РАСПОРЯЖЕНИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМИ ПРАВАМИ НА ОБЪЕКТЫ ПАТЕНТНЫХ ПРАВ ПО ДОГОВОРУ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

Тлявгулов Глеб Рамилевич
Российская государственная академия интеллектуальной собственности

Аннотация
В настоящей статье анализируются особенности осуществления распоряжения исключительными правами на объекты патентных прав по договору коммерческой концессии. Дается характеристика особенностей государственной регистрации распоряжения исключительными правами на объекты патентных прав по договору.

Ключевые слова: государственная регистрация распоряжения исключительным правом по договору., договор коммерческой концессии, распоряжение исключительными правами, франчайзинг


THE DISPOSAL OF THE EXCLUSIVE RIGHT ON THE PATENT RIGHTS OBJECTS ON FRANCHISE AGREEMENT

Tlyavgulov Gleb Ramilevich
Russian state academy of intellectual property

Abstract
The article examines the disposal of the exclusive right on the patent rights objects on franchise agreement. The characteristic features of the state registration of the disposal of the exclusive rights to on the patent rights objects on the franchising agreement.

Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Тлявгулов Г.Р. Распоряжение исключительными правами на объекты патентных прав по договору коммерческой концессии // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/02/21313 (дата обращения: 22.02.2024).

Франчайзинг  является, пожалуй, одной из самых молодых договорных конструкций в общемировой практике экономического оборота. Свою историю он ведет со второй половины  XIX века.

При этом само возникновение терминов «franchising» и «franchise» уходит корнями в Средневековье. В средневековой Франции понятие «franchise»  использовалось для обозначения купленной у короля привилегии (права) осуществления определенной деятельности [1, c. 239]. По свидетельству О.В. Новосельцева в Оксфордском словаре английского языка (1933 г., стр. 1630) указано, что слово «franchising» использовалось для обозначения всех прав и свобод епископатов пожалованных в 1559 году, а слово «franchises» обозначало места, отведенные для торговли (в т.ч. ярмарки и рынки) [2, c. 7].

Собственно франчайзинговые отношения стали применяться с 1853 года в США. Первопроходцем в этом деле стала основанная незадолго до этого «Singer Sewing machine company»  – компания Исаака Меррита Зингера и Эдварда Кларка по производству, сбыту и обслуживанию швейных машинок [3, c. 28].  «Singer Sewing machine company» стала продавать право на продажу и обслуживание швейных машин компании на определенной территории независимым продавцам, на определенных условиях, тем самым моментально увеличив свой сбытовой потенциал.

В России первопроходцем на рынке франчайзинга была компания Pepsico. С 1972 года ряд советских предприятий по франшизному договору с компанией Pepsico производили напитки из сиропов и концентратов правообладателя в соответствии с его стандартами качества [2, c. 8].

Однако законодательное регулирование договора коммерческой концессии долгое время откладывалось.

После распада СССР в проекте Модельного Гражданского кодекса для стран СНГ была разработана договорная конструкция договора франчайзинга, именовавшаяся, как «комплексная предпринимательская лицензия» [4, c. 551].

Однако в принятой в 1996 году второй части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) был использован термин «договор коммерческой концессии» и с тех пор не прекращается дискуссия о соотношении договоров коммерческой концессии и франчайзинга.

Среди возможных причин использования словосочетания «коммерческая концессия»  вместо слова «франчайзинг», могло быть нежелание законодателя заимствовать  инородный для русского языка и российского права термин, при этом могли приниматься в расчет соображения, что такое заимствование отрицательно скажется на достоинствах законодательного акта и эффективности его применения.

Первый договор, уже собственно коммерческой концессии, был заключен американской компанией “Колгейт-Палмолив” (правообладатель) и зарегистрирован в Роспатенте в июне 1996 года [5].

Среди воззрений правоведов на проблему соотношения договоров коммерческой концессии и франчайзинга имеются следующие точки зрения.

Так  В.В. Витрянский [6, c. 1055], Л.А. Трахтенгерц [7, c. 33],  Н.В. Месяшная [8, c. 19], О.Н. Садиков [9, c. 608] и  Ю. Табастаева [10, c. 26] признают  договоры коммерческой концессии и франчайзинга равнозначными, а ГК РФ допущена «подмена понятий», поскольку вместо международно признанного понятия «франчайзинг» использована «коммерческая концессия».

Ряд исследователей напротив утверждают, что коммерческая концессия и франчайзинг  не являются тождественными понятиями.

Так в частности, по мнению Б. И. Пугинского в главе 54 ГК РФ основное внимание уделено не содействию в реализации товаров, а вопросам лицензионных соглашений [11, c. 217 – 218].  О.А. Орловой разделяя договор коммерческой концессии и договор франчайзинга, полагает, что последний можно отнести к договорам присоединения [12, c. 9].

В то же время при рассмотрении данного вопроса необходимо учесть следующие фактов.

Во-первых в связи с отсутствием гибкости легальной формулы данного договора (пункт 1 статьи 1027 ГК РФ), глава 54 ГК РФ не применяется к сделкам, где правообладатель  предоставляет  лицензию пользователю не на товарный знак, а на иное средство индивидуализации. Во-вторых за рамками данной конструкции остаются такие аспекты, как поставка товара (в случае сбытового франчайзинга), запасных частей и расходных материалов, оказание услуг.

Отсюда можно сделать вывод о том, что  франчайзинг включает в себя помимо договора коммерческой концессии так же и систему взаимосвязанных параллельных обязательств, регулирование которых осуществляется иными главами части второй ГК РФ.  Следовательно, договор коммерческой концессии представляет собой вид договора по отношению к родовому понятию «договор франчайзинга», так как концепция франчайзинга, как модели предпринимательской деятельности  шире  отношений регулируемых договором коммерческой концессии. Соответственно говорить о тождественности данных договоров не стоит.

Основные положения о договоре коммерческой концессии инкорпорированы в главу 54 ГК РФ. Помимо этого к отношениям, возникающим из договора коммерческой концессии, по аналогии закона могут применяться положения  раздела VII ГК РФ о лицензионном договоре (статьи 1235-1238 главы 69 ГК РФ), если это не противоречит положениям главы 54 ГК РФ и существу договора коммерческой концессии.

При заключении договора коммерческой концессии речь, идет о возмездном приобретении одним предпринимателем (пользователем) у другого предпринимателя, обычно – у коммерческой организации со сложившейся, хорошо известной потребителям деловой репутацией (правообладателя), права на использование принадлежащих ему средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг, а также охраняемой коммерческой информации (ноу-хау) о технологии соответствующего производства и об оказании консультационной и иной организационной помощи с тем, чтобы товары и услуги пользователя выступали на рынке в таком же виде, как и аналогичные товары и услуги правообладателя.

Сторонами данного договора могут быть лишь коммерческие организации и индивидуальные предприниматели (пункт 3 статьи 1027 ГК РФ).

Из анализа пункта 1 статьи 1027 ГК РФ можно сделать вывод о том, что помимо предмета договора, существенным условием договора коммерческой концессии является цена договора, поскольку данный договор является возмездным, а значит, без достижения соглашения сторон относительно размера вознаграждения и порядка выплаты вознаграждения, договор не может быть заключен.

Предметом договора коммерческой концессии являются действия правообладателя, которые он должен совершить для предоставления пользователю права использовать его исключительные права, действия пользователя по уплате правообладателю предусмотренного договором вознаграждения, действия уполномоченной договором стороны по обеспечению регистрации договора коммерческой концессии.

Факультативными элементами предмета договора коммерческой концессии являются действия правообладателя по техническому и консультативному содействию пользователю.

Вознаграждение по договору включает, как правило, ряд выплат: разовые выплаты за право открытия концессионного предприятия и предоставление стартового пакета, а также периодические платежи на покрытие расходов правообладателя, связанные с поддержанием и развитием франчайзинговой системы.

