Показатели здоровья населения являются важным индикатором воспроизводства человеческого потенциала регионов и страны. В целом региональное здравоохранение является оплотом показателей воспроизводства и поддержания жизнеспособности населения [1]. Управленческие структуры региона, формируя социально-экономическую стратегию развития и социальную политику, основное внимание должны уделять показателям качества жизни населения [2].
При этом стратегией развития здравоохранения России социальные задачи должны реализовываться с учетом эффективности деятельности сферы социальных услуг [3].
Объектом исследования является стоматологическая организация. В состав учреждения входят: стоматологическое отделение; ортодонтическое отделение; платные кабинеты. Предметом деятельности учреждения является:
- оказание амбулаторно-поликлинической, лечебно-профилактической, экстренной и других видов стоматологической помощи населению за счет ранних выявлений заболеваний, правильной своевременной и полной диагностики и обследования больных, применения современных методов лечения больных и предотвращения возможных осложнений путем эффективного использования диагностического, лечебного оборудования и современных методик лечения;
- освоение и внедрение новых достижений медицинской науки и техники в практику здравоохранения.
Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с государственными заданиями Учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному медицинскому страхованию, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.
Плановая мощность медицинского учреждения рассчитана на 250 посещений в смену. На 2015 год учреждению установлен государственный заказ ОМС в количестве 104 150 посещений. Источники финансирования учреждения:
- доходы, заработанные в системе обязательного медицинского страхования;
- доходы от оказания платных медицинских услуг и иной приносящей доход деятельности (27% в общем объеме финансирования).
Анализ выполнения экономических показателей, а также оперативный управленческий учет и анализ использования кадровых и финансовых ресурсов учреждения, важен для принятия эффективных управленческих решений, особенно в условиях сложившейся в настоящее время экономической ситуации в стране.
Одним из основных принципов стратегии развития здравоохранения РФ на долгосрочный период 2015-2030 годы является приоритет профилактики в сфере здравоохранения, в частности, в стоматологии выполнение требований стоматологической Ассоциацией России к амбулаторно-поликлиническому лечению и внимание к здоровью человека через предупреждение заболевания. Поэтому есть необходимость в пересмотре организации лечебно-профилактической деятельности учреждения с целью предупреждения кариеса, а также выявления кариеса на раннем этапе.
Основными экономическими показателями учреждения за 2014 год являются:
- коэффициент функции врачебной должности – 1,01;
- количество выполненных посещений – 105 882, таким образом, годовой план в системе ОМС выполнен на 101,7%.
- количество выполненных условных единиц трудоемкости -383 631.
Финансовые доходы за год составили 52 564,6 тыс. руб., в т.ч.:
- в системе ОМС – 38 303,8 тыс. руб.
- от предпринимательской деятельности -14 260,8 тыс. руб.
Рост доходов в 2014 году по отношению к 2013 в системе ОМС составил 9,3%, от предпринимательской деятельности – 6,8%. Средняя заработная плата персонала с учетом доходов от платных услуг составляет 29 640 руб., по ОМС – 23 900 руб.
Следует отметить, что уровень средней заработной платы по каждой категории работников учреждения, необходимый для реализации в 2014 году Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», соблюден. При этом штатная численность – 147,25 единиц; списочная численность – 104 человека.
Структура расходов учреждения в 2014 году: расходы на заработную плату и начисления составляют- 87,3%; расходы на содержание имущества – 5%; прочие расходы – 0,5; увеличение стоимости основных средств – 0,4%; увеличение стоимости материальных запасов – 6,8%. Расходы на содержание имущества постоянно увеличиваются, поэтому необходимо принимать меры к их снижению. Также в целях получения дополнительных денежных средств на покрытие расходов, которые не подлежат оплате за счет средств ОМС, например, приобретение оборудования, текущий ремонт основных средств и т.д., необходимо увеличение объема платных услуг.
Исследование процесса планирования доходов и расходов в медицинской организации оказало, что в практике работы экономической службы недостаточно используются инструменты стратегического менеджмента. Целесообразно внедрение оперативного управленческого учета расходов учреждения для дальнейшего поиска путей оптимизации.
Исследования в области управленческого учета свидетельствуют о неразрывной его взаимосвязи с менеджментом организации. Управленческий учет является информационной базой менеджмента организации, а существенные характеристики менеджмента (принятие как тактических, так и стратегических управленческих решений), в свою очередь оказывают влияние на постановку управленческого учета. Учитывая рекомендации западных и отечественных специалистов, систему управления организацией следует подразделить на два блока: стратегический и тактический (регулярный, операционный) менеджмент. Стратегический менеджмент подразумевает разработку обобщенной стратегии, направленной на достижение будущего устойчивого преимущества перед конкурентами бизнеса в целом или какой-либо его части, а тактический менеджмент предполагает принятие решений по использованию всех видов ресурсов организации для производства продуктов и услуг в соответствии со стратегическими целями организации [3].
Внедрение управленческого учета необходимо в качестве информационной поддержки и развития уровней и элементов финансового механизма учреждения, находящегося в поиске ресурсосберегающих технологий управления [4].
Внедрение института «финансово-экономических менеджеров здравоохранения» является дополнительным элементом обеспечения эффективной финансово- хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения – специалистов, прошедших углубленную подготовку по вопросам экономики здравоохранения. С 2013 года заложен вектор на рост объемов медицинской помощи и расходов в первичном звене здравоохранения – на помощь в амбулаторно-поликлинических условиях, включая, прежде всего, диспансеризацию и профилактические осмотры, совершенствование медицинской помощи в неотложной форме, а также помощи, оказываемой в дневных стационарах, в том числе всех видов малой (амбулаторной) хирургии и других стационарозамещающих технологий. Современные подходы к управлению здоровьем требуют не только перераспределения объемов медицинской помощи, но и пересмотра инфраструктуры здравоохранения, которая должна соответствовать потребностям населения, обеспечивать оказание медицинской помощи в заданных объемах по видам и формам, но при этом не быть избыточной и оставаться эффективной [5].
Эффективность процесса оптимизации ресурсов в системе финансирования здравоохранения является ключевой проблемой современной системы здравоохранения [6].
В области эффективного управления ресурсами перед учреждением стоят задачи по повышению качества и доступности медицинской помощи, направленной на улучшение здоровья населения. Учитывая сильные и слабые стороны учреждения и влияние внешних и внутренних факторов, отраженных в SWOT-анализе, целью дальнейшей деятельности учреждения, является усиление профилактической работы с целью предупреждения кариеса, а также выявления кариеса на раннем этапе, оптимизация расходов на содержание имущества и увеличение объема платных услуг (таблица 2).
В рамках стратегии стратегического планирования была выбрана следующая стратегическая цель: снижение уровня заболеваемости детей и подростков кариесом на 20% к 2020 году, снижение расходов на содержание имущества на 5%, а также увеличение доходов от оказания платных услуг на 10%.
Для этого необходимо решить несколько задач:
1. укомплектовать отделения в двух районах кадрами гигиениста стоматологического в количестве трех человек и медицинскими.
2. провести специализированное обучение по специальности «Стоматология профилактическая» 2-х гигиенистов стоматологических;
3. провести организацию рабочих мест гигиенистов и медсестер в отделениях к октябрю 2015 года с учетом методов научной организации труда;
4. совершенствование материально-технической базы ведения приема в соответствии со стандартами оснащения;
5. ведение дальнейшего оперативного учета и анализа расходов на содержание имущества с целью их оптимизации;
6. увеличение объема платных услуг на 10% на 1.01.2016 года.
Таблица 2. Матрица SWOT-анализа
Внутренняя среда |
|
Сильные стороны |
Слабые стороны |
-наличие современного медицинского оборудования;
-высокая квалификация персонала; - использование новых технологий; - единственное специализированное стоматологическое детское учреждение области; -современные информационные ресурсы.
|
- удаленность зданий друг от друга, и как следствие, дублирование параклинических и вспомогательных служб;
- недостаток площадей помещения.
|
Внешняя среда |
|
Возможности |
Угрозы |
- рост заболеваемости;
- рост рождаемости; - повышение спроса на платные медицинские услуги; - развитие медицинских технологий.
|
- рост конкуренции с частными клиниками;
- спад рождаемости; - экономическая нестабильность в стране; - снижение реальных доходов населения; - развитие медицинских технологий; - нехватка квалифицированных врачей- стоматологов детских на рынке труда региона.
|
Реализация данных предложений позволит:
- четко организовать профилактическую работу в учреждении, а именно выделить профилактические осмотры в отдельный поток с оказанием этих услуг гигиенистом стоматологическим, что в конечном итоге приведет к снижению заболеваемости и выявлению кариеса у детей на раннем этапе, а также освободит лечебно- диагностический прием для лечебной работы;
- достичь экономии денежных средств, полученных от уменьшения расходов на содержание имущества, а также средств, полученных от платных медицинских услуг, совершенствовать материально-техническую базу профилактического приема;
- путем расширения категории потребителей платных медицинских услуг максимально удовлетворить спрос населения;
- увеличить доступность и качество медицинской помощи.
С учетом сложности экономической составляющей современной системы управления учреждением здравоохранения необходимо внедрение системы менеджмента качества. При этом качество оказанной медицинской помощи оценивается на основе изучения его характеристик: своевременности оказания медицинской помощи, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степени достижения запланированного результата. Качество медицинских услуг также напрямую зависит от квалификации медицинских работников [7].
Библиографический список
- Куркина М.П. Оценка показателей развития базового человеческого потенциала в регионах ЦФО / М.П. Куркина // Казанская наука. 2014. №9. С. 222-224.
- Развитие региональной системы здравоохранения в оценке качества жизни населения: Монография / М.П. Куркина, С.А. Анохина – Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Курский гос. медицинский ун-т Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», – Курск, 2008.
- Куркина М.П. Проблемы и технологии управления качеством услуг здравоохранения / М.П. Куркина, Л.И. Борисова, М.А. Куркин // В мире научных открытий. 2013. №11. С. 219-224.
- Развитие уровней и элементов финансовой системы в условиях трансформирующейся экономики / Беляева Е.С., Ткачева Т.Ю., Клименко П.А., Синева Н.А., Куркина М.П., Маркина С.А., Черных А.Ю., Афанасьева Л.В., Белоусова Л.С., СветовцевМ.Н. / под редакцией Т. А. Световцевой; Министерство образования и науки Российской Федерации, Курский государственный технический университет. Курск, 2006
- Стратегия развития здравоохранения на 2015–2030г.г.-http://www.medpak22.ru/docs/strategy.pdf
- Зюкин Д.А. Эффективность процесса оптимизации ресурсов в системе финансирования здравоохранения в регионе / Д.А. Зюкин, М.А. Куркин // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9. С. 287-290.
- Куркина М.П. Концептуальные основы управления качеством социальных услуг в условиях модернизации // Экономика и предпринимательство. 2013. №9 (38). С. 124-128.