Реалии современного российского общества ставят на повестку дня решение этико-правовых проблем в сфере здравоохранения. Отечественной системе медицинского образования необходима модернизация с учетом новых, изменившихся условий. Этико-правовые нормы медицинского сообщества требуют постоянной актуализации в связи со стремительным развитием естественных и технических наук. Гражданам Российской Федерации необходимо духовно-нравственное воспитание, формирующее новую субъектность, центрированную на ценности гуманизма и нравственную ответственность за свои поступки в личной жизни и профессиональной деятельности.
Медицинская этика подверглась трансформации в связи с тем, что в медицинской практике появились проблемы, которых ранее не было, и нормы поведения в нестандартных ситуациях не были прописаны. П.Д. Тищенко характеризует данные перемены таким образом, будто медики и все общество попали «на “необжитую территорию”, не имея в достатке надежных карт и компасов» [1, с. 12].
В этих неопределенных ситуациях нравственный облик врача является значимым фактором принятия врачом правильного решения и установления эффективного терапевтического сотрудничества с пациентом. Если врач является разносчиком какой-либо инфекции, поражающей тело, то он может принести больше вреда окружающим людям, нежели пользы. Однако, если врач имеет низкий уровень правосознания или поражен каким-либо духовным недугом, то об уважении к личности, о соблюдении прав и свобод пациента не может быть и речи.
В современных условиях возросла роль биоэтики в процессе подготовки и переподготовки медицинских кадров. Биоэтика, как междисциплинарная система научного и вненаучного знания, способствует образованию в общественном сознании единого пространства аксиологии жизни, стимулирует процессы гуманизации и гуманитаризации российских систем образования и здравоохранения.
Это оправдано, поскольку, благодаря изучению биоэтики в комплексе с другими учебными дисциплинами в медицинских колледжах и вузах, можно создать условия для максимального внедрения принципов справедливого, уважительного и милосердного отношения к окружающим людям, соблюдения их прав и свобод. Необходимо отметить, что духовно-нравственное воспитание студентов-медиков должно проходить не только в стенах вуза, но и в свободное от учебы время.
Охват социально-полезной деятельностью студентов-медиков должен быть максимальным, а воспитательная работа – не декларативной, а деятельной. Призывы к ведению здорового образа жизни беспочвенны и нерезультативны, если сам педагог подает студентам отрицательный пример. В вопросах воспитания слова не должны расходиться с делом. Только здоровый дух может сохранить здоровым тело. Только педагог, ведущий здоровый образ жизни, сможет увлечь своим примером студентов. Проблемы профессиональной подготовки студентов-медиков рассматриваются в ряде опубликованных работ [2-28].
Соотношение самореализации и социализации студенчества проявляется в его ценностных ориентациях. Направленность суждения и поведения студента-медика должна согласовываться с этико-правовыми нормами, бытующими в медицинском сообществе. Если студент ощущает себя частью медицинского сообщества, то легко присваивает себе нормы поведения этого сообщества и выполняет их как свои собственные установки. Такой студент легко адаптируется к студенческой жизни, соблюдает правила внутреннего распорядка вуза и этический кодекс без напоминания, из уважения к закону и сообществу. Совершая моральные поступки осознанно, студент не чувствует на себе давление извне. Это и есть «нравственность, тождественная свободе» (И. Кант). Выпускники медицинских колледжей и вузов с высоким уровнем правосознания легко адаптируются к профессиональной деятельности, поскольку за годы учебы привыкли регулярно соблюдать этико-правовые нормы медицинского сообщества.
В 2015 году все образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов по медицине и фармации, утвердили «Этический кодекс обучающихся медицине и фармации» на основе публичного обсуждения и с учетом мнения обучающихся. Таким образом, в России появился регламентирующий документ, необходимый для успешной социализации студентов-медиков. Текст документа, с одной стороны, отражает современные требования, предъявляемые обществом к медицинским работникам, с другой стороны, несет в себе связь веков и поколений, продолжая славные традиции медицинской профессии: идеалы гуманизма и высокой нравственности, уважение к личности и понимание ценности жизни, любовь к труду и Отечеству. Также в этический кодекс включены статьи, способствующие дальнейшей адаптации выпускников к реалиям медицинской деятельности (нормы СанПиНа и Федерального закона), имеющие отношение к внешнему виду студентов-медиков и ведению ими здорового образа жизни [29].
Согласно статье 1 (п. 3), действие этического кодекса «распространяется на весь период обучения в образовательной организации при нахождении на ее территории, в структурных подразделениях, клинических базах, а также за их пределами». После окончания обучения, при трудоустройстве в лечебно-профилактические организации страны, молодые специалисты будут подписывать должностную инструкцию, которая включает в себя обязанность медицинского работника соблюдать ряд нормативно-правовых документов, регламентирующих медицинскую деятельность и способствующих соблюдению принципа справедливости в доступе пациентов к медицинской помощи [30-35]. В этот список входит и этический кодекс российского врача, который более детализирован, нежели студенческий, но сохраняет принцип преемственности между этими уровнями. Утверждение 31.12.2015 г. новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации актуализирует вопросы «подготовки специалистов в сфере охраны здоровья граждан в достаточном количестве, повышение качества такой подготовки, а также создание системы непрерывного медицинского образования, возрождение традиций милосердия» [36].
Статья 5 (п. 7) Этического кодекса обучающихся медицине и фармации утверждает необходимость уважения чести и достоинства пациента, его права на личную тайну. Это требование согласуется с нормой Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 13), согласно которой не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей [37]. Следует подчеркнуть, что за нарушение принципа конфиденциальности виновные лица несут дисциплинарную (ст. 81 ТК РФ), административную (ст. 13.11; ст. 13.14. КоАП РФ), гражданско-правовую (ст. 150 ГК РФ) и уголовную (ст. 137 УК РФ) ответственность.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: во избежание нарушения прав и свобод человека необходимо со студенческих лет у будущих медработников формировать высокий уровень правосознания и нравственные императивы профессиональной деятельности. Соблюдение этического кодекса студентами будет способствовать постепенной выработке у них модели культуросообразного поведения, которая найдет применение в исполнении Федеральных законов и этико-правовых норм, принятых медицинским сообществом.
Библиографический список
- Тищенко П.Д. Введение в биоэтику. М.: Прогресс-Традиция, 1998. – 384 с.
- Агеева Н.А., Толмачев В.Г. Учет социокультурных и психофизических особенностей пациента в процессе подготовки и переподготовки медицинских кадров // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2016. – № 4-1 (11). – С. 53-55.
- Толмачев В.Г. Здоровый образ жизни в контексте осознанного выбора человека // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 9 (65). – С. 427-431.
- Толмачев В.Г. Эффективность терапевтического сотрудничества врача и пациента в условиях инновационного общества // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 9 (65). – С. 423-426.
- Жолобова И.К., Шаповал Г.Н. Актуальные проблемы социальной и профессиональной ответственности ученого // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2016. – № 1 (86). – С. 17-21.
- Камалова О.Н., Жолобова И.К. Основные тенденции и инновации в системе отечественного образования // Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – № 1. – С. 38-48.
- Карташова Е.А., Шаповал Г.Н. Роль познавательно-развивающего туризма в процессе социализации студентов-медиков // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С. 577-581.
- Карташова Е.А., Шаповал Г.Н. Социализирующий потенциал внеаудиторной деятельности студента-медика // Современные научные исследования и инновации. –2016. – № 2 (58). – С. 689-692.
- Карташова Е.А., Шаповал Г.Н. Средства и формы социальной активности студентов вуза // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 1 (57). –С. 698-704.
- Спиридонов А.П., Шаповал Г.Н. Актуальные вопросы патриотического воспитания молодежи в контексте укрепления национальной безопасности России // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2016. – № 58. – С. 89-94.
- Спиридонов А.П., Шаповал Г.Н. Социокультурная деятельность в контексте профессиональной социализации студентов российских вузов // Universum: общественные науки. – 2016. –№ 6 (24). – С. 4.
- Шаповал Г.Н. Образы зла в художественной культуре: дис. канд. филос. наук: Ростов-на-Дону, 2002. – 166 с.
- Шаповал Г.Н. Роль социально-полезной деятельности в ходе становления гражданско-правовой активности у студентов-медиков // Инновации в науке. – 2015. – № 48. – С. 86-90.
- Шаповал Г.Н. Формирование нравственных качеств личности студентов вуза в контексте патриотического воспитания // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: вызовы и решения материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016. – С. 168-171.
- Шаповал Г.Н., Карташова Е.А. Формирование патриотического сознания через призму пропаганды здорового образа жизни среди студентов-медиков//В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 381-385.
- Сидоренко Ю.А. Формирование мотивации к здоровому образу жизни в системе непрерывного довузовского образования / Ю.А. Сидоренко, Л.А. Якименко // Наука сегодня: проблемы и пути решения: Материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Научный центр «Диспут». – Вологда, – 2016. – С. 88-90.
- Егорова Н.А., Жижин К.С., Квасов А.Р., Степаненко А.Ф., Сидоренко Ю.А. Медико-биологические проблемы верфикации прогноза высокого уровня умственной работоспособности студентов // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 8. – С. 42.
- Цквитария Т.А. Воспитательный потенциал технологии обучения в сотрудничестве // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-3. – С. 420-423.
- Нажева М.И. Комплекс ГТО в структуре мониторинга физического и патриотического воспитания студентов-медиков // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016. – С. 49-53.
- Нажева М.И. Профессиональная подготовка студента-медика в контексте профилактики сердечно-сосудистых заболеваний // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016. – С. 84-88.
- Агеева Н.А. Проблема субъектности в контексте научно-технологического развития // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 85–93.
- Агеева Н.А. Ценностные детерминанты ученого в контексте инновационной деятельности // Universum: Общественные науки. – 2014. № 7 (8). – С. 5.
- Агеева Н.А. Виртуальная предметная среда как необходимое условие социализации подрастающего поколения россиян // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 11 (55). – С. 641–647.
- Агеева Н.А. Духовные скрепы как важный фактор становления и развития гражданского общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 111–117.
- Агеева Н.А. Биоэтическое измерение проблем жизни и смерти человека в условиях инновационного общества // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 9-2 (41). – С. 5–10.
- Агеева Н.А. Идеи русского космизма в контексте научно-технологического развития страны // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 100–108.
- Агеева Н.А. Этические механизмы становления и развития гражданского общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 12 (56). – С. 876–883.
- Агеева Н.А. Подготовка и аттестация медицинских и педагогических работников в контексте светского и религиозного гуманизма // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 41. – С. 78–83.
- Агеева Н.А. Социализация студентов-медиков: на пути от этического кодекса к зрелой форме правосознания // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С. 835-840.
- Агеева Н.А. Системный подход к этико-правовому регулированию медицинской деятельности // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-5 (48). – С. 97–102.
- Агеева Н.А. Социокультурный аспект невежества // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 35. – С. 69–74.
- Вялых Н.А. Агенты и условия формирования доступной среды медицинского обеспечения в России // Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – № 3. – С. 290–299.
- Вялых Н.А. Методология социологического исследования неравенства в доступе к медицинской помощи: научно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону, 2013. – 186 с.
- Вялых Н.А. Стратегии потребления медицинской помощи: социологический анализ: монография. – Ростов-на-Дону, 2015. – 288 с.
- Вялых Н.А. Социологическое исследование неравенства в доступе к медицинским услугам в г. Ростове-на-Дону // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2012. – № 3 (23). – С. 173–180.
- Утверждена Стратегия национальной безопасности России / [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/51129 (дата обращения 25.02.2017).
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://base.garant.ru/12191967/ (дата обращения 25.02.2017).