Для установления как периодических, так и разовых выплат существуют два основных подхода: выплаты в твердой сумме, которая не зависит от фактического объема деятельности пользователя (паушальный платеж) или выплаты, пропорционально относящиеся к показателям деятельности пользователя в стоимостном/натуральном выражении (роялти) [13, c. 43].

Как правило, договор коммерческой концессии заключается на определенный срок, хотя законодатель предусмотрел возможность заключения договора без указания срока. При этом в законе указывается, что любая из сторон вправе по своему усмотрению отказаться от договора, заблаговременно направив уведомление.

В случае заключения договора на срок, он может быть расторгнут до его истечения как по общим основаниям – соглашению сторон или по требованию одной из сторон в связи с существенным его нарушением, так и по специальным основаниям, которые будут более подробно рассмотрены далее. В соответствии с пунктом 2 статьи 1027 ГК РФ договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого обозначения правообладателя с указанием или без указания территории использования. Правовое последствие отсутствия в договоре коммерческой концессии условия о территории использования объекта исключительных прав главой 54 ГК РФ не предусмотрено. В этом случае, руководствуюсь пунктом 4 статьи 1027 ГК РФ  следует применять правила раздела VII ГК РФ о лицензионном договоре, если это не противоречит положениям главы 54 ГК РФ и существу договора коммерческой концессии. Соответственно будет действовать норма пункта 3 статьи 1235 ГК РФ: если лицензионная территория в договоре не указана, это будет вся территория России.

Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме (пункт 1 статьи 1028 ГК РФ).

Предоставление права использования товарными знаками, изобретениями, полезными модели, промышленными образцами по договору коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (далее – ФОИС).

Государственная регистрация распоряжения исключительным правом по договору осуществляется по заявлению сторон договора (пункт 3 статьи 1232 ГК РФ). Заявление может быть подано сторонами договора или одной из сторон договора. В случае подачи заявления одной из сторон договора к заявлению должен быть приложен по выбору заявителя один из следующих документов: подписанное сторонами договора уведомление о состоявшемся распоряжении исключительным правом; удостоверенная нотариусом выписка из договора; сам договор.

В заявлении сторон договора или в документе, приложенном к заявлению одной из сторон договора, должны быть указаны: вид договора; сведения о сторонах договора; предмет договора с указанием номера документа, удостоверяющего исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

В случае государственной регистрации предоставления права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, в заявлении сторон договора или в документе, приложенном к заявлению одной из сторон договора, помимо вышеуказанных сведений должна содержаться информация следующего характера: срок действия договора, если такой срок определен договором; территория, на которой предоставлено право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если территория определена договором; предусмотренные договором способы использования результата интеллектуальной деятельности или товары и услуги, в отношении которых предоставляется право использования средства индивидуализации; наличие согласия на предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации по сублицензионному договору, если согласие дано; возможность расторжения договора в одностороннем порядке (пункт 3 статьи 1232 ГК РФ).

Предоставление Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации распоряжения исключительным правом на объекты патентных прав по договору регулируется следующими нормативными актами:

- Постановление Правительства РФ «О государственной регистрации распоряжения исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных по договору и перехода исключительного права на указанные результаты интеллектуальной деятельности без договора» от 24 декабря 2015 г. № 1416 [14];

- Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации распоряжения по договору исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для электронных вычислительных машин, базу данных, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 10 июня 2016 года № 371 [15].

При рассмотрении обязанностей правообладателя следует иметь в виду, что первая и основная обязанность его состоит в том, чтобы обеспечить передачу пользователю всего комплекса исключительных прав по договору (пункт 1 статьи 1031 ГК РФ). Эта обязанность в законе сформулирована как императивная. Она включает в себя два компонента: обязанность передать пользователю техническую и коммерческую документацию (планы, расчеты, чертежи), а также предоставить пользователю иную информацию, необходимую для осуществления этих прав; обеспечить государственную регистрацию договора коммерческой концессии (пункт 2 статьи 1028 ГК РФ).

Главными обязанности пользователя, бесспорно, заключаются в том, чтобы осуществлять комплекс полученных им исключительных прав в строгом соответствии с условиями договора, в установленном объеме и надлежащим образом (пункт 2 статьи 1027 ГК РФ, статья 1032 ГК РФ) и уплатить правообладателю вознаграждение за осуществление комплекса полученных прав. Первая обязанность состыкуется с его правом использовать такой комплекс (пункт 1 статьи 1027 ГК РФ).

У пользователя имеются и иные обязанности:

- использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности коммерческое обозначение правообладателя указанным в договоре образом;

- соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как этот комплекс используется правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав;

- не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;

- не передавать полученного комплекса прав или его части в субконцессию без согласия правообладателя (статья 1029 ГК РФ) и если же такая обязанность предусмотрена договором, он может быть обязан предоставить оговоренное количество субконцессий;

- обеспечение условий для осуществления правообладателем контроля за деятельностью пользователя.

Ответственность пользователя и правообладателя за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных обязательств установлена в виде трех различных уровней правового регулирования:

- общие положения об ответственности за нарушение договорных обязательств;

- положения, содержащиеся в главе 54 ГК РФ, о двух особых основаниях ответственности правообладателя, характерных для договора коммерческой концессии  (ответственность правообладателя, после истечения срока договора отказавшего пользователю, добросовестно исполнившему свои обязанности по договору, в заключении нового договора коммерческой концессии,  и заключивший до истечения трехлетнего срока со дня истечения срока действия прежнего договора договор коммерческой концессии с другим лицом, действующим на той же территории, должен возместить убытки, понесенные прежним пользователем (пункт 2 статьи 1035 ГК РФ); ответственность за изменение правообладателем своего коммерческого обозначения, право на использование которого предоставлено пользователю на основании договора коммерческой концессии).

- норм об ответственности правообладателя по обязательствам пользователя перед потребителями товаров (работ, услуг), выпускаемых (выполняемых, оказываемых) пользователем.

Согласно статье 1036 ГК РФ договор коммерческой концессии может быть изменен в соответствии с правилами главы 29 ГК РФ. В статье 1037 ГК РФ о прекращении договора коммерческой концессии аналогичное положение в отношении расторжения этого договора не предусмотрено.

Вместе с тем в главе 54 ГК РФ отсутствуют какие-либо специальные правила об основаниях, порядке и способах расторжения договора коммерческой концессии. Поэтому правильным будет вывод о том, что действие главы 29 ГК РФ, содержащей общие нормы об изменении и расторжении всякого гражданско-правового договора, в равной мере распространяется на правоотношения, связанные как с изменением, так и с расторжением договора коммерческой концессии [16, c. 862]. Данное обстоятельство означает, что основным способом изменения или расторжения договора коммерческой концессии является его изменение или расторжение по соглашению сторон (пункт 1 статьи 450 ГК РФ). Договор может также быть расторгнут или изменен судом по требованию одной из сторон (пункт 2 статьи 450 ГК РФ).

Законодательство предусматривает, что изменение/расторжение договора производится по требованию одной из сторон в судебном порядке: в случае нарушения условий договора, которые могут быть квалифицированы как существенное нарушение; договор может быть изменен или расторгнут в судебном порядке в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором (пользователь вправе потребовать расторжения договора коммерческой концессии в случае изменения правообладателем своего коммерческого обозначения, право на использование которого предоставлено пользователю – статья 1039 ГК РФ). Договор может быть так же расторгнут если одна из сторон реализует свое право на односторонний отказ от договора (пункт 3 статьи 450 ГК РФ) В зависимости от способа изменения или расторжения договора применяется тот или иной порядок изменения или расторжения договора. При изменении или расторжении договора по соглашению сторон должен применяться порядок заключения указанного договора, а также требования, предъявляемые к форме такого договора, поскольку она должна быть идентичной той, в которой заключался договор (статья 452 ГК РФ).

Обязательным условием изменения или расторжения договора в судебном порядке по требованию одной из сторон, является соблюдение специальной досудебной процедуры урегулирования спора непосредственно между сторонами договора, т.е. заинтересованная сторона должна направить контрагенту предложение изменить/расторгнуть договор. При изменении или расторжении договора вследствие одностороннего отказа одной из сторон от договора необходимо обязательное письменное уведомление контрагента.

Досрочное прекращение предоставления права использования товарными знаками и объектами патентных прав по договору коммерческой концессии, заключенному с указанием срока, либо расторжение договора, заключенного без указания срока, также подлежат регистрации (пункт 2 статьи 1037 ГК).

Расторжение договора является лишь одним из оснований прекращения вытекающих из него обязательств. Иные основания прекращения обязательств могут быть предусмотрены как законом или договором (пункт 1 статьи 407 ГК РФ). В частности, обязательства по договору коммерческой концессии могут быть прекращены по общим основаниям, предусмотренным главой 26 ГК РФ (надлежащее исполнение, отступное, новация и т.д.).

Вместе с тем в главе 54 ГК РФ имеются и два специальных основания прекращения договора коммерческой концессии: прекращение принадлежащих правообладателю прав на товарный знак, знак обслуживания или на коммерческое обозначение без замены их новыми аналогичными правами; объявление правообладателя или пользователя несостоятельным (банкротом) (пункты 3 и 4 статьи 1037 ГК РФ).

В договоре коммерческой концессии можно выделять только один обязательный элемент –  право товарный знак (знак обслуживания). К факультативным элементам можно отнести: право на коммерческое обозначение, права на объекты патентных прав (изобретения, полезные модели, промышленные образцы), права на объекты авторских и смежных прав (в части на программы для ЭВМ, базы данных), права на нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности (в части на топологии интегральных микросхем, селекционные достижения). Разумеется, по договору коммерческой концессии помимо предоставления права использования обязательного элемента, необходимо предоставить право на использование хотя бы одного факультативного элемента, иначе нельзя говорить о предоставлении комплекса исключительных прав. Перечень исключительных прав, передача которых  правообладателем по договору возможна, не ограничен статьей 1027 ГК РФ и остается открытым.

Исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец признается и охраняется при условии государственной регистрации соответствующих изобретения, полезной модели или промышленного образца, на основании которой федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности выдает патент на соответствующий объект.

В качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств), в том числе к применению продукта или способа по определенному назначению (пункт 1 статьи 1350 ГК РФ).

Изобретение соответствует условиям патентоспособности, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо (пункт 1 статьи 1350 ГК РФ).

В качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству. Полезная модель должна отвечать требованиям новизны и промышленной применимости (пункт 1 статьи 1351 ГК РФ).

К промышленному образцу относят художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если по своим существенным признакам он является новым и оригинальным (пункт 1 статьи 1352 ГК РФ).

Исключительные права на изобретение, полезную модель, промышленный образец удостоверяются  патентом.

Исключительные права на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца включают в себя такие действия, как ввоз на территорию РФ, изготовление, применение, предложение о продаже, продажу, иное введение в гражданский оборот или хранение для этих целей продукта, который произведен запатентованным способом или в котором использованы запатентованные изобретения или полезная модель, либо изделие, в котором использован запатентованный промышленный образец. Эти права существуют в течение срока действия патента. Для каждого объекта предусмотрен свой срок действия патента: для изобретения – 20 лет, полезной модели — 10 лет, промышленного образца — 5 лет с даты подачи заявки на регистрацию (пункт 1 статьи 1363 ГК РФ).

В пункте 2  статьи 1027 ГК РФ помимо комплекса исключительных прав по договору коммерческой концессии предусмотрено использование деловой репутации и коммерческого опыта.

Понятие «коммерческий опыт» в действующем законодательстве не раскрыто. В то же время в юридической литературе высказываются различные мнения по поводу данного понятия, так ряд исследователей относит его к охраняемой коммерческой информации. С другой стороны В.В. Витрянский коммерческий опыт является «… результатом приобретенных правообладателем знаний и навыков в силу продолжительной работы в определенной сфере предпринимательской деятельности»[17, c. 1011].

Д.П. Бондаренко полагает, что коммерческий опыт может представлять собой как секрет производства, так и иные сведения, не подпадающие под определение секрета производства по ст. 1465 ГК РФ [18, c. 53].

Относительно деловой репутации так же нет какого-либо определения, отечественное правовое регулирование сводится к защите деловой репутации (статья 152 ГК РФ).

Сформировалась позиция, согласно которой деловая репутация означает общественное мнение о качествах юридического лица в сфере его деятельности и мнение о профессиональных качествах физического лица [19, c. 146].

Деловая репутация правообладателя используется пользователем практически автоматически без какой-либо передачи, поскольку невозможно себе представить использование коммерческого обозначения и товарного знака (знака обслуживания) пользователем, выступающим под «маской правообладателя» без автоматического использования деловой репутации. Деловую репутацию нельзя передать – ей можно только поделиться путем предоставления права использования средством индивидуализации (товарного знака, коммерческого обозначения).

Таким образом всесторонний анализ положений главы 54 ГК РФ, а также научной литературы показал, что в российском гражданском законодательстве созданы условия для существования и развития института коммерческой концессии.

В 2012 году в России свои услуги потенциальным пользователям предлагали более 600 правообладателей  в 75 отраслях [20, c. 58] . С каждым годом количество таких компаний растет.

Преимущества заключения договора коммерческой концессии для обеих сторон очевидны. Так субъекта малого предпринимательства получают: готовые технологии, минимум условий на раскрутку и относительно невысокий шанс прогореть на старте. Правообладатель  же расширяет сферу собственного бизнеса и получает постоянный доход при минимальном участии и без вложения собственных средств.


Библиографический список
  1. Предпринимательство и бизнес. Э.Я. Шейнин – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
  2. Новосельцев О.В. Франчайзинг: история, правовое регулирование, основные формы, оценка. – М.: ИНИЦ Роспатента, 2002.
  3. Колесников В. Построение франчайзингового бизнеса. Курс для правообладателей и пользователей франшиз. СПб.: Питер , 2008.
  4. Авилов Г.Е. Коммерческая концессия (гл. 54) // ГК РФ. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. М., 1996.
  5. Новосельцев О.В. Франчайзинг: история развития, правовое регулирование, оценка (продолжение) // Финансовая газета. 1999. N 19. Май.
  6. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. 2-е изд., стер. – М.: Статут, 2011.
  7. Трахтенгерц Л.А. Договор коммерческой концессии (Новая концепция)//Хозяйство и право, 2007, № 4.
  8. Месяшная Н.В. Правовые вопросы становления франчайзинга в России: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук.- М.: 2000.
  9. Гражданское право: Учебник. Том II // Под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: «ИНФРА-М», 2006.
  10. Табастаева Ю. Франчайзинг в России: правовое регулирование и актуальная судебная практика// Хозяйство и право, 2007, № 7.
  11. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2000.
  12. Орлова О.А. Договор коммерческой концессии по российскому и зарубежному законодательству: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Саратов. 2003.
  13. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. Козырев А.Н., Макаров В.Л  М. 2003.
  14. Постановление Правительства РФ «О государственной регистрации распоряжения исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных по договору и перехода исключительного права на указанные результаты интеллектуальной деятельности без договора» от 24 декабря 2015 г. № 1416.
  15. Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации распоряжения по договору исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для электронных вычислительных машин, базу данных, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 10 июня 2016 года № 371.
  16. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации.  Борисов А.Б. М., 2010.
  17. Брагинский М.В.,  Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг, М. : Статут, 2005.
  18. Бондаренко Д.П. Правовое регулирование договора коммерческой концессии в российском праве: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М.: 2013.
  19. Ковалев В.В. Финансовая отчетность и её анализ (балансоведение). М.: Проспект.- 2004.
  20. Актив для спокойной старости. Зубарева А.//РБК № 5 2012г.


Все статьи автора «Тлявгулов Глеб Рамилевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: