Оборонно-промышленный комплекс – система научных, испытательных организаций и производств, обеспечивающих подготовку, изготовление, хранение и внедрение в эксплуатацию специальной, а также военной техники, амуниции, боеприпасов и пр. для обеспечения экспортных и государственных заказов. В структуру ОПК России входят государственные органы управления, промышленные производства, научные организации, специализирующиеся на создании военной техники и вооружения, а также занимающиеся оборонными исследованиями.
Современные реалии требуют максимально и всесторонне обеспечивать предприятия ОПК, вводя их в ранг высокотехнологичных производственных комплексов, оснащенных развитой и богатой научно-технической базой.
Сегодня приоритетными на государственном уровне считаются научные исследования и развитие технологий, посвященных космической системе. Особое внимание уделяется технологиям производства новейшей космической ракетной техники. Подобная расстановка приоритетов обусловлена важнейшими задачами: обеспечение обороноспособности государства и экономическое развитие.
Несколько десятилетий был осуществлен ряд кризисных преобразований в науке и промышленности (табл.1). Это пагубно сказалось на состоянии производственной базы ОПК, его научных и технологических составляющих. Несмотря на это, на сегодняшний день сохранен высококвалифицированный кадровый состав и научно-технический потенциал. Эти столпы – основа производства высокотехнологичной качественной продукции, имеющей спрос на рынке и выдерживающей конкуренцию импортных аналогов. Все это позволяет говорить об оборонно-промышленном комплексе, как об авангардном факторе регулирования отечественной экономики.
Оборонно-промышленный комплекс в целом, а также разработка новейших технологий в данной сфере активно поддерживается государственными программами. На сегодняшний день в России действует Государственная программа вооружений 2011-2020гг, в рамках которой для развития оборонного комплекса выделено 23 трлн. рублей.[3] На сегодняшний день осуществлены и продолжают работу такие федеральные программы:
- «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса Российской Федерации на 2014–2020 годы».
- Федеральная космическая программа Российской Федерации на 2006–2015 годы.
- «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы».
- «Космическая деятельность Российской Федерации на 2013– 2020 годы».
- «Развитие российских космодромов на 2006– 2015 годы».
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы.
- «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации 2016-2020 г.».
Современный ОПК РФ по-прежнему сталкивается с рядом проблем. Одна из них – это внедрение инноваций. Разносторонние государственные программы, в первую очередь, призваны модернизировать комплекс в целом, а также способствовать усовершенствованию промышленных производств, технической и научной базы. Достижение этих целей позволит повысить инновационный уровень ОПК, который влияет на такие задачи:
1. Качество производимой продукции.
2. Технологичность и безопасность процессов производства.
3. Конкурентоспособность.
4. Мотивацию кадров к повышению квалификации.
5. Стимулирование спроса.
6. Улучшение системы охраны окружающей среды.
7. Эффективное применение ресурсов.
8. Рациональное управление затратами на производство.
Все это, в свою очередь, обеспечивает экономическую стабильность и безопасность предприятий, которые направлены на создание надежной системы управления, защищенной от угрожающих производству продукции факторов.[6]
Некоторые исследователи считают рискованным применение инноваций в производстве ОПК, говоря о возможном резком изменении спроса на группы производимых товаров. [2] По мнению других, использование рационального подхода в исследовании рынка, соблюдения стратегии повышения качества производимой продукции и технической модернизации предприятий должны привести к положительному экономическому результату. [4]
Сегодня вопрос модернизации и внедрение современных технологий в работу предприятий ОПК стоит как никогда остро. Мировая обстановка, а также современные тенденции, требуют отказа от технически устаревшей продукции и говорят о необходимости реанимации многих предприятий ОПК, находящихся не в лучшем технологическом состоянии. Именно использование устаревшего и изношенного оборудования, а также недостаток финансовых вливаний, ограничивали инновационную активность предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Сегодня количество инвестиций, вкладываемых в отрасль оборонной промышленности, ежегодно растет. Финансовые поступления направляются на закупку нового оборудования, совершенствование испытательной инфраструктуры, формирование новых и модернизацию имеющихся производственных мощностей. Предприятия ОПК поэтапно проходят техническое переоснащение. В 2015 году были введены в эксплуатацию 37 капитальных объектов. Научные организации, входящие в состав ОПК, продолжают разработку инновационных технологий. Только за 2015 год были проведены работы над 218 отраслями, необходимыми для производства конкурентоспособной высокотехнологичной продукции.[7] Применяемые программы позволяют постепенно увеличивать объемы промышленной продукции, выпускаемой предприятиями ОПК. В 2016 году эта цифра составила 34, 4%. Реализация государственных программ, а также внедрение современных технологий должны способствовать увеличению объема производства в сфере ОПК к 2020 году до 39,6%. [8]
Одним из методов усиления Оборонно-промышленного комплекса можно считать создание в стране отраслевых интегрированных структур, внутри которых будет сосредоточен практически весь объем продукции ОПК. Создание отраслевых интеграций вкупе с долгосрочными государственными программами должны позволить ОПК наверстать технологическое отставание от ряда ведущих государств, а также предоставить возможность создания высокотехнологичной, качественной конкурентоспособной продукции. [1]
Основные этапы развития предприятий ОПК в России (таблица №1)
Этапы реформ. | Характеристика этапа. | Задача ОПК на этом этапе. | Основные события этого этапа. |
1990-е гг.
(1992–1998 гг.) |
Кризис в ОПК. Начало изменения военного производства. Нестабильное и невысокое финансирование государственного оборонного заказа и конверсионных программ. | Выход из кризисной ситуации. | В этот промежуток времени происходит резкое сокращение объема государственных заказов, масштабы не отвечают рентабельности производства предприятий. Распад СССР способствовал разрыву сложившихся технологических связей и сотрудничества. Все это выступило предпосылками к развитию конверсионного производства. В то время военное производство было замещено производством гражданской продукции. Принят федеральный закон «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации» (1992г). |
1999–2001 гг. | Адаптация предприятий ОПК к диверсификации военного производства к производству ГП. Начало изменения структуры предприятий ОПК. | Наличие положительной динамики прироста производства. Переход ОПК к экономическому росту. | Установление государственного оборонного заказа на предприятиях ОПК (20-25%). Реализация частичной и полной приватизации предприятий, использование технологии двойного назначения при производстве ГП, реструктуризация менеджмента предприятий. |
2002–2006 гг. Реализация ФЦП «Реформирование и развитие ОПК (2002–2006 гг.)». | Создание базы для стабильного развития ОПК, планирование и производство конкурентоспособной на отечественном и мировом рынках инновационной продукции, предназначенной для военного и гражданского секторов. | Совершенствование производственной, технической и технологической базы, а также формирование нового облика ОПК, соответствующего требованиям мирового рынка вооружений. | Осуществляется дальнейшее преобразование и развитие ОПК. В рамках федеральных программ в 2002-2006 гг. создается облик ОПК. Происходит объединение научных и конструкторских институтов, что дает возможность обеспечить оперативную «диффузию» высокотехнологичных военных технологий в производство ГП на первых стадиях производства продукта, что минимизирует сроки исследования инноваций и производственные издержки. Осуществляется модернизация механизма применения технологий двойного назначения. |
2007–2016 гг. | Реализация федеральных программ: «Развитие ОПК на 2007–2010 гг. и на период до 2015 г.»; «Развитие ОПК на 2011–2020 гг.».
|
Создание военно-научного комплекса РФ к 2017 г., завершить создание национальной инновационной структуры и целостной системы научно-технического комплекса, который способен эффективно работать в условиях рыночной экономики. | Развитие предприятий ОПК и поэтапное преобразование оборонного комплекса в инновационный высокотехнологичный комплекс РФ, который строится на слиянии оборонно-промышленного комплекса с гражданским экономическим сектором. Для реализации этих целей формируются эффективные механизмы передачи научно-технических достижений оборонной отрасли в гражданский сектор. Приоритетным вопросом становится создание наукоемких технологий, а также их коммерциализация. По-прежнему сохраняется острая необходимость льготного кредитования предприятий ОПК, государственных гарантий и пр. |
Библиографический список
- В целях технологического развития в ОПК был разработан, утвержден и в данный момент успешно реализуется ряд федеральных программ – Минпромторг [Электронный ресурс] // сетевой журнал «Национальная оборона». 2012. URL: http://www.armstrade.org/includes/ periodics/news/2012/0125/133511299/detail.shtml
- Гродецкий В.Л. , Кутергин В.А. Решить базовые проблемы предприятий ОПК [Электронный ресурс]. URL http://rosprom.gov.ru/news.php?id=1862
- Зазимко В. Н. Для роста производства прописали кластеры [Электронный ресурс] // Газета «Независимое военное обозрение». 2012. URL: http://nvo. ng.ru/armament/2012-04-13/1_clastery.html
- Кирсанова М.А. «Новые технологии как фактор обеспечения экономической безопасности предприятий оборонно-промышленного комплекса» / Актуальные вопросы экономических наук № 17-2 / 2010
- Латышенок Д.К. «Современное состояние оборонно-промышленного комплекса России» / Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева
№ 1 / том 16 / 2015 - Сенчагов В.К., Губин Б.В., Павлов В.И. и др. Экономическая безопасность России / Под ред. В.К. Сенчагова – М: Дело, 2005.
- Портал Правительства России ОПК: некоторые важные результаты и показатели 2015 года 19.04.2016 URL http://government.ru/info/22714/
- Постановление Правительства РФ от 16.05.2016 об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса» URL http://government.ru/docs/23173