СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Харишко Наталья Викторовна1, Жолобова Ирина Константиновна2
1Ростовский государственный медицинский университет, ассистент кафедры гигиены
2Ростовский государственный медицинский университет, ассистент кафедры истории и философии

Аннотация
Статья посвящена внедрению инновационных технологий в решение проблемы профессиональной ориентации подростков как многоаспектной, многогранной системы мероприятий, реализация которых возможна только при условии совместной деятельности государства, семьи, школ, вузов, служб занятости населения и системы дополнительного образования.

Ключевые слова: воспитательная работа, кластер непрерывной профориентационной работы, профессиональная ориентация, учебно-научно-исследовательская деятельность.


MODERN ASPECTS OF OCCUPATIONAL ORIENTATION

Harishko Natalya Viktorovna1, Zholobova Irina Konstantinovna2
1Rostov State Medical University, Teaching assistant of the department of hygiene
2Rostov State Medical University, Teaching assistant of the department of history and philosophy

Abstract
The article is devoted to implementation of innovative technologies in the problem resolution of an occupational orientation of teenagers as multifaceted, many-sided system of actions which implementation is possible only on condition of joint activities of the state, a family, schools, higher education institutions, employment services of the population and system of additional education.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Харишко Н.В., Жолобова И.К. Современные аспекты профессиональной ориентации // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/03/21480 (дата обращения: 25.02.2024).

Современные социальные тенденции, происходящие в обществе, не могут не привести к существенным изменениям на рынке труда, с которым при выборе профессии сталкивается подрастающее поколение школьников. Некоторые профессии «уходят в прошлое», появляются новые более популярные. В результате рынок труда испытывает трудности, связанные с «нехваткой рабочей силы», а школьники, закончив образовательные учреждения, не могут выбрать профессию, в которой они не только смогут реализовать свое желание работать по призванию, но и в последующем найти место для трудоустройства [1; 2; 3].

В сложившихся условиях проблема как можно более раннего информирования выпускников школ об имеющихся тенденциях на рынке труда приобретает особую актуальность. Ситуация осложняется еще тем, что, по результатам тестирования специалистами больше сорока процентов учащихся 9-10-х классов ещё не определились ни с профессией, ни с образованием, которые они хотят получить в дальнейшем.

Решение данной проблемы возможно только при условии комплексной совместной деятельности государства, семьи, школ, вузов, служб занятости населения и системы дополнительного образования.

На государственном уровне одной из форм работы в указанном направлении является своевременное предложение парламентариев государственной думы ввести уроки профориентации в школах.

Профориентационная работа должна продолжаться и во время обучения в высших учебных заведениях [4; 5]. Так, по мнению Министра образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой на современном этапе «…вузы должны идти на опережение и совершенствовать методы профориентационной работы, делать образование интересным, многогранным».

В ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России (РостГМУ) накоплен опыт профориентационной работы со школьниками [6; 7]. Договорные отношения с департаментами образования, службами занятости, колледжами и школами позволили сформировать кластер непрерывной профориентационной работы, начиная со школ (профильные классы), затем в клубе «Юный медик» (дополнительное образование) и заканчивая подготовительными курсами вуза [8; 9; 10].

Информация, поступающая из Центров занятости населения, позволяет своевременно информировать абитуриентов о ситуации на рынке труда. Кластер имеет единую методологию профориентационной, учебной, научной и воспитательной работы [11; 12; 13; 14].

При этом сами формы работы по профессиональной ориентации очень разнообразны и включают:

- участие в Ярмарках рабочих мест в городах и районах Ростовской области;

- проведение встреч с военнослужащими частей и подразделений ЮФО;

- организация и проведение экскурсий в музеи кафедр и других подразделений университета;

- участие в организации и проведении в вузе «Дня открытых дверей» для потенциальных абитуриентов и их родителей;

- организация научно-исследовательской работы среди потенциальных абитуриентов, в том числе подготовка научных проектов и представление их на научных конференциях различного уровня;

- организация интерактивных площадок – «Представление РостГМУ» на профориентационных мероприятиях, проводимых в городе, области, ЮФО;

- участие в Фестивалях науки Юга России, образовательных выставках «Абитуриент» и другое [15; 16].

Новой формой работы для вуза стали проводимые в этом году «Университетские субботы РостГМУ». Этот проект является составной частью одноименного городского проекта и предполагает не только детальное знакомство всех желающих с вузом, с профессорско-преподавательским составом, воспитательной, молодежной и научной деятельностью университета, но и непосредственное участие в мероприятиях вуза вместе со студентами [17; 18].

Данные анкетирования потенциальных абитуриентов свидетельствуют о том, что созданная в вузе кластерная система профориентационной работы позволяет сформировать контингент заинтересованных и ориентированных потенциальных абитуриентов [19].


Библиографический список
  1. Агеева Н.А. Социальное воспитание как ведущий фактор всестороннего развития личности детей и молодежи // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 2 (42). – С. 162-170.
  2. Агеева Н.А. Профессиональная культура как нравственный императив деятельности врача // Гуманитарные и социальные науки. – 2013. – № 6. – С. 77-86.
  3. Крамская С.В. Актуальные вопросы гуманизации педпроцесса медицинского вуза // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2014. – №3. – С. 68-70.
  4. Жолобова И.К., Шаповал Г.Н. Актуальные проблемы социальной и профессиональной ответственности ученого // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2016. – №1 (86). – С. 17-21.
  5. Камалова О.Н., Жолобова И.К. Основные тенденции и инновации в системе отечественного образования // Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – № 1. – С. 38-48.
  6. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Стратифицирующая роль непрерывного довузовского образования в формировании образа будущего врача // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С. 777-780.
  7. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Инновационные подходы к довузовскому образованию // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ материалы международной научно-практической конференции. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 170-172.
  8. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Профессиональное самоопределение в системе непрерывного довузовского образования // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ФАКТЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПРОГНОЗЫ материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 142-145.
  9. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Формирование  мотивации к здоровому образу жизни  в системе непрерывного довузовского образования // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 88-90.
  10. Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В. Особенности организации педагогического процесса на факультете довузовского образования // Успехи естествознания. – 2004. – № 10. – С. 119-120.
  11. Сависько А.А., Сидоренко Ю.А. Формирование духовно-нравственной позиции будущего врача // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9. – С. 169-170.
  12. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Духовность – основа формирования  профессиональных качеств врача // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 3 (59). – С. 729-731.
  13. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Психолого-педагогическое сопровождение в рамках довузовского образования // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 5 (61). – С. 398-400.
  14. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Интегративная система континуального образования в вузе // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ материалы международной научно-практической конференции. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 157-158.
  15. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Корреляция показателей психосоматического здоровья школьников и распределения учебной нагрузки // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 3 (59). – С. 765-768.
  16. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Воспитательная парадигма в системе континуального образовательного процесса // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С. 793-796.
  17. Аветисян З.Е., Максимов О.Л., Сидоренко Ю.А., Добаева Н.М., Смольянинова Л.П. Особенности взаимосвязи психофизиологических и биохимических показателей студентов с уровнем вегетативной регуляции организма // Профилактическая и клиническая медицина – 2014. – №2(51). – С.36-40
  18. Харламов Е.В., Сидоренко Ю.А., Сависько А. А. Проблема адаптации к учебной нагрузке в системе непрерывного образования // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в ХХI веке. – 2011. – Т. 13. – № 10. – С. 481-482.
  19. Егорова Н.А., Жижин К.С., Квасов А.Р., Степаненко А.Ф., Сидоренко Ю.А. Медико-биологические проблемы верификации прогноза высокого уровня умственной работоспособности студентов. Успехи современного естествознания. – 2004. – № 8. – С. 42.


Все статьи автора «Жолобова Ирина Константиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: