ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ТРАНСПОРТНОМ ВУЗЕ

Лопатина Татьяна Яковлевна
Уральский государственный университет путей сообщения
старший преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций

Аннотация
В статье предпринята попытка проанализировать и показать возможности использования Интернет-ресурса непосредственно на практическом занятии по английскому языку. В частности, представлены преимущества применения Интернет-ресурса в проектной и парной видах работ из опыта преподавания в Уральском государственном университете путей сообщения.

Ключевые слова: интернетизация образования, информационное образовательное пространство, проектная работа, страноведческие знания, формирование коммуникативной компетенции


PRACTICAL USE OF INTERNET AT ENGLISH LANGUAGE CLASSES IN TRANSPORT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Lopatina Tatiana Yakovlevna
Ural State University of Railway Transport
Senior teacher of English, Foreign Languages and Intercultural Communications Department

Abstract
The article shows possibilities of Internet resource use at the English language practical class. In particular, advantages of Internet resource use in project and pairwork from the experience of teaching at The Ural State University of Railway Transport.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Лопатина Т.Я. Практическое использование интернет-ресурса на занятиях по английскому языку в транспортном вузе // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/01/19123 (дата обращения: 22.02.2024).

Реалии современного состояния общества, включая и уровень развития экономики, и его нравственные приоритеты требуют от наших студентов  компьютерной пользовательской  грамотности, достаточной для свободной работы на компьютере. Практическое занятие является в сущности социальным заказом общества системе образования, в которой сообщение знаний уже не является основным в методике преподавания. Сегодня главный акцент делается на самостоятельную работу студентов, которая заключается в поиске и переработке новых знаний. С другой стороны, и «преподаватель должен найти в себе силы работать по-новому: например, преподавать не раз и навсегда заученный материал, а постоянно обновляющийся, соответствующий современным требованиям…»[1].  Основной функцией преподавателя становится организация процесса обучения, руководство деятельностью студентов, оказание им необходимой помощи и поддержки. Образование постепенно претерпевает процесс интернетизации [2] . И хотя вряд ли качество образования от этого резко повысится, сегодня уже невозможно не использовать новые технологии в образовании, к которым в первую очередь можно отнести интернет-ресурс, уже являющийся частью общей информационной культуры и преподавателя, и студента [3].

Контент информационного образовательного пространства находится в процессе постоянного наполнения. Интернет в нём является мощным инструментом, расширяя область активности каждого студента, увеличивая скорость подачи материала в рамках отдельного занятия, которое не должно быть ограничено предметом и преподавателем [4].Современные педагогические технологии такие, как обучение в команде, проектная методика, использование новых информационных технологий, ресурсов сети Интернет помогают в реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом индивидуальных способностей учащихся, их уровня владения  иностранным языком, наклонностей [5].

В своей работе мы попытались  проанализировать и показать возможности использования Интернет-ресурса непосредственно на  занятии по английскому языку, которые были опробованы в  нашей работе со студентами  технических специальностей Уральского государственного университета путей сообщения. 

Нам показалось, что весьма интересно использовать материалы Интернета при проектной работе. Например, преподаватель подыскивает различную, порой  даже противоречивую информацию по какой-то  проблеме в сети интернет, которая подлежит в данный период времени обсуждению, исследованию. Предлагая подобные материалы студентам в малых группах, преподаватель может поставить задачу – отобрать подходящую для обсуждаемой проблемы информацию, согласиться с ней, принять к сведению в работе над проектом, либо, напротив, оспорить её, разумеется, аргументировано, для чего также необходимы факты, информация [6]. Причем каждой группе, работающей над своей проблемой, можно предложить соответствующий материал по проблеме обсуждения. Его может подбирать преподаватель с помощью некоторых студентов, достаточно грамотных пользователей сети, либо вообще передать в качестве задания этим студентам, но, разумеется, определив сферу поиска.

К примеру, при прохождении темы “Technology and society” студентам можно предложить следующий вид проектной работы:

Тема: Technological innovations

Задание: Изучите список десяти самых значимых технических инноваций за последние 60 лет.

ABS brakes                                     Laser eye surgery

Air bags                                  Long-life, low-energy light bulbs

Credit cards                                     Microwave oven

Digital camera                        Mobile phone

DNA testing                           Smoke detector

Затем выясните год появления  каждой из этих инноваций. В этом вам могут помочь следующие поисковики:

При изучении темы “Road traffic” в качестве самостоятельного задания

( можно и как домашнего, если на занятии проблематично использование Интернета)  студентам предлагается провести следующую работу:

Тема: Road traffic

Задание: Найдите на указанных ниже сайтах информацию об автомобилях, не имеющих традиционного бензинового или дизельного двигателя и заполните таблицу согласно соответствующих характеристик  для каждой модели.

Make Model Price Engine type CO2 emission
         
         
         

Можно использовать интернет-поисковики  и в парной работе на занятии. Например, при изучении темы «Конструирование и проектирование» мы предлагаем студентам поработать в парах над следующим заданием:

Тема: Design

Задание для парной работы: Имея информацию о двух известных конструкторах, Джеймсе Дайсоне и Фердинанде Порше, заполните сначала информацию по каждому из них в таблице (каждый о своём), затем узнайте информацию о конструкторе своего партнёра с помощью вопросов.

  James Dyson Ferdinand Porsche
Name    
Dates    
Nationality    
Famous for designing    

Затем в парах найдите такую же информацию о следующих конструкторах и продолжите заполнение таблицы: Alec Issigonis; Phillippe Starck; Giorgetto Giugiaro. Вам могут помочь в этом следующие сайты:

Чтобы студенты не тратили время, преподавателю следует заранее найти необходимые адреса в Интернете.

В реальной жизни человек сталкивается с необходимостью владеть различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым, поисковым). Интернет даёт замечательную возможность для преподавателя искать и находить бесконечное количество текстов для работы над всеми этими видами чтения.

Для развития навыков изучающего чтения на занятии можно использовать различные программы и проспекты, например, выставок или конференций, рекламные объявлении и т.д., взятые из интернет-ресурса. Сама же информация может быть как сиюминутной ( например, расписание поездов или табло аэропорта), так  и  отражающей какие-то общественно-политические или исторические события. Такой материал привлекателен тем, что он при своей лаконичности содержит вполне конкретную информацию, представленную в виде кратких новостей, инструкций, табло с расписанием и т.д. Именно поэтому такого рода тексты хорошо подходят для изучающего чтения. Можно разделить группу на небольшие подгруппы по 3-4 человека и каждой группе дать свой текст и задание на всю группу.

Возьмем, например, тему «Влияние техники на общество». С помощью поисковой системы подбираем несколько коротких сообщений, а далее выполняем упражнения для обучения изучающему чтению.

При проведении итоговых занятий различным подгруппам студентов можно предложить сделать краткие сообщения на разные темы. Например, одной группе на тему «Техника и общество», другой – на тему «Проектирование», третьей – на тему «Автомобильный транспорт» и т.п.

При планировании работы с текстом для просмотрового, поискового или ознакомительного чтения преподаватель заранее подыскивает подходящие тексты в сети, используя разные тексты или один на всех. При необходимости можно дать перевод некоторых слов или словосочетаний, которые могут помешать пониманию прочитанного. На наш взгляд, лучше такие тексты для чтения давать в качестве домашнего задания, а на самом практическом занятии организовать активную устную практику на базе прочитанного. Задания могут быть самыми разными, например, составить план содержания текста, выбрать наиболее подходящий заголовок для текста или его отдельных абзацев, ответить на вопросы с опорой на текст, обсудить связанные с содержанием прочитанного текста проблемы и т.п. Задания должны соответствовать специфике вида чтения, и если это поисковое или просмотровое чтение, то задания могут быть такими, как составление аннотации, реферирование, поиск информации по конкретной проблеме и т.д.

Оригинальная информация из сети Интернет может также  быть использована и для развития навыков восприятия англоязычной речи на слух. Правда, мы убеждены, что такие тексты для аудирования необходимо адаптировать, возможно, сокращать, снимать некоторые трудности понимания аутентичного материала, когда даже контекст мало помогает.

В заключении хотелось бы отметить, что когда мы используем различные материалы из интернет-ресурса, мы не должны забывать, что в любом случае нашей задачей является формирование коммуникативной компетенции, а следовательно, речь идёт об определённых страноведческих знаниях, включая не только географические, культурные и другие особенности страны изучаемого языка, но, даже в большей степени, познания в области особенностей лексического состава языка, фразеологических сочетаний, речевого этикета  в разных ситуациях общения и в разных социальных группах.


Библиографический список
  1. Хан О.Н., Ваганова А.А. Проблема успешной социализации студентов в процессе  совместной деятельности.//Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2013. № 5 (20). С. 37
  2. Владимирова Л.Н. Интернет на уроках иностранного языка. Журнал «Иностранные языки в школе», 2002, № 3 с. 39-41
  3. Мишина Г.С. Из опыта работы с международными e-mail проектами. Журнал «Иностранные языки в школе», 2000, № 4 с. 54-57
  4. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. Журнал «Иностранные языки в школе», 2001, № 2 с. 14-20, № 3 с. 5-12
  5. Лопатин М.А. Применение интернет-ресурса для обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72741
  6. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. Журнал   «Иностранные языки в школе», 2000, №2 с. 3-11, №3 с. 3-9

 



Все статьи автора «Лопатина Татьяна Яковлевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: