ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ

Юсупова Алиса Ривхатовна
Башкирский государственный университет

Аннотация
Данная статья посвящена описанию процесса государственного управления в США. Кроме этого, рассматривается сравнительный анализ процессов управления и делаются общие выводы об уровне развития государственного управления в этой стране.

Ключевые слова: государственное управление, законодательная власть, исполнительная власть, Соединенные штаты Америки


FEATURES OF THE PROCESS OF GOVERNANCE IN THE UNITED STATES OF AMERICA

Yusupova Alisa Rivhatovna
Bashkir State University

Abstract
This article is devoted to the description of the process of governance in the United States. In addition, the comparative analysis of governance processes reviewed and general conclusions about the level of development of public administration in this country performed.

Keywords: executive power, legislative power, public administration, United States of America


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Юсупова А.Р. Особенности процесса государственного управления в Соединенных Штатах Америки // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/02/20285 (дата обращения: 21.02.2024).

Государственное управление – это регулирующее, стабилизирующее и организующее влияние государства на жизнедеятельность людей в целях ее сохранения, упорядочения или преобразования.

Соединенные Штаты Америки – это федеративное государство, в составе которого 50 штатов и федеральный округ Колумбия. По форме правления США – это президентская республика: Президент является главой исполнительной власти, Верховный суд – судебной, конгресс – законодательной. В основе формирования системы государственной власти лежит принцип разделения властей.

Существует три ветви власти: исполнительная, законодательная и судебная – они должны соответствовать различным государственным органам. Если в руках одного органа сконцентрируется власть, разная по своему содержанию, то будет существовать возможность для злоупотребления этой властью своих полномочий, а, следовательно, это будет способствовать нарушению свобод и прав граждан. У каждой ветви власти существует свое предназначение для формирования и осуществления определенных функций государства.

В соответствии с Конституцией США, исполнительная власть принадлежит Президенту. Он осуществляет полный контроль и управляет органами федерального управления. Государственный аппарат находится в его непосредственном подчинении, в том числе главы ведомств и министры. Президент руководит всем механизмом исполнительного аппарата, а исполнительный аппарат совместно с президентом формируют в государстве президентскую власть. Президентом осуществляется формирование Кабинета Министров, администрации и исполнительных правлений. Кабинет Министров, в свою очередь, не уполномочен принимать правительственные акты, он является консультативным органом, поэтому Президент может не руководствоваться данным им советам.

Но полномочий только лишь Президента недостаточно для руководства всей страной. Существует аппарат в виде президентского кабинета (в США практически не используется термин «правительство»). Данный орган не предусмотрен ни законодательством, ни Конституцией, но представляет огромную значимость в деятельности федерального управления. Президентский кабинет действует как совещательный орган при Президенте. В его состав входят 13 глав ведомств и других членов (вице-президент, помощники президента и т. д.). Каких-либо правовых актов кабинет не принимает, заседания кабинета проводятся не чаще одного раза в месяц.

Конституция США наделяет законодательной властью двухпалатный Конгресс, который состоит из Палаты представителей (орган общенационального представительства) и Сената (орган представительства штатов). Особая роль Сената заключается в том, что по Конституции за ним закреплен ряд самостоятельных полномочий. С согласия Сената заключаются международные договоры. Также с одобрения Сената Президент назначает на должности федеральных судей.

Основные полномочия Конгресса: налогообложение, регулирование торговли с иностранными государствами и между штатами, формирование и развитие вооруженных сил и финансирование их содержания, право объявления войны. Конгрессу также предоставляются полномочия, которые позволяют принимать необходимые законы с целью поддержания эффективного функционирования системы государственного аппарата. Законодательная власть у него связана непосредственно с суверенитетом, это – воля всего суверенного народа и потому Конгресс должен осуществлять и решать вопросы общего характера.

Конгресс имеет право принимать законы, режим исполнения которых обязуются соблюдать граждане на всей территории США в соответствии с принципом разделения властей. Конгресс имеет разветвленную систему комитетов, в нем представлены две главные политические партии, одна из которых всегда существует в оппозиции к Президенту и его администрации, осуществляет критику системы внешней и внутренней политики. Данный орган не может оказывать воздействие и контроль над исполнительной властью, но он все же оказывает существенное влияние на деятельность администрации. Не давая Президенту перерасти его власти в абсолютную, Конгресс оказывает существенное воздействие на самого Президента. Осуществление единства государственной власти достигается путем взаимодействия законодательной власти с судебной и исполнительной ветвью.

Деятельность и полномочия Конгресса тесно связаны с населением и общественностью, средствами массовой информации. В стенах данного органа часто проходят значимые обсуждения актуальных международных и общественных проблем.

В Конституции предусматривается создание Верховного суда, но не определяется структура судебной власти, члены которого устанавливаются Президентом при одобрении Сената. Судебные органы выступают как независимые и самостоятельные носители обширных полномочий, так как в системе государственной власти, они опираются на разделение властей. В то же время, судебная власть, гарантирует конституционную защиту и законность прав граждан.

Особенность американского общества, которая основывается на свободе прав, определила важнейшую роль судебных органов во всех областях взаимоотношений граждан с государством и между собой. С основания Соединенных Штатов Америки, суды были наделены практически неограниченной компетенцией, которая позволяла им решать самые разнообразные вопросы в гражданской, экономической и других сферах жизни общества. США имеет неофициальное название – «государство судей», отмечая тем самым полновластие американских судов и доверие граждан к органам государственной власти. В США насчитывается самое большое количество судей и адвокатов.

Таким образом, можно сделать вывод, что американское государство всегда, во все времена оказывало существенное воздействие на функционирование экономики и на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование в Соединенных Штатах является важной частью функционирования экономики и поэтому заслуживает самого пристального внимания.


Библиографический список
  1. Андрианов В.Д. Государственное управление в США: учебное пособие. – М., 2010. – 276с.
  2. Ахунов Р.Р. Интегральный показатель риска как инструмент анализа развития экономических подрайонов региона / Р.Р. Ахунов, А.В. Янгиров, Ю.С. Токтамышева, А.Д. Мухаметова и др. // Инновационное развитие российской экономики: Сборник научных трудов IX Международная научно-практическая конференция, 25-28 октября 2016г. Т.2. – М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. – с.12-15.
  3. Баглай М.В. Конституционное право зарубежных стран. – М., 2005. – 79с.
  4. Бахитова Р.Х. Концептуальная схема системы агент-ориентированных моделей в области государственных финансов // И.У. Зулькарнай, Р.Х. Бахитова, Р.Р. Ахунов // Вестник Башкирского университета. – 2014. – №2. – с.480-485.
  5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебное пособие. – М., 2011. – 362с.
  6. Камаев В.Д. Экономическая теория: учебник. – 9-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 139с.
  7. Рабцевич А.А. Анализ и моделирование взаимодействия труда и капитала в региональной экономике // Теоретико-методологические проблемы использования естественнонаучных методов в гуманитарных науках: материалы Международной научно-практической конференции, 16-17 октября 2014г. – Уфа: УГАТУ, Аэтерна, 2014. – с.257-267.
  8. Рабцевич А.А. Методические основы исследования инновационной ориентации работодателя // Экономика и сервис: от теории к практике: материалы II Международной заочной научно-практической конференции, 7 мая 2014г. – Владимир: ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 2014. – с.140-148.
  9. Рабцевич А.А. Формирование макрорайонов как метод управления народно-хозяйственной системой региона // Инновации в экономике и управлении на предприятиях нефтегазовой промышленности и смежных отраслей: материалы IV студенческой научно-практической конференции с международным участием, 30 мая 2014г. – Пермь: ПНИПУ, 2014. – с.219-223.
  10. Салемгареев А.А. Зарубежный опыт формирования сбалансированной региональной политики // Инновационное развитие современных социально-экономических систем: материалы III Международной научно-практической конференции, 15-16 февраля 2016г. – Комсомольск-на-Амуре: КнАГТУ, 2016. – с.100-104.
  11. Юсупов К.Н. Национальная экономика: учебное пособие / К.Н. Юсупов, А.В. Янгиров, А.Р. Таймасов и др. – Уфа: БашГУ, 2015. – 284с.


Все статьи автора «Юсупова Алиса Ривхатовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: