СРАВНЕНИЕ МОДЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Южакова Екатерина Витальевна
ФГБОУ ВО "Башкирский государственный университет"
Институт экономики, финансов и бизнеса

Аннотация
Данная статья посвящена сравнительному анализу моделей государственного управления в Европе и Российской Федерации, выявлению их сходства и различия, преимуществ и недостатков каждой модели.

Ключевые слова: децентрализация, модели управления, централизация


COMPARISON OF GOVERNANCE MODELS IN THE EUROPEAN UNION AND THE RUSSIAN FEDERATION

Yuzhakova Ekaterina Vitalevna
Bashkir State University
Institute of Economics, Finance and Business

Abstract
This article is devoted a comparative analysis of government’s management models in Europe and the Russian Federation, in order to identify their similarities and differences, advantages and disadvantages of each model.

Keywords: centralization, decentralization, management models


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Южакова Е.В. Сравнение моделей государственного управления в Европейском Союзе и Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/01/19349 (дата обращения: 22.02.2024).

Взаимосвязью между видом государственного строя и основными концептами идеологической системы является модель государственного управления. Модели квалифицируются: структурной формой, формой правления, политическим режимом. Почти каждое государство владеет своей суверенной моделью государственного управления.

В европейских федеральных моделях особо выделяется движение к централизации принятия решений, а унитарные модели показывают движение к децентрализации. Так, в скандинавских государствах власть Центра комбинируется с компетенциями местных органов и активным участием граждан в процессе принятия решений на местах. Это указывает на проявление тренда: развитие унитарных систем в федеральном направлении, и федеральных систем – в унитарном направлении.

В практике государственного управления стран Евросоюза главенствует всеобщий подход к системе государственного управления и современной бюрократии как к политическим феноменам. Кроме скандинавской модели, идея «политической бюрократии» направлена не на абстрактное общее благо, а на политические интересы и цели. Можно утверждать, что в большей части моделей главнейшие посты в государственном аппарате занимают политические чиновники.

Большинство стран имеет свою, непохожую на другие, модель государственного управления, учитывающую национальные особенности развития.

Российская Федерация, в противовес федерализму Западной Европы, зародилась не путем присоединения отдельных территорий друг к другу с их взаимного согласия. РФ формировалась сверху, путем деволюции, т.е. путем обособления в составе государства отдельных, независимых и самостоятельных образований. Проблемы российского федерализма исторически связывают с борьбой центральной власти за сохранение единства государства против желания регионов к автономизации и сепаратизму. Сопоставление европейских и российской моделей государственного управления по фундаментальным признакам представлено в таблице 4.

Таблица 4. Сравнение европейской и российской моделей государственного управления

Описание моделей государствен-

ного управления

Модели государственного управления в Европейских странах

Российская модель государст-

венного управления

Скандинавские страны

(Швеция, Норвегия)

Англосаксонс-

кие страны (Великобритания)

Наполеоновс-

кие страны (Франция)

Германские государства

(Германия)

Уровень политического влияния администрации

Большое влияние администрации Существенное влияние бюрократии

Система права

Скандинавская структура права Прецедентное право Кодифицированное право

Модель государствен-

ного управления

Совмещение менеджериаль-

ных, правовых и переговорных культур и признаков во всех слоях государства

Вестминстерская модель Иерархическое строение государствен-ной службы Веберовская модель Исполнительная власть

Форма управления

Конституционная монархия Парламентская монархия Президентско-парламентская республика Парламентская республика Президентско-парламентская республика

Структурная форма

Унитарная Федеральная

Соотношение централизации и децентра-лизации

Сочетание Центра с компетенциями местных органов и обществом Существенное влияние Центра на развитие государства Значительное регулирующее влияние Центра Регулирующее влияние Центра на развитие государства

Вид администра-тивного поведения

Правительст-венные агентства превращены в госпредприятия, работающие по рыночным правилам Культура обсуждений и сделок Правовое деление полномочий между ступенями государствен-ного управления Совокупность строгости и уступчивости при применении публичного права Бюрократия

В Конституции Российской Федерации отсутствует определение «государственное управление», но применяется термин «исполнительная власть». Таким образом, упор в модели государственного управления делается на обретении и применении должностными лицами властных полномочий. Несмотря на то, что государственно-властные полномочия – необходимая и характерная особенность и атрибут государственного управления, но рационализировать деятельность правительственной структуры при такой схеме управления непросто. Исполнительную власть нельзя совершенствовать или рационализировать, поскольку властные полномочия – это данность, представленная органам или должностным лицам по закону: либо она есть, либо ее нет.

В продолжение можно сказать, что в настоящее время страны Европы подразделяют на 4 типа моделей государственного управления. Российская модель государственного управления имеет отличия по признакам от европейских моделей. В моделях руководства стран Европы наблюдается стремление к централизации принятия решений, а унитарные модели показывают движение к децентрализации. В практике управления государствами Европы преобладает общий подход к системе государственного управления и современной бюрократии как к политическим феноменам.

Однако можно утверждать, что в большинстве моделей основные должности в госаппарате принадлежат политическим чиновникам. В связи с этим есть все основания указывать на политизацию государственной службы, и Российская Федерация не является исключением.


Библиографический список
  1. Калганова Л.А. Компаративные исследования европейской и российской моделей государственного управления // Проблемы современного государственного управления в России: Материалы научного семинара. – М.: Научный эксперт, 2010. – 112 с.
  2. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. – М.: Проспект, 2015. – 432с.
  3. Пикулькин А.В. Система государственного управления: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 389с.
  4. Пронкин С.В. Государственное управление зарубежных стран: учебник / С.В. Пронкин, О.Е. Петрунина. – М.: КДУ, 2015. – 495с.
  5. Рабцевич А.А. Анализ и моделирование взаимодействия труда и капитала в региональной экономике // Теоретико-методологические проблемы использования естественнонаучных методов в гуманитарных науках: материалы Международной научно-практической конференции, 16-17 октября 2014г. – Уфа: УГАТУ, Аэтерна, 2014. – с.257-267.
  6. Рабцевич А.А. Возможности работодателей и государства в инновационном ориентировании рынка труда // Актуальные вопросы научной и научно-педагогической деятельности молодых ученых: сборник научных трудов Всероссийской заочной научно-практической конференции, 20 октября 2014г. – М.: ИИУ МГОУ, 2015. – с.96-106.
  7. Салемгареев А.А. Зарубежный опыт формирования сбалансированной региональной политики // Инновационное развитие современных социально-экономических систем: материалы III Международной заочной научно-практической конференции, 15-16 февраля 2016г. – Комсомольск-на-Амуре: КАГТУ, 2016. С. 100-104.
  8. Салемгареев А.А. Качество регионального управления как фактор сбалансированной политики // Воспроизводственный потенциал региона: проблемы количественных измерений его структурных элементов: Материалы VI Международной научно-практической конференции, 2-4 июня 2016г. – Уфа: Ак Идель Пресс2016. – с.324-329.
  9. Таймасов А.Р. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебное пособие / А.Р. Таймасов, З.М. Муратова, К.Н. Юсупов. – М.: КноРус, 2015. – 288с.
  10. Юсупов К.Н. Национальная экономика учебное пособие / К.Н. Юсупов, Ю.С. Токтамышева и др. – Уфа: БашГУ, 2015. – 284с.


Все статьи автора «Южакова Екатерина Витальевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: