РАБОТА МАЛЫМИ ГРУППАМИ КАК ФОРМА АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Ефимова Ксения Викторовна1, Дубовских Анна Александровна2, Савва Любовь Ивановна3
1Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова, магистр 1 года обучения
2Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова, магистр 1 года обучения
3Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова, д.п.н., профессор кафедры педагогики

Аннотация
В статье поднимается вопрос о системе игровых форм проведения учебных занятий, а именно раскрывается суть метода занятий в малых группах, его цели, задачи и особенности. Даны рекомендации по проведению подобного рода занятий и указаны недостатки и достоинства формы микрогрупп. Статья будет интересна как студентам педагогических специальностей, так и преподавателям для усовершенствования навыков работы в малых группах.

Ключевые слова: игровые формы обучения, микрогруппы, педагогика, работа в малых группах


SMALL GROUPS AS A FORM OF ACTIVE WAY OF STUDYING

Efimova Kseniia Victorovna1, Dubovskich Anna Alexandrovna2, Savva Lubov Ivanovna3
1Nosov Magnitogorsk State Technical University, first year master’s degree student
2Nosov Magnitogorsk State Technical University, first year master’s degree student
3Nosov Magnitogorsk State Technical University, Grand PhD in Pedagogic sciences, Professor of the Pedagogic Department

Abstract
The article deals with the content of the system of game forms in educational process, namely, with the essence of the method called “work in small groups”, with its goals, objectives and features. We gave a lot of pieces of advice on carrying out this kind of learning and revealed all advantages and disadvantages connected with microgroups' work. The article will be interesting to students of pedagogical specialties as well as teachers to improve job skills in working with small groups.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Ефимова К.В., Дубовских А.А., Савва Л.И. Работа малыми группами как форма активного обучения студентов // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/01/19064 (дата обращения: 22.02.2024).

В методической системе профессионального обучения происходят значительные изменения, связанные с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения на всех уровнях профессиональной подготовки. Актуальность проблемы применения современных технологий в образовательном процессе вызвана интеграционными и информационными процессами, происходящими в обществе, становлением новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.

Опыт преподавания дисциплин в институтах показал, что обучающиеся недостаточно мотивированы к восприятию учебного материала. В университет они поступают с низким уровнем освоения школьной базы и слабо сформированными общими умениями и навыками. Поэтому теоретический материал в виде лекций слабо усваивается учащимися. Обучающийся должен осознавать значимость своей будущей профессии/специальности; быть способен к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей; уметь приобретать новые знания, использовать современные технологии; владеть методами сбора и обработки информации, приемами и методами формирования системы межличностного общения и другими качествами. Как вариант решения этой проблемы – введение в учебный процесс игровых форм обучения.

Одним из видов игровой деятельности является групповая работа или работа малыми группами (микрогруппами), форма организации учебно-познавательной деятельности в коллективе студентов.

Суть формирования микрогрупп заключается в том, что задание, данное преподавателем, выполняется малыми (обычно от 3 до 6 человек) группами студентов с распределением обязанностей между членами группы. В результате поставленная цель достигается путем индивидуального вклада каждого.

В высших учебных заведениях существует множество вариантов групповой работы, такие как:

-                   выполнение экспериментов в лабораторных условиях;

-                    групповое решение проблемных ситуаций;

-                   разработка пособий и выполнение групповых макетов;

-                   изучение теоретических вопросов в различных областях науки и практики;

-                   решение задач и др.

Но следует подчеркнуть, что главным для всех этих вариантов остается условие объединения усилий студентов одной группы для достижения общего результата.

Среди целей и задач, которые могут быть достигнуты при работе в микрогруппах, можно отметить следующие:

-                   повешение эффективности учебного процесса вследствие внедрения коллективного познавательного процесса;

-                   глубокое осознание и полное усвоение изучаемого материала;

-                   формирование умений и навыков коллективной учебной и познавательной деятельности и опыта группового самоуправления;

-                   создание разряженной атмосферы и рабочего климата в микрогруппах и в учебной группе в целом.

Обычно на теоретические занятия для работы в малых группах выносятся темы, которые не представляют высокую степень сложности для студентов, но нуждаются в детальном изучении и осмыслении. Работа в группах осуществляется самостоятельно, поэтому рекомендуется давать материал, восприятие которого студентами не затруднено без помощи преподавателя.

Лучше выбирать для групповой работы темы с понятной структурой и четким делением на отдельные вопросы, содержащие конкретные теоретические проблемы.

После выбора темы определяется конкретное содержание занятия. Преподаватель выделяет вопросы, ответы на которые должны быть получены в ходе групповой работы, формулирует задания для групп.

Также при этом преподаватель решает вопрос о форме задания: будет ли оно общим для всех групп, или же они получат индивидуальные задания.

Общее задание оправдывает себя в том случае, когда, в частности, задача имеет много возможных вариантов решения или же когда задание носит обязательный характер для студентов, т.е. задание позволяет овладеть навыком единообразного его выполнения.

Следует заметить, что дифференцированные задания пользуются большей популярностью как с организационной, так и с дидактической точки зрения. Организационная причина кроется в том, что деление на группы оправдывает себя и создает у каждой группы ощущение своей уникальности. В дидактическом плане такой тип задания позволяет использовать результаты, полученные каждой микрогруппой, для взаимного информирования студентов, что повышает информационную плотность занятия.

Важно также, чтобы перед студентами ставились не только учебные цели, но и цели формирования и развития умений самообразования, т.е.:

-                   умение отбирать информацию, анализировать ее и сравнивать;

-                   выделять существенное, рационально организовывать свою работу,

-                   руководить работой группы и многие другие.

Таким образом, групповая работа создает очень благоприятные условия для достижения таких целей, а также инструментальную базу, необходимую для успешного самообразования во всей последующей жизни.

Как и при всяком планировании учебного процесса, настоятельно рекомендуется разработать достаточно жесткое распределение времени на групповом занятии (иногда с точностью до 2-3 мин). В реальном процессе студенты, обычно стремящиеся продлить время самостоятельной работы, затягивают его, в результате чего возникает суетливость и чувство скомканного представления и обсуждения результатов работы, что резко снижает ценность занятий в группе.

Для занятия, проводимого с использованием работы малыми группами, обычно требуется достаточно большой объем подготовительной работы. Прежде всего, обратим внимание на аудиторию. Мебель надлежит расположить так, чтобы хотя бы частично изолировать группы. Для этого парты, за которыми будут работать студенты, по возможности расставляются на большом расстоянии друг от друга, а стулья располагаются таким образом, чтобы участники каждой группы могли хорошо видеть и слышать любого члена своей группы, при этом, не доставляя дискомфорта соседним группам.

Преподаватель обычно использует инструкции, алгоритмы или рабочие листы. Алгоритмизированные задания содержат указания о действиях студентов и их последовательности. В вузах считается обычной практикой применение алгоритмов различной степени конкретизации: от очень подробных до самых общих, требующих от студентов восполнения пропущенных элементов и действий. Также удобно использование рабочих листов при выполнении дифференцированных заданий, так как они предлагают не только порядок действий, но и включают содержательные моменты учебного материала и позволяют более гарантированно привести группу к результату, который преподаватель поставил перед группами.

Многие исследования доказывают, что если число участников групповой работы более 30 человек, то процессом проведения занятия сложно управлять, а подведение итогов растягивается и становится утомительным из-за большого пласта информации, который постоянно повторяется в результатах работы групп. Поэтому целесообразно организовать подобную форму занятия при малом количестве участников (9-10 человек), т.к. при этом невысока конкуренция между ними.

Удобнее работать с группами по 3-5 человек. При формировании групп желательно учесть подготовленность студентов по дисциплине и их активность, стремясь, чтобы в группу входили как более сильные и активные студенты, так и менее подготовленные. При условии, что группа будет состоять лишь из студентов, знающих предмет на «хорошо» и «отлично», или, наоборот, из тех, кто показывает полную неосведомленность в области данного предмете, то задания для них определенно следует сделать различными по уровню сложности или степени проявления творчества, чтобы поставить обе группы в равное положение. В противном случае работа групп будет неравномерной, а у студентов, вошедших в слабую группу, может формироваться комплекс неполноценности. По представленной выше причине представляется предпочтительным такой состав групп, когда в них работают и сильные, и слабые студенты, это создает возможность для взаимопомощи студентов.

Психологи отмечают, что группы, смешанные по половому составу, работают более продуктивно, чем группы, состоящие лишь из девушек или юношей.

Как правило, преподаватель может подходить к группам во время самостоятельной работы, следя за ее выполнением и координируя ее, давать пояснения по вопросам, возникающим у студентов. Но преподавателю не стоит прерывать работу групп и обращаться к аудитории с замечанием либо комментарием. Время самостоятельной работы варьируется в зависимости от сложности задания и объема ожидаемых результатов, которые будут представлены на последующем этапе занятия и потребуют большего или меньшего времени для докладов. Обычно на двухчасовом занятии самостоятельная работа занимает от 25 до 45 мин.

После проведения этапа самостоятельной работы каждая группа получает возможность выступить с сообщением о результатах проделанной ею работы. Важно, чтобы группы были поставлены в равные условия при представлении своей работы, т.е. преподаватель должен стараться уравнять значимость сообщений всех групп и оценить вклад каждого в общую деятельность.

Во время сообщений студентам могут быть заданы вопросы, но дискуссию лучше отложить до окончания выступлений всех групп.

После того как группы представили результаты своей деятельности, они могут быть обсуждены, проанализированы и обобщены. Это может сделать либо сам преподаватель, либо студент, который до занятия получил такое задание.

После проведения этапа анализа проделанной работы преподаватель оценивает организацию и выполнение работы группами, отмечая приобретенные навыки самостоятельного учебного труда.

Подводя итог вышеизложенному, считаю необходимым отметить преимущества и недостатки использования технологий работы в малых группах в педагогической деятельности.

К положительным аспектам можно отнести:

-                   групповые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

-                   способствуют использованию знаний в новой ситуации;

-                   способствуют объединению коллектива и формированию ответственности.

Среди недостатков применения занятий в малых группах выделяют следующее:

-                   относительная сложность в организации занятия;

-                   подготовка к занятию требует больших затрат времени;

-                   увлекаясь дискуссией можно потерять образовательное содержание;

-                   невозможность использования на любом материале.

Поэтому в практике преподавателя формы организации учебной деятельности  в малых группах обязательно должны проводиться, т.к. они способны активизировать, разнообразить деятельность обучающихся, развивать у них творческий подход к решению задач и самостоятельность мышления.


Библиографический список
  1. Мальштейн Л.К. – Формы активного обучения: Учеб. пособие для слушателей ФПК – Свердловск, 1991. – 76 с.


Все статьи автора «Ефимова Ксения Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: