс!) ценности «поставляет» религия, и актуализируются они через ментальность.

Очень важно осознавать место и роль религии в социальной жизни на протяжении всей истории её существования [4], её ограничения и достижения.

Во влиянии культуры на экономику религия играет решающую роль: в статье приводятся статистические данные об уровне экономического развития и типа религии, в частности, христианства: так, православные страны имеют достаточно низкие показатели экономического развития по сравнению с католическими и – особенно – с протестантскими.

Религия, детерминируя ментальность, действует через последнюю, или давая преимущества для экономического развития (протестантизм, например, с его трудовой этикой и поощрением за усердный труд и богатство), или же – ограничивающие установки (так, например, в православии о трудовой этике вообще ничего не говорится; этот очень важный аспект социального взаимодействия «не выстроен», следовательно, «трудовые» установки стихийны).

Автор, опираясь на исследования культурологов, выделяет следующие ограничивающие ментальные установки: «радиус доверия», «жесткость морального кодекса», «использование власти», «отношение к труду, новаторству, богатству».

Необходимо отметить, что ментальность, обладая такими характеристиками, как устойчивость и инертность (К. Г. Юнг), с трудом поддаётся изменениям (хотя есть позитивные прецеденты в мировом опыте, демонстрирующем, как модификация культуры (ментальных установок) позволяет за достаточно короткий срок достичь в стране экономического благополучия [5]).


Библиографический список
  1. Пятилетова Л.В., Тимофеев О.И. Человек массового общества в его отношении к искусству и «аристократии»: «обнуление» и «конец культуры»//Концепт. – 2015.  № 10 (октябрь). – ART 15341. –URL: http://e-koncept.ru/2015/15341.htm. – ISSN 2304-120X.
  2. Орехов К.А., Пятилетова Л.В. Человек в «обществе переживаний»: из «старого» общества в «новое» // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78716 (дата обращения: 01.03.2017).
  3. Кончаловский А. Русская ментальность и мировой цивилизационный процесс [Электронный ресурс].  URL: http://polit.ru/article/2010/07/12/mentality/ (дата обращения: 03.03.2017).
  4. Орехов К.А., Пятилетова Л.В. Место и роль религии в социальной жизни // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/02/21018 (дата обращения: 28.02.2017).
  5. Ли Куан Ю. Из «третьего мира» – в первый. История Сингапура (1965 – 2000) [Электронный ресурс]. URL: http://online-knigi.com/page/30410 (дата обращения: 07.03.2017).


Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: