Неотъемлемой частью демократического государства является право граждан «избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления»[1]. Избирательный процесс в Российской Федерации регулируется нормами права, содержащимися в Конституции РФ, федеральных законах и иных нормативно-правовых актах, которые образуют единую систему избирательного права России.
Избирательное право Российской Федерации представляет собой совокупность норм права, регламентирующих систему организации и проведения выборов должностных лиц, органов государственной власти и местного самоуправления. Избирательное право, как полноценная отрасль российского права, имеет свои принципы, под которыми понимаются общеобязательные распоряжения, правила, и начала проведения выборов, без соблюдения которых выборы не могут быть признаны правомерными.
Статья 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» формулирует следующие принципы избирательного права России[2]:
1) всеобщность избирательного права;
2) равное избирательное право, а именно равные избирательные права и обязанности у всех граждан Российской Федерации;
3) прямое избирательное право, то есть избиратели голосуют непосредственно;
4) тайное голосование;
5) свободное и добровольное избирательное право.
Институт принципов избирательного права Российской Федерации является важнейшей сферой избирательного права. Так как именно от него зависит проведение и признание легитимности выборов и референдума, а так же функционирование всей избирательной системы российского права.
Институт принципов избирательного права привлекает внимание многих российских ученых-правоведов. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации в специальных и периодических изданиях, а так же юридической литературе. Исследования в данной области проводили такие ученые, как И.В. Петров «Реализация принципа равенства избирательных прав граждан в Российской Федерации», А.Х. Руппель «Принципы избирательного права как критерий демократичности избирательных систем», Ю.В. Иванченков «Принципы избирательного права», С.Д. Князев «Принципы российского избирательного права» и многие другие. Для более глубокого раскрытия и понимания сути института отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, мы обратимся к некоторым трудам российских ученых-правоведов.
По мнению А.В. Петрова не все положения российского законодательства в полной мере соответствуют принципу равенства избирательного права, в связи с этим, автор предлагает внести следующие изменения в ряд законов избирательного права. А именно, необходимо из Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» исключить следующие положение: «подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда»[3] . Автор ссылается на то, что кандидаты, выдвинутые политическими партиями, доказавшими свою состоятельность, освобождаются от сбора подписей, а иные кандидаты нет. Так же А.В. Петров считает, что необходимо уточнить понятие использования преимуществ должностного положения. Исходя из этого, автор предлагает изменить п. 5 ст. 40 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», а именно изложить подпункт «г» в следующей редакции: «использование транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидатов, если иным кандидатам не будет гарантировано использование указанных транспортных средств на таких же условиях». Помимо этого автор так же предлагает внести изменения в подпункты «ж», «з» и дополнить пункт 5 подпунктом «и»: «участие кандидата в рабочих встречах и совещаниях, проводимых государственными и муниципальными органами или организациями по текущим хозяйственным, организационным и иным вопросам». А.В. Петров считает, что реализация данных предложений могла бы поспособствовать успешному функционированию принципа равенства избирательного права Российской Федерации и повысить эффективность выборов, как института демократии в России.
Д.М. Худолей обратил внимание на пробел в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», в котором не обозначено, что сроки выдвижения кандидатов являются равными независимо от способа выдвижения. Несомненно, это создает условия для дискриминации. Для устранения этого недостатка требуется в ч. 9 ст. 33 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» после слов «федеральные органы государственной власти должен» необходимо внести слова «быть равным независимо от способа выдвижения и»[4]. Также Д.М. Худолей считает, что «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» не содержит условий, заключающихся в том, что избиратель вправе ставить подпись в поддержку кандидата только единожды.
Таким образом, проведя анализ работ российских ученых-правоведов, можно сделать следующий вывод. Институт принципов избирательного права является важнейшим институтом избирательного права Российской Федерации, позволяющим проводить легитимные и честные выборы, а так же референдум. Однако система института принципов избирательного права является не совершенной. По мнению многих авторов, чаще всего не удается в полной мере осуществить принцип равенства избирательного права. Российские ученые-правоведы в своих трудах описывают различные проблемы избирательного права России и предлагают свои пути решения. Некоторые предложения авторов уже были взяты на вооружения законотворческими органами власти, но, тем не менее, множество вопросов все еще остаются не решенными и для их разрешенья необходимо продолжать работу, направленную на изучение института принципов избирательного права.
[1] «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), ст. 32
[2] Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 3
Библиографический список
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
- Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
- Петров, И. В. Реализация принципа равенства избирательных прав граждан в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. – Саратов, 2004.
- Худолей, Д. М. Принцип равного избирательного права в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. – Пермь, 2007.
- Руппель, А. Х. Принципы избирательного права как критерий демократичности избирательных систем: дис. … канд. юрид. наук. – Москва, 1993.
- Иванченков, Ю. В. Принципы избирательного права / Ю. В. Иванченков // Государственная власть и местное самоуправление. – 2012. – № 12.
- Князев, С. Д. Принципы российского избирательного права / С. Д. Князев // Правоведение. – 1998. – № 2.