АГРЕССИВНЫЕ ИСТОКИ ЮМОРА

Микутина Ирина Олеговна1, Ласкова Марина Васильевна2
1Южный федеральный университет, магистр второго года Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации
2Южный федеральный университет, доктор филологических наук, профессор

Аннотация
Данная статья посвящена вопросу проявления агрессия в юморе. В повседневной жизни люди часто используют юмор, шутки, смешные слова, но и также используют сарказм, сальные шуточки, черный юмор, которые могут спровоцировать обиду и конфликт. Особое внимание уделено истоком юмора, когда зародился вопрос об агрессии юмора.

Ключевые слова: агрессивные истоки юмора, агрессия, Юмор


AGRESSIVE ORIGIN OF HUMOR

Mikutina Irina Olegovna1, Laskova Marina Vasilievna2
1Southern Federal University, second year student of master degree program in the Institute of Philology, Journalism and Intercultural Communication
2Southern Federal University, Doctor of Philology, professor

Abstract
The abstract is devoted to the problem of aggressive nature of the humor. Everyday we use humor, jokes, irony, funny words to easy the situation. But at the same time we use black humor, sarcasm, raunchy jokes which can lead to the offence or conflict. We consider the origin of the humor, the time when the aggressive nature of humor appeared.

Рубрика: Филология

Библиографическая ссылка на статью:
Микутина И.О., Ласкова М.В. Агрессивные истоки юмора // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/03/21659 (дата обращения: 22.02.2024).

Юмор является неотъемлемой частью каждого человека, но при этом его природа с каждым годом, нет, даже с каждым месяцем становится все двусмысленнее. По данным одного опроса, проведенного в Интернете, было выявлено, что юмор является врожденным свойством и может быть обнаружен не только у людей, но и у других наделенными мыслительными способностями существ. Многие из нас считают, что смех и все что с ним связанно – это хорошо. Однако, хотелось бы уделить внимание другой стороне юмора.

Юмор является одним из самых базовых видов человеческой деятельности. В древние времена под юмором подразумевали здоровое состояние тела и особенно духа. Таким образом, в последующие года в Европе о юморе говорили как о состоянии или настроении, которое могло быть как дурное (такое считалось у французов), так и хорошее (у немцев). В современном обществе интернет дает следующее понятие юмору:

Юмор – интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны. Чувство юмор связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающем мире.

Юмор обладает большим количеством функций. Многие ученые, такие как Д. Монро, И. Кричтафович, А.В.Димтриев предлагает множество классификаций функций юмора по различным признакам. Мы приводим наиболее важные функции юмора, основываясь на проанализированных классификациях:

  • развлекательная
  • защитная
  • нравственная
  • воспитательная
  • регулирующая

Признак «нашего времени» – обилие юмора в речи. Мы шутим по любому поводу, используем сарказм, иронию и черный юмор в повседневной жизни. Шутки в офисе снимают стресс, накопившийся в течении рабочего дня; анекдот может спасти супругов от большой ссоры; улыбка на лице человека показывает расположенность, и вы чувствуете себя увереннее. Однако, такие шутки также могут и зародить агрессию, порой именно острота становится причиной обиды и конфликта.

А.Н. Лук говорил, что смех можно определить, как беззлобную насмешку.

Насмешка – обидная шутка, издёвка.

Исходя из этого можно предположить, что, с одной стороны любая шутка, вызывающая смех, воспринимается как насмешка над человеком, или событием, в которое тот или иной человек попал.  Насмешку можно воспринимать как зверя, который обнажил клыки и когти. Большое количество острых шуток, которые воспроизводятся в ток-шоу, или comdy-shows содержат насмешку, укор, сарказм или даже черный юмор. Конечно, они все скрыты под слоем завуалированных смягчающих слов. И человек, которые живёт в современном обществе, сможет и принять эти шутки. Но некая дикость сохраняется.

«Черный юмор – юмор с примесью цинизма, комический эффект которого состоит в насмешках над смертью, насилием, болезнями, физическими уродствами или иными «мрачными», макабрическими темами».

Мы не редко говорим, что у многих людей нет чувства юмора. Так может, отрицательная реакция – это вовсе не признак «непонимания», а может быть этого человека задели или обидели. Слова, произнесенные, как бы, шутя порой оборачиваются горькими обидными.  А ведь адресат и вовсе не хотел произвести такое впечатление.

Проблема восприятия юмора заключается в понимания норм и правил, принятых в обществе. А также, в прошлом каждого индивидуума. Мы не можем точно знать, когда та или иная шутка будет воспринята как упрек или желание обидеть кого-то. Томмас Гоббсон считает, что юмор всегда направлен на достижение превосходства над окружающими.

Дмитриев как-то написал: «представляется удивительным, что люди смеются над несчастьями других. Идет, к примеру, человек по зимней улице, поскальзывается, бессмысленно машет руками, и, наконец, падает. Реакция зрителей разнообразна, но после того, как упавший поднимается и смущенно стряхивает с себя снег, большинство, кажется, улыбается и даже смеется – случай оказался несерьезным. Само же падение оказалось довольно комичным случаем, нарушавший обычный наскучивший ритм.

Да, случай оказался несерьезным. Но ведь люди посмеялись, а не подбежали помочь.

Агрессивность юмор может быть воспринята по-разному. Кто- то считает, что насилие или несчастье — это весело, кто-то пожалеет и поможет. Но в 21 веке, люди ожесточились, и, наверное, юмор является следствие выхода отрицательных эмоций и плохого настроения. Минус всего этого – мы не понимаем какой удар мы наносим тому, над кем мы смеемся. Разве большинство не радуется в тайне, а может даже и открыто, когда удается поставить своего оппонента в неловкую, порой даже унизительную и печальную ситуацию. При этом, шутнику не обязательно показывать свое умственное превосходство.

В древние времена, например, в казни преступников, которые проводились публично, публика не находила в этом ничего трагичного или непристойного. Наоборот, публика радовалась, смеялась, участвовала в «гулянии» в обнимку вместе с шутами и скоморохи.

Генетики считают, что юмор можно отнести к базовым инстинктам человека, как и агрессию. Альбер Рэпп и его последовали считали, что смех и агрессивность взаимосвязаны. Смех является результатом ненависти и враждебности.  По словам генетиков и философов, если бы не было враждебности, не было бы и смеха. «Все современные типы острословия и юмора сохраняют свидетельство его агрессивности». Разница заключается только в градации этой агрессивности.

Причину этой связи ученые сравнили с реакцией, возникавшей при дуэли или схватки. Смех приравнивали к рёву, который подбадривал победителя. И даже сейчас, в современном обществе, мы состязаемся не в физической дуэли, а в интеллектуальной.  А как говорится «на войне все средства хороши».  Смех показывает доминирование над другими. А агрессия является помощником в «добивании» противника.

В своей книге «Конфликтология» Н.Ф. Вишнякова считает, что юмор как агрессивный тип общения существует либо как интеллектуальное оружие в борьбе за улучшения социального положения адресата, либо в качестве подготовка к такой борьбе, считая это маленькой разминкой. Повышение статуса может происходит за счет собственного возвышение, либо же за счет понижения статуса окружающих. Существует следующая классификация по отношению к смешному:

- юмор унижения. В данном случае мы смеемся, когда наш оппонент попадает впросак;

- юмор возвышения. В данном случае смех раскрывается при удовлетворении мысли что мы возвышаемся над кем то, и является намного лучше кого-то;

- юмор смешанный. В данном случае мы используем оба вышеизложенных варианта.

К первому случаю, когда используется юмор унижения, мы можем привести всеми известные детские обидные так называемые «обзывалки-прозвища»:

«Рыжий, рыжий, конопатый убил дедушку лопатой»

Данное выражение существует в сокращённым виде, и часто используется в цирке клоунами. Когда белый клону бьет рыжего по голове, а тот притворно падает, либо ему неожиданно в лицо прилетает какой-то предмет. Немые сцены, схожие с теми, что используются в немом кино, приводят публику в восторг, истеричный смех слышится с самых дальних  рядов.

«Ябеда – корябида, соленый огурец, на полу валяется, никто его не ест»

Такие детские обзывалки уже показывают нам, что дети используют обидные якобы смешные слова либо для того, чтобы привлечь к себе внимание, либо для того чтобы привлечь внимание остальных к тому ребенку на которого направлена обзывалка.

Д.Минаев

По Невскому бежит собака,
За ней Буренин, тих и мил…
Городовой, смотри, однако,
Чтоб он её не укусил!

Данная эпиграмма возможно и не содержит явного использования противоречия, которую зачастую используется в юморе, но автор использовал небольшое преувеличение, которое заключается в том, что укус собаки маловероятен. Это пример унижающего юмора.

Часто взрослые люди на рабочем месте обращаются к юмору. Так, человек, использовавший такой юмор, привлекает к своей персоне больше внимания. Чаще всего люди, которые добились много в своей жизни, но при этом они являются выходцами из какой-нибудь дальней глубинки России, старой деревни или села, используют юмор возвышения чтобы явно показать, что они добились многого, а другие – ничего.

Я говорить могу сейчас

Экспромтом и не вдруг;

Боюсь, Большой театр без вас

Буквально как без рук.

 

Переделанная эпиграмма А. Иванова была посвящена знаменитой балерине Майе Плисецкой. Однако, убрав всего лишь пару слов (боюсь, Большой театра без ваших ног, буквально как без рук), эпиграмма превращается в случай юмора возвышения.

Таким образом, хотелось бы отметить, что юмор имеет не только развлекательную функцию и функцию релаксации, но и так называемую функцию агрессивного поведения. В таком случае, юмор используется в качестве защитного средства, которое способно ранить.  За замысловатыми шутками порой лежит контекст с острыми язвительными замечаниями и некими укорами в сторону своего противника.


Библиографический список
  1. Вишнякова, Н.В. Кофликтология: учебное пособие. -Минск : Университетское, 2000. – 246 с.
  2. Глинка, К. Теория юмора.//К. Глинка.// Глобус.-2004. C.
  3. Дмитриев А.В. Социология юмора: очерки. — М. : РАН, 1996. — 214 с.
  4. Krichtafovich I. Humor Theory: Formula of Laughter.2005.


Все статьи автора «Микутина Ирина Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: