Швейцария является федеративной демократической республикой, состоящей из 26 автономных областей. Отличительной чертой ее политического устройства выступает верховенство права, децентрализация права, товарищество.
Основа парламентской системы была заложена в 1869 году, в то время когда и была принята конституция данной страны. Демократия Швейцарской Конфедерации не является ни парламентской, ни президентской, она представлена в виде собственного эталона. Существует двухпалатный парламент и Федеральный Совет. Также особенностью является то, что члены правительства поочередно назначаются на пост президента на срок в 1 год. Но благодаря сформированной прямой демократии, население Швейцарии может воздействовать на принятие политических решений в стране. Также страна имеет очень древние традиции государственности, а ориентация во внешней политике на нейтралитет позволила стране избежать многих опустошительных войн.
Как известно, главной чертой государства выступает форма государственного устройства, помогающая раскрыть методы административно-территориального деления, а так же взаимодействие всех органов власти. Федеративное правительство выступает как самостоятельный союз: республик, штатов, земель, кантонов и др., которые называются субъектами федерации, не обладающих полной независимостью, они также лишаются права самостоятельного участия в международных соглашениях. Но они наделяются определенной властью, которая позволяет им создавать собственные конституции.
В Швейцарии действует принцип разделения задач между политическими организациями высокого или низкого уровня:
- то, что относится ко всей Швейцарии, является ответственностью конфедерации (сюда можно отнести внешнюю и внешнеэкономическую политику, обороноспособность страны, денежные обращения, экономика, социальные страхования, налоги, и т.д.);
- то, что координируется на уровне кантона, остается компетенцией кантона (сюда относится образование, социальная сфера, строительство, здравоохранение, суды и т.д.).
Этот принцип часто называют «принципом субсидиарности». Однако данный способ все более часто называют недостаточным. Это связано со сложными проблемами современного государства.
Перестройка народного образования, охрана окружающей среды, строительство, обеспечение динамичного и одновременно равновесного состояния рыночной экономики – это то, что должно решаться в государственных рамках, то есть преобразуется в совместную работу (сотрудничество) и взаимодействие.
Особенности функционирования исполнительной и законодательной власти заключается в том, что ежегодно проходит автоматическая смена и чередование глав государства. Швейцария является единственным государством, в котором функционирует принцип «системы соответствия» политических движений, что позволяет определенному лицу возглавлять на установленный период государство и проводить свою политику.
«Система соответствия», вовлекающая разные партии в процесс формирования национальных стратегический целей, предотвращает, тем самым, неожиданные смены курсов и концепций. Также она способна смягчать конфликты и напряженности, но этот процесс развивается очень медленно и трудно, однако он является одним из основных факторов, которые обеспечивают стабильную, устойчивую систему в стране.
Второй особенностью считается функционирование принципа специфичной швейцарской политической культуры в форме прямой демократии. Данная система позволяет любому гражданину подключится в решение государственных проблем. Чтобы вынести решение, для проведения народного референдума, необходимо собрать не менее 50 тысяч подписей и 100 тысяч – чтобы внести изменения в действующие правовые нормы.
Согласно Конституции страны, федеральные власти занимаются лишь глобальными вопросами, к ним относятся армия, финансовые вопросы, транспорт, войны, а так же формирование федерального бюджета.
Основная цель внутренней политики – обеспечение стабильного экономического развития, устойчивой политической системы и идентичности населения страны. Значимость данной проблемы заключается в том, что в Швейцарской Конфедерации отсутствует единый общий язык и национальная культура. Существуют три ведущие народные группы, к которым примыкают соседние крупные страны. Поэтому основная ставка, решающая внутренние проблемы, делается на соблюдение равных прав меньшинств.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что федерация (например, Швейцарская Конфедерация, как ее модификация), является одной из самых эффективных форм демократии и имеет цель не допускать антагонизма в стране. Она позволяет защищать традиционные ценности швейцарцев: независимость субъектов, поддержание и улучшение коммун, с их различными народными составами и создание наилучшей формы управления, а также поддержание политической свободы населения.
Библиографический список
- Абдулатипов Р.Г. Федералогия: учебное пособие. – СПб: Питер, 2004. – 215с.
- Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 483с.
- Ахунов Р.Р. Воспроизводственный потенциал как системообразующий элемент региональной экономики / А.В. Янгиров, Р.Р. Ахунов // Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем: сборник трудов VIII Всероссийской научно-практической интернет-конференции, 15 мая 2014 г. – Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2014. – с.13-15.
- Зеркин Д.П. Основы теории государственного управления / Д.П. Зеркин, В.Г. Игнатов. – М.: Тесса. 2010. – 90с.
- Козбаненко В.А. Государственное управление. Основы теории и организации. Т.2. – М.: Статут, 2009. – 280с.
- Рабцевич А.А. Инновационная ориентация рынка труда в экономическом развитии региона [Электронный текст] // Известия ИГЭА (БГУЭП) (электронный журнал). – 2014. – №4. – URL: //eizvestia.isea.ru
- Салемгареев А.А. Зарубежный опыт формирования сбалансированной региональной политики // Инновационное развитие современных социально-экономических систем: материалы III Международной заочной научно-практической конференции, 15-16 февраля 2016г. – Комсомольск-на-Амуре: КАГТУ, 2016. С. 100-104.
- Салемгареев А.А. Критерии сбалансированности региональной политики // Научное обозрение: теория и практика. – 2015. – №3. – С.74-80.
- Таймасов А.Р. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебное пособие / А.Р. Таймасов, З.М. Муратова, К.Н. Юсупов. – М.: КноРус, 2015. – 288с.
- Юсупов К.Н. Национальная экономика учебное пособие / К.Н. Юсупов, Ю.С. Токтамышева и др. – Уфа: БашГУ, 2015. – 284с.