Специфика построения систем принципов педагогического взаимодействия определена условиями воспроизводства научного знания в педагогике [1], определяемыми в конструктах продуктивной педагогики [2]. Продуктивное знание в структуре развития личности обучающегося позволяет создать условия для качественного и своевременного включения личности в систему социальных и профессиональных отношений и определить возможность самосохранения антропосреды в ее уникальном становлении и ресурсах воспроизводства. Примерами уточнения и детализации систем принципов педагогического взаимодействия могут быть работы [3-6].
Определим систему принципов социализации и самореализации обучающегося, занимающегося танцами.
Система принципов социализации и самореализации
обучающегося, занимающегося танцами (Милютин С. А., 2016)
1. Принцип научного построения педагогического взаимодействия с обучающимся, занимающимся танцами:
- принцип научного построения общения педагога и обучающегося на основе взаимного понимания и персонифицированного обучения в модели занятий танцами;
- принцип последовательности, системности, прочности, объективности выбора и реализации условий продуктивного самоутверждения личности обучающегося в модели учебно-тренировочного процесса;
- принцип природосообразности, культуросообразности, возрастосообразности в раскрытии способностей обучающегося;
- принцип единства теории и практики в определении задач развития и самореализации личности в модели непрерывного образования;
- принцип единства здоровьесбережения, саморазвития, самовоспитания, самообучения, самообразования в модели занятий учебно-тренировочного процесса;
- принцип учета индивидуальных особенностей и специфика нормального распределения способностей в конструктах развития и образования;
- принцип своевременного и персонифицированного формирования и развития всех структур личности;
- принцип гармонизации и оптимизации условий развития, самореализации и социализации личности в образовательной организации;
- принцип доступности, оптимальной сложности научного знания в развитии точности движений в танцах;
- принцип ситуативной и персонифицированной, пространственно-временной и возрастосообразной ограниченности условий и возможностей развития личности;
- принцип формирования личности в культуре, через культуру
2. Принцип ценности смыслового программирования и проектирования личности в процессе и занятии танцами:
- принцип дисциплинированности и ответственности в управлении качеством решений и целеполагания в ученическом коллективе;
- принцип преемственности, централизма, продуктивности и оптимизации в управлении возможностями развития и самореализации личности;
- принцип формирования ценностных ориентаций, компетенции и моделей деятельности у субъектов образовательного пространства;
- принцип персонифицированной и деятельностно-практической состоятельности личности в деятельности и общении;
- принцип управления качеством и особенностями гуманно-личностного взаимодействия у субъектов в микро- и макрогруппах.
3. Принцип формирования личности через прекрасное, возрастообразное и здоровьесберегающее:
- принцип учета особенностей развития и закономерностей социального и социально-педагогического взаимодействия в модели сохранения основных функций управления образовательными системами в соответствии с объективно выявленными ограничениями и возможностями субъектов, среды и времени;
- принцип адекватного отражения объективной действительности, её проблем, перспектив, нюансов преобразования;
- принцип субъектного контроля и объективности средств контроля и оценки в нюансах управления коллективом;
- принцип «выращивания в культуре педагогической деятельности и мышления»;
- принцип ведущей роди педагога в процессе педагогического взаимодействия.
4. Принцип единства теории и практики в организации учебно-тренировочного процесса танцами:
- принцип технической подготовки обучающегося в танцах;
- принцип физической подготовки обучающегося в танцах;
- принцип формирования специальных знаний в процессе обучения танцам;
- принцип реализации в тренировке целостного характера соревновательной деятельности;
- принцип построения практического тренировочного процесса на основе теоретических знаний;
- принцип усовершенствования учебно-тренировочного процесса или отделки исполнения всех основных движений танца;
- принцип развития виртуозности и артистичности.
5. Принцип оптимальной организации общей физической подготовки и специальной физической подготовки в танцах:
- принцип уточнения движения рук и ног в классическом танце;
- принцип формирования правильной осанки;
- принцип верификации элементов партерной хореографии;
- принцип развития двигательных навыков и координации движений;
- принцип обучения технике выполнения элементов у опоры по точкам и в медленном темпе;
- принцип совершенствования техники поворотов;
- принцип обучения хореографическим прыжкам.
Выделенная система принципов будет использована в структуре учета особенностей социализации и самореализации личности в модели занятий танцами, качество построенных занятий зависит от единства выбора условий развития личности и профессионально-педагогического мастерства организации учебно-тренировочного процесса.
Библиографический список
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
- Крестинина Л.В., Козырева О.А. Педагогическая деятельность в решении задач педагогического моделирования и сотрудничества // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72116
- Ельцов И.В., Козырева О.А. Детерминация основ педагогической деятельности педагога по физической культуре как условие успешного профессионального становления // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72127
- Мусохранова А.А., Мусохранова Н.В. Детализация нюансов детерминации основ педагогического взаимодействия в работе учителя // Современная педагогика. 2016. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/10/6040
- Кечаева Д.А. Моделирование системы принципов педагогического взаимодействия как социально-профессиональная проблема // Современная педагогика. 2016. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/10/6044