Взаимосвязью между видом государственного строя и основными концептами идеологической системы является модель государственного управления. Модели квалифицируются: структурной формой, формой правления, политическим режимом. Почти каждое государство владеет своей суверенной моделью государственного управления.
В европейских федеральных моделях особо выделяется движение к централизации принятия решений, а унитарные модели показывают движение к децентрализации. Так, в скандинавских государствах власть Центра комбинируется с компетенциями местных органов и активным участием граждан в процессе принятия решений на местах. Это указывает на проявление тренда: развитие унитарных систем в федеральном направлении, и федеральных систем – в унитарном направлении.
В практике государственного управления стран Евросоюза главенствует всеобщий подход к системе государственного управления и современной бюрократии как к политическим феноменам. Кроме скандинавской модели, идея «политической бюрократии» направлена не на абстрактное общее благо, а на политические интересы и цели. Можно утверждать, что в большей части моделей главнейшие посты в государственном аппарате занимают политические чиновники.
Большинство стран имеет свою, непохожую на другие, модель государственного управления, учитывающую национальные особенности развития.
Российская Федерация, в противовес федерализму Западной Европы, зародилась не путем присоединения отдельных территорий друг к другу с их взаимного согласия. РФ формировалась сверху, путем деволюции, т.е. путем обособления в составе государства отдельных, независимых и самостоятельных образований. Проблемы российского федерализма исторически связывают с борьбой центральной власти за сохранение единства государства против желания регионов к автономизации и сепаратизму. Сопоставление европейских и российской моделей государственного управления по фундаментальным признакам представлено в таблице 4.
Таблица 4. Сравнение европейской и российской моделей государственного управления
Описание моделей государствен- ного управления |
Модели государственного управления в Европейских странах |
Российская модель государст- венного управления |
|||
Скандинавские страны (Швеция, Норвегия) |
Англосаксонс- кие страны (Великобритания) |
Наполеоновс- кие страны (Франция) |
Германские государства (Германия) |
||
Уровень политического влияния администрации |
Большое влияние администрации | Существенное влияние бюрократии | |||
Система права |
Скандинавская структура права | Прецедентное право | Кодифицированное право | ||
Модель государствен- ного управления |
Совмещение менеджериаль-
ных, правовых и переговорных культур и признаков во всех слоях государства |
Вестминстерская модель | Иерархическое строение государствен-ной службы | Веберовская модель | Исполнительная власть |
Форма управления |
Конституционная монархия | Парламентская монархия | Президентско-парламентская республика | Парламентская республика | Президентско-парламентская республика |
Структурная форма |
Унитарная | Федеральная | |||
Соотношение централизации и децентра-лизации |
Сочетание Центра с компетенциями местных органов и обществом | Существенное влияние Центра на развитие государства | Значительное регулирующее влияние Центра | Регулирующее влияние Центра на развитие государства | |
Вид администра-тивного поведения |
Правительст-венные агентства превращены в госпредприятия, работающие по рыночным правилам | Культура обсуждений и сделок | Правовое деление полномочий между ступенями государствен-ного управления | Совокупность строгости и уступчивости при применении публичного права | Бюрократия |
В Конституции Российской Федерации отсутствует определение «государственное управление», но применяется термин «исполнительная власть». Таким образом, упор в модели государственного управления делается на обретении и применении должностными лицами властных полномочий. Несмотря на то, что государственно-властные полномочия – необходимая и характерная особенность и атрибут государственного управления, но рационализировать деятельность правительственной структуры при такой схеме управления непросто. Исполнительную власть нельзя совершенствовать или рационализировать, поскольку властные полномочия – это данность, представленная органам или должностным лицам по закону: либо она есть, либо ее нет.
В продолжение можно сказать, что в настоящее время страны Европы подразделяют на 4 типа моделей государственного управления. Российская модель государственного управления имеет отличия по признакам от европейских моделей. В моделях руководства стран Европы наблюдается стремление к централизации принятия решений, а унитарные модели показывают движение к децентрализации. В практике управления государствами Европы преобладает общий подход к системе государственного управления и современной бюрократии как к политическим феноменам.
Однако можно утверждать, что в большинстве моделей основные должности в госаппарате принадлежат политическим чиновникам. В связи с этим есть все основания указывать на политизацию государственной службы, и Российская Федерация не является исключением.
Библиографический список
- Калганова Л.А. Компаративные исследования европейской и российской моделей государственного управления // Проблемы современного государственного управления в России: Материалы научного семинара. – М.: Научный эксперт, 2010. – 112 с.
- Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. – М.: Проспект, 2015. – 432с.
- Пикулькин А.В. Система государственного управления: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 389с.
- Пронкин С.В. Государственное управление зарубежных стран: учебник / С.В. Пронкин, О.Е. Петрунина. – М.: КДУ, 2015. – 495с.
- Рабцевич А.А. Анализ и моделирование взаимодействия труда и капитала в региональной экономике // Теоретико-методологические проблемы использования естественнонаучных методов в гуманитарных науках: материалы Международной научно-практической конференции, 16-17 октября 2014г. – Уфа: УГАТУ, Аэтерна, 2014. – с.257-267.
- Рабцевич А.А. Возможности работодателей и государства в инновационном ориентировании рынка труда // Актуальные вопросы научной и научно-педагогической деятельности молодых ученых: сборник научных трудов Всероссийской заочной научно-практической конференции, 20 октября 2014г. – М.: ИИУ МГОУ, 2015. – с.96-106.
- Салемгареев А.А. Зарубежный опыт формирования сбалансированной региональной политики // Инновационное развитие современных социально-экономических систем: материалы III Международной заочной научно-практической конференции, 15-16 февраля 2016г. – Комсомольск-на-Амуре: КАГТУ, 2016. С. 100-104.
- Салемгареев А.А. Качество регионального управления как фактор сбалансированной политики // Воспроизводственный потенциал региона: проблемы количественных измерений его структурных элементов: Материалы VI Международной научно-практической конференции, 2-4 июня 2016г. – Уфа: Ак Идель Пресс2016. – с.324-329.
- Таймасов А.Р. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебное пособие / А.Р. Таймасов, З.М. Муратова, К.Н. Юсупов. – М.: КноРус, 2015. – 288с.
- Юсупов К.Н. Национальная экономика учебное пособие / К.Н. Юсупов, Ю.С. Токтамышева и др. – Уфа: БашГУ, 2015. – 284с.