Проблема «прокрастинации», под которой понимается тенденция сознательного откладывания выполнения необходимых дел «на потом», несмотря на то, что это может привести в будущем к определенным проблемам, существовала всегда и психологическая сущность обозначаемого этим понятием феномена знакома каждому, является относительно новой для российской психологии.
«Прокрастинация», как явление, интенсивно изучаемое в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого столетия в зарубежной психологии, в последнее время разрабатываться и в отечественной психологии [1] и как черта личности, и как ситуативная характеристика индивида [2]. Выделены следующие виды прокрастинации: как жизненная тактика; в принятии решений; невротическая; компульсивная и академическая. Также разделяют на два основных типа прокрастинации – расслабленный и напряженный тип прокрастинации [3].
Следует отметить, что прокрастинация достаточно часто рассматривается в качестве способа совладания со стрессом. Согласно мнению ряда авторов, наиболее значимыми факторами возникновения данного явления являются личностные особенности индивида и характеристики самого задания [4].
Согласно ряду исследований данного феномена, именно в учебном процессе возникают условия, которые могут привести к возникновению прокрастинации, приводящей к негативным последствиям. Образовательной средой вуза предъявляются высокие требования к временной самоорганизации студентов. Откладывание дел может привести к изменениям в различных сферах деятельности человека и значительно препятствовать самореализации личности [5]. Таким образом, прокрастинация является одним из факторов, которые порождающих проблемы в обучении [6].
Целью исследования стало выявление взаимосвязи уровня прокрастинации и личностных особенностей студентов.
В исследовании приняли участие 108 студентов первого курса Финансового университета. Возраст респондентов – 17-19 лет, из них – 54 юноши и 54 девушки.
В исследовании применялись: личностный опросник МакКрае – Коста («Большая пятерка») и авторская модификация опросника «Шкала студентов С. Лэя».
Следует отметить, что результаты, полученные при помощи опросника «Шкала студентов С. Лэя», располагаются в интервале от 51 до 87 баллов. Таким образом, в выборке присутствуют респонденты со средними значениями (74,2% респондентов), высокими значениями (18,5% респондентов) и очень высокими значениями прокрастинации (7,4% респондентов). Высокие значения по данной шкале свидетельствуют о свойстве респондентов — склонности к откладыванию дел «на потом», а низкие значения имеют связь с противоположном качеством — делать все «не мешкая», может быть, даже импульсивно.
Были выявлены взаимосвязи показателей прокрастинации студентов и их личностных качеств. Имеется прямая взаимосвязь показателей прокрастинации и показателей шкал «Доверчивость-подозрительность» (r=0,277; р≤0,05), «Проявление-избегание чувства вины» (r=0,268; р≤0,05). Таким образом, откладывание дел «на потом» свойственно респондентам с высоким уровнем доверчивости, позитивно воспринимающих людей, уверенных в их порядочности, искренности, и порядочности их действий, склонных к излишнему, возможно неоправданному доверию. Респонденты, имеющие высокие показатели прокрастинации более чувствительны к поощрению, чем к наказанию. Показатели прокрастинации имеют обратно пропорциональную зависимость со шкалами «Предусмотрительность–беспечность» (r=-0,44; р≤0,001) и «Настойчивость-отсутствие настойчивости» (r=-0,345; р≤0,01). Студенты, склонные выполнять задания несвоевременно, отличаются недобросовестным отношением к работе, отсутствием настойчивости в достижении цели. Таким образом, студенты с высоким уровнем прокрастинации более доверчивы, беспечны, им свойственно избегание чувства вины и отсутствие настойчивости в достижении целей.
Библиографический список
- Варвичева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. 2010. № 3. С. 121–131.
- Киселева М.А. Особенности прокрастинации личности // Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи. Cборник научных статей. Саратов, 2015. C. 31-34.
- Ковылин В.С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2013. № 2. С. 22-41.
- Камнева Е.В. Взаимосвязь личностных особенностей и прокрастинации в студенческом возрасте // Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи. Cборник научных статей. Саратов, 2015. С. 79-82.
- Полевая М.В. Социальная ответственность и прокрастинация личности // Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи. Cборник научных статей. Саратов, 2015. С. 40-43.
- Анненкова Н.В. Особенности профессиональных предпочтений студентов в контексте проблемы прокрастинации // Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи. Cборник научных статей. Саратов, 2015. С. 75-79.