ПОНИМАНИЕ ВОЙНЫ: ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ

Запорожская Кристина Олеговна
Дальневосточный федеральный университет
кафедра социальных наук, бакалавр конфликтологии

Аннотация
В статье представлен обзор основных моделей понимания международных вооруженных конфликтов. Рассмотрена историческая динамика объяснительных концепций войны. Сопоставлены классические направления реализма и либерализма в осмыслении сущности вооруженных конфликтов. Прослежена трансформация природы войны, отмечены основные особенности вооруженных конфликтов XXI века в работах современных авторов.

Ключевые слова: война, глобализация, либерализм, реализм., современные вооруженные конфликты


UNDERSTANDING THE WAR: FROM ANTIQUITY TO THE PRESENT DAY

Zaporojskaya Kristina Olegovna
Far Eastern Federal University
Department of social sciences, Bachelor of conflictology

Abstract
The article presents an overview of the main models of understanding of international armed conflicts. We consider the historical dynamics of explanatory concepts of war. We compared the classic direction of realism and liberalism in understanding the nature of armed conflicts. It traces the transformation of the nature of the war, showing the main features of the armed conflicts of the XXI century in the works of contemporary authors.

Keywords: globalization, liberalism, realism., today's armed conflicts, war


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Запорожская К.О. Понимание войны: от античности до наших дней // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/02/21772 (дата обращения: 23.02.2024).

Эпоха, в которой сейчас живет человечество, характеризуется достаточно тесными международными отношениями.  Такая интенсивная связь порой не может исключить противоречия, возникающие между разными странами. Самой крайней формой таких противоречий выступает вооруженный конфликт. Для предотвращения опасных столкновений человечеству необходимо разработать новую культуру общения, которая сможет преодолеть возникающие международные вооруженные конфликты в рамках существующего гражданского общества [1, с. 273].

Античный историк Фукидид одним из первых начал рассматривать военные конфликты как особый предмет научного исследования, потому многие считают его основоположником влиятельного течения в теории международных отношений – исторического реализма. Он оставил нам повествование о Пелопоннесской войне (431 – 404 гг. до н.э.), в которой принимал непосредственно участие. Важной особенностью данного исследования являлось точное и объективное изложение исторических фактов. Повествуя о происходящих событиях и об истинных причинах войны, Фукидид использовал лишь реальные наблюдения и документы. Благодаря такому подходу, ему удалось уже в античное время сформировать основные проблемные вопросы, связанные с теорией международных отношений [2, с. 103]. Описывая хронологию Пелопоннесской войны, Фукидид отмечает, что на момент военного столкновения Спарта и Афины были на вершине своего могущества. Вместо мирного сосуществования, они вовлеклись в вооруженный конфликт, в котором приняли участие и другие греческие города. Фукидид в «Истории Пелопоннесской войны» говорит: «Истиннейший повод, хотя на словах и наиболее скрытый, состоит, по моему мнению, в том, что афиняне своим усилением стали внушать опасения лакедемонянам и тем вынудили их начать войну» [3, с. 232]. Именно борьба за сферу влияния стала причиной данного военного конфликта. Фукидид считал, что война является естественным и присущим человеку состоянием. Из-за такого восприятия природы войны актуальным оставался вопрос о моральной оценке вооруженных конфликтов, а также о путях их преодоления. В рамках дифференцированного подхода к характеру военного столкновения лежало решение данной проблемы. Если война была междоусобной, то она имела крайнюю негативную оценку, если же таковая велась против внешнего врага, то она почти не осуждалась [4]. Платон, развивая данную мысль, говорил, что вооруженный конфликт возникает с целью захвата новых земель, а противоречия эллинов – это лишь домашние ссоры [5]. В своем труде «Законы» он отмечал, что «у всех в течение жизни идет непрерывная война со всеми государствами» [6]. По его словам, есть два вида войн, различия которых он определял терминологически. Первый вид – это внешняя война, то есть против чужих и варваров. Второй вид – это гражданская война внутри государства, которую Платон предлагал называть раздором. Главные различия этих двух видов в принципах военной этики. Во время внутригосударственного вооруженного конфликта, по мнению Платона, необходимо соблюдать следующие законы:

- не порабощать греков (греки не должны быть рабами);

- не опустошать поля;

-  не осуществлять разбои и грабежи, тем самым ослабляя свою Родину.

Таким образом, внутренний раздор должен быть направлен на примирение соперников [7]. Война внешнего характера будет преследовать абсолютно противоположные цели. На первый взгляд, рассуждения Платона о войне кажутся ничем не отличимыми от идей других древнегреческих философов. Однако, принципиальное различие в том, что Платон отказывается оправдывать войну, даже если ее цели «справедливы» [8]. В правильно устроенном государстве войну необходимо избегать. Демосфен, Ксенофонт, Исократ и другие, например, поощряли и делали войну привлекательной для решения определенных политических проблем. Взгляды Аристотеля и Платона сходятся в том, что вооруженные конфликты возникают из-за корысти. В античное время рабство воспринималось как естественное состояние и положение определенных категорий населения. Таким образом, главной целью в войне, по Аристотелю, являлось приобретение рабов, с помощью которых будет легче осуществлять эффективную хозяйственную деятельность. В своем труде «Политика» он говорит: «…военное искусство можно рассматривать до известной степени как естественное средство для приобретения собственности…» [9]. Уровень экономического развития античного общества повлиял на формирование представлений о войне. В сущности, война – это главный источник рабской силы, а также естественный вид отношений между полисами и варварскими поселениями.  Античные философы заложили основу для формирования понятия «справедливой войны».

Эпоха средневековья знаменуется активным распространением христианского вероучения, которое непосредственно влияет на восприятие военной проблематики. Именно религия лежала в основе понимания феномена войны. Аврелий Августин и Фома Аквинский являлись наиболее знаменитыми средневековыми мыслителями, которые сформировали доктрину справедливой войны. Августин Блаженный, живший в IV – V веке, один из первых христианских философов, начал развивать концепцию справедливой войны. Он писал: «…Но мудрый, говорят, будет вести войны справедливые, как будто бы он, если только помнит, что он человек, не гораздо более будет скорбеть, что ему необходимо вести справедливые войны; ведь если они не были бы справедливыми, ему не предстояло бы их вести, и в таком случае для мудрых войн не было бы вовсе. Несправедливость противной стороны вынуждает мудрого вести справедливые войны; и эта несправедливость должна вызывать скорбь в душе человека, потому что она несправедливость человеческая, хотя бы из-за нее и не возникало никакой необходимости начинать войну…» [10]. Таким образом, во имя восстановления справедливости «мудрый» обязан противостоять агрессору, в том числе и военными средствами. Отношение христианства к войне изначально было неоднозначным. В то время на христиан нападали со всех сторон: и с юга, и с севера, и с востока [11]. Поэтому было необходимо как можно быстрее сформировать компромиссное решение, которое бы соединило меч и крест в одном учении. Именно А. Августину впервые удалось систематически характеризовать христианскую доктрину справедливой войны [12].  В XII веке Фома Аквинский продолжил идею А. Августина о праведности и неправедности военных действий. В своем труде «Сумма теологий» Ф. Аквинский выделяет «три вещи», определяющие войну как «справедливую». Он пишет: «Во-первых, полномочность правителя, по приказу которого ведется война» [13, с. 334]. То есть решение о вступлении в военный конфликт должно приниматься легитимной, суверенной властью. Это объясняется тем, что именно на законного правителя возлагается забота об общественном благе, и это его долг нести ответственность за свой «город, область или царство». Второе основание для праведной войны – это справедливая причина, то есть войну можно вести против тех, кто совершил какой-либо несправедливый проступок. И последним требованием, оправдывающим военный конфликт, является справедливое намерение, целью которого будет утвердить добро или предотвратить зло [13, с. 365]. Можно сделать вывод, что смысл концепции справедливой войны заключался в оправдании перед христианской моралью непрекращающихся средневековых военных конфликтов. Во имя «Божьего мира» церковь освящала бесчисленные мелкие и крупномасштабные феодальные распри, а также крестовые походы. А Столетняя война (1337 – 1453 гг.), например, стала почти общеевропейским вооруженным столкновением [14, с. 23].

Преодоление теологического обоснования войны произошло в XV – XVI веке в эпоху Возрождения. Именно окружающая действительность стала источником толкования общественных феноменов. Традицию политического реализма продолжил Никколо Макиавелли. В это время в Европе формируется идея нации, а также осознается необходимость сильного централизованного государства. Политическая теория Н. Макиавелли основывалась на исследовании опыта действующих правительств и государств Античного мира [15]. О войне он писал: «…государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела, кроме войны, военных установлений и военной науки, ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого…» [16, с. 35]. Всю военно-политическую теорию флорентийского мыслителя можно свести в единую систему, состоящую из следующих элементов:

- постоянная военная сила – это основа любого государства;

- военная сила может и должна использоваться как средство достижения определенных политических целей;

- ответственность за страну и нацию несут субъекты военной политики, именно поэтому они должны, принимая решения, руководствоваться реальной расстановкой сил на международной арене;

- армия, как основная составляющая военной мощи страны, всегда должна быть в боевой готовности, а также постоянно совершенствоваться [17, с. 12].  Таким образом, Н. Макиавелли опередил свое время, заложив основу для политико-правовой идеологии Нового времени [18].

Напряженная политическая ситуация в Европе в XVI – XVII веке, характеризующаяся многочисленными вооруженными столкновениями, требовала новые идеи обоснования войны. Таким образом, на первый план выходят идеи национального интереса, для защиты которого можно и нужно применять военную силу. Голландский юрист Гюго Гроций, написавший в 1625 году трактат «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права», заложил основы международного права. Данный труд затрагивает обширный круг вопросов и проблем, связанных с определением справедливой и правомерной войны. В первой книге Г. Гроций выделяет три вида войн: «…война бывает или частная, или публичная, или, наконец, смешанная…» [19, с. 549]. Только война, обоснованная справедливо с точки зрения права народов, может быть оправдана международным правом [20, с. 25].

В трактате выделяется два вида справедливой публичной войны:

1. «Торжественная война», то есть справедливая, законная. Она должна соответствовать двум условиям: во-первых, такая война ведется теми, кто наделен легитимной властью, и во-вторых, необходимо, «чтобы соблюдались известные обряды».

2. Публичная неторжественная война, которая «может вестись против частных лиц и властью любых должностных лиц в государстве».

Также Г. Гроций дает два определения войны. Война – состояние борьбы силою как таковое – это общее понятие, которое характеризует войны любого рода. Вооруженное столкновение государств, будет более узким определением войны [21, с. 557]. Он считает, что «справедливой причиной начала войны может быть не что иное, как правонарушение». Так как правонарушения бывают разных видов, то Г. Гроций выделяет три справедливые причины войны: самооборона, возврат имущества и наказание. Новизна его классификации заключается в том, что он впервые закрепляет в традиции идею обоснованности самозащиты. В наше время этот принцип является естественным правом любого государства, но на тот момент, когда в обществе все еще сохранялась идея войны как воздаяние за грехи, оборонительная война стала рассматриваться по-новому, как действие справедливое и необходимое [22, с.68]. Еще одной причиной справедливой войны, помимо упомянутых выше, является помощь союзным государствам, дружественным народам или вообще любым людям. Объясняется это тем, что «по природе каждый призван осуществлять не только свое, но и чужое право» [23, с. 563].

Процесс постепенного разрушения феодализма в XVII – XIX веке и формирования капиталистических отношений характеризовался новыми идеями об устройстве мирового порядка. Для того чтобы накопить изначальный капитал, государства того времени использовали не самые мирные способы. Очаги войн стали непременным спутником капитализма [24, с.79]. Модернизация армии и оружия, создание военных союзов, принудительное отчуждение земли и имущества у народов, процесс колонизации Америки, Африки и Азии, создание сильного национального государства – вот, что было характерно для данной эпохи. Именно в эпоху Просвещения, которая длилась с XVII по XIX век, были написаны труды, посвященные идее о «вечном мире». Мыслители пытались распространить основные нормы морали на взаимоотношения между государствами [25, с. 22]. Во Франции идеи о «вечном мире» развивали Жан-Жак Руссо, Дидро и Вольтер. В это время уже становилось ясным, что первопричины всех вооруженных столкновений носят социальный характер, и для того, чтобы избавиться от них, необходимо изменить саму структуру общества. Ж.-Ж. Руссо отмечал, что лишь подчинив свои собственные интересы всеобщему благу, можно добиться гармонии в общественном порядке [25, с. 22]. Немецкий мыслитель И. Кант также внес огромный вклад в политико-философскую теорию войны и мира. В своем трактате «К вечному миру» И. Кант выразил основные принципы мирного сосуществования народов. Многие считают, что именно в этом труде философ предвосхитил создание такой всемирной организации, которая имела бы право предотвращать и разрешать международные конфликты. На сегодняшний день такой организацией является ООН.

В середине XIX века была написана знаменитая книга Карла фон Клаузевица «О войне». Новизна данной работы состояла в ином подходе к военной теории. К. Клаузевиц впервые вводит понятия «абсолютной» и «интегральной войны», которые ведутся на тотальное уничтожение противника. В самом начале книги дается определение, что «война – это акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю» [26]. Стоит отметить, что такая простая и емкая формулировка превзошла все иные, поскольку она излагается «из» исследуемого объекта и не исходит из других концептуальных отправных точек [27, с. 30]. Теория абсолютной войны заключается не только в устранении и разгроме вооруженных сил противника, но и в полном покорении и истреблении его как нации. К. Клаузевица причисляют к просвещенным реалистам, поэтому его теория – это лишь идеализированный образ и феномен.  Он сам постоянно отмечал, что тотальная война является не более чем «логической фантазией», поскольку существует множество факторов, мешающих воплотить ее в жизнь. К таким факторам можно отнести невозможность использования всех ресурсов, сомнение в своих силах, культурные нормы, но главное – это законы разума. Ни один разумный участник военного конфликта не будет заинтересован в тотальном устранении противника [28]. Главной преградой, а вместе с тем и основной причиной войны является политика. К. Клаузевиц писал, – «Война является продолжением политики иными средствами» [29]. Именно политические цели контролируют и определяют ход и характер войны. Таким образом, война – это часть целого, а целое – это политика [29]. Рассуждения К. Клаузевица не зря относят к теории политического реализма. Ведь главными действующими оппонентами на международной арене в реализме являются государства, а важной характеристикой этой арены – анархия. Так как международные конфликты не могут разрешаться с помощью вмешательства некой наивысшей легитимной власти, то война будет постоянно присутствовать в виде одного из вариантов развития межгосударственного конфликта [30].

Активное развитие международных отношений в XX веке ознаменовалось серьезным спором между двумя разными политическими парадигмами. Начиная с этого времени, сторонники реалистических и либеральных взглядов ведут вечную полемику о сущности и предмете международных отношений. Теоретическая основа, которая была заложена до XX века, помогла реалистам выделить основные понятия и проблемное поле. Тем не менее, истинным отцом-основателем школы реализма считается Ганс Моргентау. В 1948 году была опубликована его работа «Политические отношения между нациями. Борьба за власть и мир», которая стала классикой в теории международных отношений. По мнению Г. Моргентау, международные отношения представляют собой поле постоянного противостояния между государствами. Сущность межгосударственных взаимодействий определяется желанием преувеличить свою силу или власть и преуменьшить власть остальных. Слово «власть» (power) включает в себя множество элементов: экономическая власть, военная, идеологическая и др. Существует два способа, с помощью которых можно обеспечить власть – это военная стратегия и дипломатия. В своей книге Г. Моргентау выделяет шесть принципов политического реализма:

1) Политика и общество управляется объективными законами, которые нам не подвластны. Однако реализм считает возможным разработать рациональную теорию, частично объясняющую эти законы.

2) Национальный интерес является основой, определяющей внешнюю политику любого государства.

3) Национальный интерес – это динамическое понятие, которое зависит от конкретного исторического периода, политического и культурного контекста.

4) Политический реализм принимает во внимание влияние морали на международные отношения, однако существует противоречие между моральными требованиями и продуктивным политическим действием.

5) «Политический реализм отрицает тождество морали конкретной нации и универсальных моральных законов».

6) Политический реализм рассматривает природу человека, исходя из плюралистической концепции. Реалисты делают акцент на политической составляющей, но это не означает, что они отрицают другие сферы общественной жизни [31]. Перечисленные принципы, которые сформулировал Г. Моргентау, разделяют не только сторонники реализма, но и его оппоненты – идеалисты.  Причина активного распространения идей политического реализма кроется в объективном и беспристрастном анализе международных явлений. Тем не менее, школа имеет свои недостатки, которые препятствуют стать единственной и господствующей в теории международных отношений. Перечислим некоторые из них [32]:

1. Политический реализм сводит международные отношения лишь к межгосударственным отношениям.

2. Международные отношения сводятся к силовому противостоянию государств за обладание властью.

3. Государства, в понимании политического реализма, могут быть взаимозаменяемы, они лишь различаются друг от друга размерами.

4. Роль силового фактора преувеличена, а такие элементы общественной жизни как духовные ценности, культура и т.д. сильно недооцениваются.

В противовес теории реализма возникает школа либерализма. Теоретическая основа данного направления появляется благодаря Г. Гроцию, Дж. Локку, И. Канту и А. Смиту. Г. Гроций сделал важный шаг, в период Тридцатилетней войны (1618 – 1648 гг.) он заложил подходы к пониманию международного права. В виду специфики своей профессиональной деятельности Г. Гроций рассуждает о праве ведения войны. Война – это естественная черта международных отношений. Осознание этого факта дало основание для выработки правил, в рамках которых участники вооруженного конфликта могут действовать [33].  Следующий важный этап в развитии школы либерализма связан с И. Кантом и его трактатом «К вечному миру». В данном труде немецкий философ предложил пути минимизации военных столкновений. Идеи либерализма стали активно использоваться в политической теории в XIX веке. Необходимо также отметить роль международной торговли, как явления, которое лежит в основе международных отношений и международного права. Сближение реализма и либерализма в наши дни, формирование современной мировой системы дало исследователям основания усомниться в идее столкновения цивилизаций [34, с. 115]. Сторонники современного либерализма так же, как и реалисты считают, что основой международных отношений является природа человека. Но эта природа стремится к сохранению сотрудничества и мирного сосуществования для общего процветания. Таким образом, можно выделить основные принципы либерализма [35]:

1) Внешняя политика стран определяется расширением и сохранением экономических и других благ, путем взаимопомощи и взаимовыгодного сотрудничества.

2) Международными отношениями можно управлять с помощью международных соглашений, а также с помощью определенных организаций, существующих над государствами.

3) Современная система международных отношений тесно взаимосвязана и взаимозависима. Поэтому любая попытка одного государства получить какое-либо одностороннее преимущество ведет за собой деструктивные последствия для всей системы.

4) Государство не является всевластным субъектом в международных отношениях. Важное место отводится международным организациям, компаниям и общественному мнению.

5) Военная сила является важным инструментом в международных отношениях, но ее использование должно ограничиваться целями самообороны и лишь тогда, когда все ненасильственные методы борьбы были исчерпаны.

6) Распространение демократии – это важное условие мирного сосуществования. Поскольку демократические государства хотят процветать и прибавлять свои богатства, а не тратить ресурсы на борьбу друг с другом.

Рассмотрев два самых влиятельных направления в политической теории, можно отметить одну общую черту. И либерализм, и реализм пытается трактовать поведение субъектов в международных отношениях. Но наряду с этим существует три главных отличия между этими школами. Во-первых, реалисты делают акцент на государстве, которое рассматривают как главного актора на международной арене. В свою очередь либералы придают большое значение частно-организованным группам и фирмам, деятельность которых рассматривается в совокупности с внутренней политикой государства. Второе отличие – это разное отношение к военной силе. Если для сторонников реализма военному потенциалу государства отводится важное место, то для либералов, наоборот, важно понять, как отельные страны могут эффективно взаимодействовать без использования военной мощи. И, в-третьих, приверженцы либерализма признают возможным совместный прогресс, в свою очередь реалисты не верят в прогрессивность истории [36], сближаясь в этом пункте с постмодернистскими авторами [37, с. 93].

Для понимания современных вооруженных конфликтов необходимо дополнить традиционные объяснительные модели некоторыми новыми факторами, влияющими на характер нынешних войн. Эти факторы принято разделять на три вида [38, с. 47-50]:

- геополитические;

- экономические;

- информационно-технологические.

К геополитическим факторам относится появление ядерного оружия, определившее расстановку сил на международной арене. Также возникновение транснациональных международных организаций, в особенности Организации Объединенных Наций. Именно этот институт сильно повлиял на трансформацию войны, поскольку появилось такое понятие как «принуждение к миру» – это такое действие, которое предпринимается для завершения международного или внутригосударственного вооруженного конфликта третьим государством, не вовлеченным в сам конфликт. Важен тот факт, что принуждение к миру может осуществляться без согласия конфликтующих сторон. И последним геополитическим фактором можно назвать развитие международного терроризма. Особенность терроризма в том, что такие объединения используют нетрадиционные формы борьбы. Главная цель террористов – это компрометирование государства, как института, неспособного защитить гражданское население от насилия. Международный терроризм – огромная и серьезная проблема, заслуживающая большего внимания, чем просто упоминание как одного из геополитических факторов современных войн. Экономические факторы трансформации войны тесно связаны с процессом глобализации. Очевидно, что экономическая война не является вооруженным конфликтом, но она может непосредственно влиять на ход военного столкновения. Здесь стоит отметить лишь, что негативное экономическое воздействие может иметь более разрушительный эффект для некоторых государств, чем традиционное насильственное вмешательство.

Новая эпоха глобализации дала толчок для возрастания роли информационного компонента во всех сферах общества. На сегодняшний день СМИ способно вести войну даже не используя оружие. Информационная война – это новая форма борьбы, которую можно разделить, по способу воздействия, на информационно-техническую и информационно-психологическую.  Первый вид направлен на воздействие технических систем связи, а второй на психику состава вооруженных сил и на гражданское население государства противника.


Библиографический список
  1. Першиц, А.И. Война и мир в ранней истории человечества / А.И. Першиц. – М., 1994. – 419 с.
  2. Цыганков, П.А. Исторический реализм Фукидида о проблеме войны // Обозреватель-Observer. – 2010. – №8. – С. 101-112.
  3. Фукидид. История / Фукидид. – М.: Ладомир, 1999. – 544 с.
  4. Мочалова, И.Н. Платон о войне и ее месте в истории, или почему погибли древние Афины? [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Платоновского философского общества. – Режим доступа: http://www.plato.spbu.ru/CONFERENCES/2014/theses/Mochalova.html#_ftn1
  5. Быт древних греков [Электронный ресурс]/ Быт древних греков. – Режим доступа: http://greci-bit.ucoz.ru/publ/8-1-0-12
  6. Платон. Законы [Электронный ресурс]/ Официальный сайт библиотеки М. Машкова. – Режим доступа: http://www.lib.ru/POEEAST/PLATO/zakony.txt
  7. Мочалова, И.Н. Платон о войне и ее месте в истории, или почему погибли древние Афины? [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Платоновского философского общества. – Режим доступа: http://www.plato.spbu.ru/CONFERENCES/2014/theses/Mochalova.html#_ftn1
  8. Мочалова, И.Н. Платон о войне и ее месте в истории, или почему погибли древние Афины? [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Платоновского философского общества. – Режим доступа: http://www.plato.spbu.ru/CONFERENCES/2014/theses/Mochalova.html#_ftn1
  9. Аристотель. Политика [Электронный ресурс]/ Цифровая библиотека по философии. – Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000353/st003.shtml
  10. Августин Иппонийский. О граде Божьем [Электронный ресурс]/ Библиотека Якова Кротова. – Режим доступа: http://krotov.info/library/01_a/avg/ustin_035.htm#.D0.93.D0.BB.D0.B0.D0.B2.D0.B0_VII_8
  11. Нестеров, В.А. Крестовые походы [Электронный ресурс]/  В.А. Нестеров. – Режим доступа: http://profilib.com/chtenie/52651/vadim-nesterov-krestovye-pokhody.php
  12. Козлов, Н.С. Философские и моральные оценки войны походы [Электронный ресурс]/ Н.С. Козлов. – Режим доступа: http://nkozlov.ru/print/library/s45/d4168/?resultpage=13
  13. Аквинский, Ф. Сумма теологии. Часть I. Вопросы 1-43/ Пер. с лат. С.Еремеева / Ф. Аквинский. – Киев: Ника-Центр, 2002. – 560 с.
  14. Саунина, Е.В. Политико-правовые учения о войне в эпоху средневековья и Нового времени и роль Гуго Гроция в становлении правовой доктрины справедливой войны: автореф. дис. …канд. юр. наук: 12.00.01 / Саунина Елена Валентиновна; ННГУ. – Н.Новгород., 2000. – 34 с.
  15. Лейста, О.Э. История политических и правовых учений [Электронный ресурс]/ Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/istoria-politicheskih-i-pravovyh-ucheniy-1/47.htm
  16. Макиавелли, Н. Государь / Н. Макиавелли;  [пер. с ит. Г.Д. Муравьевой, Н.Я. Рыковой]. – М.: Эксмо, 2012. – 608 с.
  17. Баранов, А.В. Военно-политические взгляды Никколо Макиавелли и современность: автореф. дис. …канд. пол. наук: 23.00.01 / Баранов Александр Валентинович; ВУМО. – М., 2003. – 37 с.
  18. Политические и правовые учения эпохи Возрождения, Реформации и ранних антифеодальных революций [Электронный ресурс]/ Студопедия. – Режим доступа: http://studopedia.ru/1_27314_politicheskie-i-pravovie-ucheniya-novogo-vremeni-n-makiavelli-m-lyuter-t-myuntser-zh-kalvin-zh-boden.html
  19. Гроций, Г. О праве войны и мира / Г. Гроций;  [пер. А.Л. Саккетти]. – М.:Ладомир, 1994. – 868 с.
  20. Саунина, Е.В. Политико-правовые учения о войне в эпоху средневековья и Нового времени и роль Гуго Гроция в становлении правовой доктрины справедливой войны: автореф. дис. …канд. юр. наук: 12.00.01 / Саунина Елена Валентиновна; ННГУ. – Н.Новгород., 2000. – 34 с.
  21. Гроций, Г. О праве войны и мира / Г. Гроций;  [пер. А.Л. Саккетти]. – М.:Ладомир, 1994. – 868 с.
  22. Этика войны и мира: история и перспективы исследования: монография / колл. авт. ; под ред. Б.Н. Кашникова. – СПб.: Алетейя, 2016. – 246 с.
  23. Гроций, Г. О праве войны и мира / Г. Гроций;  [пер. А.Л. Саккетти]. – М.:Ладомир, 1994. – 868 с.
  24. Купряшкин И.В. Капиталистическая мир-система и проблемы современности: Монография / И.В. Купряшкин. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2016. – 186 с.
  25. Трушкова, М.Д. Проблема войны и мира на фоне политико-экономических реалий современной цивилизации, кризиса её культурно-нравственных ценностей / М.Д. Трушкова, А.О. Лысенко  // Культура. Духовность. Общество. – 2015. – №16. – С. 19-24.
  26. Клаузевиц, К. О войне [Электронный ресурс]/ Военная литература. – Режим доступа: http://militera.lib.ru/science/clausewitz/index.html
  27. Печенкин, А.А. Философия войны: история и современность // Новые идеи в философии: материалы междунар. науч. конф.  [г. Пермь, апрель 2015 г.]. — Пермь: Зебра, 2015. — С. 27-33.
  28. Просвещенный реализм Карла фон Клаузевица о морали и опасности абсолютной войны [Электронный ресурс]/ Аналитический портал отрасли права. – Режим доступа: http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/4433
  29. Клаузевиц, К. О войне [Электронный ресурс]/ Военная литература. – Режим доступа: http://militera.lib.ru/science/clausewitz/index.html
  30. Просвещенный реализм Карла фон Клаузевица о морали и опасности абсолютной войны [Электронный ресурс]/ Аналитический портал отрасли права. – Режим доступа: http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/4433
  31. Цыганков, П.А. Политическая социология международных отношений [Электронный ресурс]/ Официальный сайт библиотеки Гумер. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/cugan/01.php
  32. Три больших спора в теории международных отношений [Электронный ресурс]/ Портал по изучению глобальных изменений в обществе, политике, науке, природе. – Режим доступа: http://oko-planet.su/politik/politikmir/192398-tri-bolshih-spora-v-teorii-mezhdunarodnyh-otnosheniy.html
  33. Либерализм в теории международных отношений [Электронный ресурс]/ Постнаука. – Режим доступа: https://postnauka.ru/video/40006
  34. Купряшкин И. В. Методологический тупик цивилизационного подхода // Философия социальных коммуникаций. 2009. №3. С. 113 – 116.
  35. Хмылев, В.Л. Современные международные отношения [Электронный ресурс]/ В.Л. Хмылев. – Режим доступа: http://txtb.ru/24/4.html
  36. Кохэн, Р. Международный либерализм пересмотрен [Электронный ресурс]/ Р. Кохэн. – Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/66609-pall.html
  37. Купряшкин И. В. Постмодернизм: философия кризиса и кризис философии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2012. №12: в 3-х ч. Ч III. С. 92 – 95.
  38. Говоруха, А.М. Факторы трансформации войны в условиях глобализации / А.М. Говоруха, О.М. Шевченко // Интерактив плюс. – 2014. – №9. – С. 43-56.


Все статьи автора «Запорожская Кристина Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: