ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Литвинова Римма Валерьевна
Курский государственный медицинский университет
студент факультета экономики и менеджмента

Аннотация
Данная статья посвящена развитию частного здравоохранения и анализу предпринимательской деятельности учреждения здравоохранения. По результатам исследования состояния деятельности медицинской организации с использованием методов экономического анализа обоснованы предложения по повышению эффективности предоставления платных медицинских услуг.

Ключевые слова: антикризисное управление, медицинская организация, финансово-хозяйственная деятельность, экономика здравоохранения


THE RESULTS OF THE ANALYSIS RESOURCE POTENTIAL OF HEALTH CARE

Litvinova Rimma Valeryevna
Kursk State Medical University
Student of the Faculty of Economics and Management

Abstract
This article provides an overview of issues related to crisis management in health care and the study of economic activity of the state medical organizations using methods of economic analysis. The research studies ways to improve the financial and economic activities of the organization.

Keywords: crisis management, health economics, medical organization's financial and economic activities


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Литвинова Р.В. Повышение эффективности предпринимательской деятельности учреждения здравоохранения // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/08/16223 (дата обращения: 06.03.2024).

С 1991–1993 годов в стране были внедрены механизмы обязательного медицинского страхования, что привлекло значительные дополнительные ресурсы в здравоохранение, включило принципы рыночной экономики и экономические рычаги управления. С учетом увеличения числа негосударственных медицинских организаций, а также объемов медицинской помощи, оказываемой ими в рамках Программы государственных гарантий, важнейшей функцией государства остается контроль и надзор за всей системой здравоохранения, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности медицинских организаций и иных организаций, лицензированных к медицинской деятельности. Эффективное функционирование здравоохранения определяется рядом факторов, одним из которых является развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактического процесса, развитие частного сектора и государственно-част­ного партнерства в здравоохранении [1].

Развитие государственно-част­ного партнерства в здравоохранении включает:

- снятие институциональных ограни­чений, позволяющих обеспечить развитие и модернизацию инфраструктуры здравоох­ранения на всех уровнях государственного управления;

- подготовку предложений по возмож­ным мерам государственного стимулирования участия частного капитала в развитии инфра­структуры здравоохранения;

- проведение в целях популяризации и развития механизмов взаимодействия орга­нов государственной власти и бизнеса, тиражи­рования успешных проектов государственно-частного партнерства в здравоохранении [1].

В настоящий момент российский рынок платной медицины представлен двумя основными сегментами – полностью коммерческие медицинские центры и муниципальные учреждения. Коммерческие центры – это небольшие частные клиники, медицинские и диагностические возможности которых ограничены, а основной акцент сделан на высоком уровне комфорта. Второй сегмент – это муниципальные медицинские учреждения, предоставляющие платные услуги. Многие государственные клиники оснащены специализированным оборудованием, приобретение которого не под силу мелким медицинским центрам. На долю частных клиник приходится около 80-85% рынка платных медицинских услуг, оставшиеся 15-20% – доля государственных учреждений. В настоящее время государственные клиники, обладая высококвалифицированными специалистами федерального уровня, стремительно увеличивают свою долю рынка платных медицинских услуг [2].

Бизнес-сообщество является наряду с государством главным инвестором в социальной сфере региона, поскольку имеет финансовые и управленческие возможности не только инвестировать средства в здравоохранение, но и удовлетворить растущие потребности населения в сервисных социальных услугах [3].

В экономической сфере рынок платных медицинских услуг препятствует монополизации медицинской деятельности, создает предпосылки для развития цивилизованной конкурентной среды в медицине, приводит к увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, стимулирует поиск новых ресурсосберегающих медицинских технологий, обеспечивающих оптимальное для потребителя сочетание цены и качества медицинской услуги. К положительным сторонам развития коммерческих отношений в здравоохранении кроме традиционных выгод от предпринимательства (рост занятости, налоговые поступления) относятся: привлечение в здравоохранение дополнительных финансовых ресурсов за счет обеспеченной части населения, которая обращается за коммерческими услугами. Достигается экономия средств общественного здравоохранения, что позволяет улучшить оказание медицинской помощи остальной части населения, идет разгрузка муниципальных и государственных учреждений, что создает больший комфорт для тех, кто пользуется бесплатной медициной [4].

Предоставление платных медицинских услуг населению может стать стабильным дополнительным источником денежных поступлений в лечебно-профилактическом учреждении при недостаточности объемов финансирования их бюджетных источников и фондов обязательного медицинского страхования. Данные поступления будут направлены на нужды учреждения, обновление оборудования и инвентаря, а также выступать в качестве дополнительного премирования сотрудников.

Целью работы является изучение теоретических аспектов управления предпринимательской деятельностью в здравоохранении, исследование управления деятельностью учреждения здравоохранения, а также разработка направлений по повышению результативности предпринимательской деятельности.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

  • ознакомиться с организационно-правовыми основами предпринимательской деятельности в медицинском учреждении;
  • изучить показатели развития российского рынка платных услуг в здравоохранении;
  • провести статистический анализ заболеваемости органов зрения и расходов населения Курской области на платные медицинские услуги;
  • проанализировать динамику, структуру и состав доходов и расходов от предпринимательской деятельности;
  • провести социологический анализ востребованности платных медицинских услуг офтальмологического профиля;
  • произвести расчет стоимости новой платной медицинской услуги – витреоретинальной хирургии, и обосновать расходы по данной услуге;
  • предложить направления по повышению результативности предпринимательской деятельности лечебно-профилактического учреждения.

Объектом исследования является учреждение здравоохранения.

Предмет исследования – повышение эффективности предпринимательской деятельности.

Для решения задач исследования использовались методы сравнительного анализа, методы нахождения абсолютных и относительных величин,  коэффициентный и графический методы, а также метод анкетирования. С целью оценки и аналитической интерпретации полученных данных использовались программные обеспечения: Microsoft Excel, Access, SPSS.

В ходе анализа литературных источников и системы нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности в здравоохранении выявлены тенденции и проблемы развития рынка платных услуг, факторов влияния его развития на особенности функционирования медицинских организаций. Можно сделать вывод о том, что в настоящий момент российский рынок платной медицины представлен двумя основными сегментами – полностью коммерческие медицинские центры и муниципальные учреждения. При этом федеральные и муниципальные учреждения здравоохранения в сфере платных медицинских услуг выступают как некоммерческие организации, доходы которых от предпринимательской деятельности дополняют бюджетное финансирование (если финансирование учреждения осуществляется не по системе одноканального финансирования) и средства, поступающие в рамках программ обязательного медицинского страхования.

Действующее с середины 90-х гг. Постановление Правительства РФ «Об ут­верждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» от 13 января1996 г. N2 27  в 2012 году было существенно доработано, дополнено и исправлено. С 1 января 2013 года на смену ему пришло новое Постановление № 1006 от 04.10.2012 г. В соответствии с новым Постановлением Правительства все лечебно-профилактические учреждения вправе оказывать медицинские услуги на платной основе. Однако данная деятельность не должна мешать полноте реализации Программы государственных гарантий населению.

Данное нововведение повлекло за собой активное развитие предпринимательской деятельности в медицинских организациях. Так по оценкам экспертов рынка, в 2015 году объем рынка платных медицинских услуг составил 390-460 млрд. руб., что примерно на 100 млрд. руб. больше, чем в предшествующем 2014 году. Данные оценки включают в себя три составляющие, на которые условно делят рынок платных медицинских услуг в России: легальный сектор медицинских услуг, рынок добровольного медицинского страхования и теневой сектор. По оценкам экспертов в 2016 –2017 г.г. ожидается рост объема рынка платных медицинских услуг в России.

Основная задача, которая стоит перед руководителем лечебно-профилактического учреждения любого типа, – организовать приносящую доход деятельность таким образом, чтобы она не мешала выполнению государственного (муниципального) задания.

Значительный вклад в развитие предпринимательства в медицине может внести развитие добровольного медицинского страхования. Особенно высокий потенциал роста есть в области страхования физических лиц.

Статистический анализ заболеваемости болезнями глаз и придаточного аппарата в Курской области показал, что уровень заболеваемости органов зрения в исследуемом периоде в два раза ниже, чем по России. Сохраняется относительное постоянство динамики заболевания органов зрения по Курской области, в анализируемом периоде количество заболеваний болезнями глаз и придаточного аппарата находится в пределе от 13,59 до 14,13 случаев диагностики заболевания на 1000 человек населения.

Самыми распространенными заболеваниями органов зрения в Курской области являются катаракта, астигматизм и слепота обоих глаз.

В целом объем расходов населения на приобретение санаторно-оздоровительных и медицинских услуг свидетельствует о востребованности платной медицины среди жителей Курской области. Доля расходов домашних хозяйств на приобретение платных
медицинских услуг не уступает доле расходов на услуги в системе образования, электроэнергию, расходов на прочие бытовые услуги и расходов на услуги учреждений культуры. Чаще всего за платными медицинскими услугами жители Курской области  обращаются в амбулаторно-поликлинические учреждения, доля обращений именно в эти учреждения составляет 64-70% от общего объема.

Изучение финансовых показателей учреждения здравоохранения показало, что наблюдается  динамичное развитие приносящей доход деятельности учреждения. Доход от предпринимательской деятельности лечебно-профилактического учреждения с каждым годов возрастал. При этом, если в 2014 году приносящая доход деятельность принесла учреждению 5,57%  его совокупного дохода, то уже в 2015 году доля дохода от предпринимательской деятельности в структуре доходов учреждения составила 9%. В 2015 году оказание платных  медицинских услуг населению принесло учреждению 7,91% его дохода, однако в абсолютных величинах данная сумма превысила аналогичный показатель за 2014 год на 15,5%.  Данная динамика подтверждает целесообразность развития предпринимательской деятельности в медицинском учреждении.

В структуре средств от приносящей доход деятельности, направляемых на финансирование медицинской помощи, основную долю занимают средства от оказания платных медицинских услуг населению (91,19 – 94,46%). Одновременно с этим растет доля добровольного медицинского страхования (с 0,64% в 2011 году до 1,46% в 2013 году).

Половина денежных средств ОБУЗ, полученных от приносящей доход деятельности, были использованы для увеличения заработной платы медицинского персонала. Так, в период с 2014 по2015 г.г. средняя заработная плата по учреждению выросла с 22 851 руб. до 28 766 руб. Остальная сумма дохода от предпринимательской деятельности была  направлена на покрытие текущих расходов учреждения.

При проведении социологического анализа востребованности платных медицинских услуг офтальмологического профиля был составлен социально-демографический портрет потребителя платных медицинских услуг – это женщины в возрасте от 31 до 50 лет, замужние, проживающие в городе, имеющие высшее образование, являющиеся работниками коммерческой организации, со средним уровнем дохода (от 25 000 руб. до 45 000 руб. в месяц).

По итогам исследования отношения пациентов учреждения здравоохранения к платным услугам, можно сделать вывод о том, что респонденты положительно относятся к платным медицинским услугам и считают их удобными, поскольку они оказываются без очереди и в удобное для пациентов время. Наибольшее число респондентов удовлетворены качеством и полнотой оказания платных медицинских услуг, предоставляемых учреждением здравоохранения, они наблюдают улучшения состояния здоровья при пользовании платными медицинскими услугами. Однако существуют некоторые недочеты, такие как дороговизна предоставляемых платных услуг.

В рамках данного исследования был проведен расчет цены на новую платную медицинскую услугу – операцию витреоретинальной хирургии. Данный расчет показал, что наибольшую долю в структуре затрат на операцию составили прямые материальные затраты, полностью потребляемые в процессе оказания платной медицинской услуги (92% всех затрат на платную услугу, в абсолютных величинах данная сумма составила 71 735,06 руб.).  Цена данной услуги составила 77 677,73  руб. При этом в структуре затрат, кроме прямых материальных расходов, учитываются расходы на заработную плату медицинского персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания услуги (3% затрат на данную услугу), начисления на оплату труда основного медицинского персонала, участвующего в оказании услуги (1% затрат), затраты на мягкий инвентарь (2% затрат), амортизация медицинских инструментов, оборудования и мебели (1% затрат) и накладные расходы учреждения (1% затрат).

С учетом необходимости дальнейшего развития приносящей доход деятельности  учреждения здравоохранения были предложены направления повышения эффективности оказания платных медицинских услуг населению:

  • оптимизация экономических результатов предпринимательской деятельности;
  • организация повышения эффективности механизма качества и защиты прав потребителей платных медицинских услуг;
  • повышение удовлетворенности пациентов платными медицинскими услугами.

Реализация предложенных мероприятий позволит учреждению здравоохранения расширить объем оказываемых платных медицинских услуг и увеличить доход от данного вида деятельности. В частных организациях здравоохранения как альтернативном секторе отрасли предпринимательский сектор представляет значительный потенциал эффективного хозяйствования одновременно с соблюдением принципов качества и доступности услуг. Государственные организации только начинают осваивать ее.

Эффективность деятельности больниц в экономическом смысле, в особенности районных, не имеет прямой зависимости с их размерами, поэтому целесообразно искать выход в оптимизации соотношения доступности и объемом оказываемых медицинских услуг [6].

Эффективному достижению намеченных целей преодоления кризисной ситуации в экономике и финансах способствует стратегия развития организации здравоохранения, документированная в виде нескольких альтернативных сценариев, по которым может развиваться финансово-хозяйственная деятельность в силу тех или иных изменений во внешней и внутренней среде [7]. Обоснование стратегии производится в ходе решения следующих задач: анализ перспектив деятельности, анализ позиций в конкурентной борьбе, анализ возможностей и ресурсов; оценка альтернативных путей развития, выбор наиболее научно обоснованной и экономически грамотной стратегии. Если инициативность менеджеров, их предприимчивость составляет основную движущую силу, обеспечивающую выживание организации на рынке, то упорядочивает их деятельность, делает ее результативной определенный набор принципов работы над стратегией.


Библиографический список
  1. Развитие уровней и элементов финансовой системы в условиях трансформирующейся экономики /Беляева Е.С., Ткачева Т.Ю., Клименко П.А., Синева Н.А., Куркина М.П., Маркина С.А., Черных А.Ю., Афанасьева Л.В., Белоусова Л.С., СветовцевМ.Н. / Под редакцией Т. А. Световцевой; Министерство образования и науки Российской Федерации, Курский государственный технический университет. Курск, 2006.
  2. Стратегия развития здравоохранения на 2015 – 2030 г.г. – http: // http://www.medpak 22.ru / docs / strategy.pdf
  3. Куркина М.П. Предпринимательский потенциал региональной системы социального управления / М.П. Куркина // Научный альманах Центрального Черноземья. 2014. № 4. С. 23-27.
  4. Куркина М.П. Бизнес как субъект региональной системы управления / М.П. Куркина // Экономика и предпринимательство. 2014. № 10. С. 347-351
  5. Технологии антикризисного управления региональным здравоохранением / Под редакцией Куркиной М.П. – Курск: КГМУ, 2013. – 232 с. – С. 65.
  6. Зюкин Д.А., Куркин М.А. Эффективность процесса оптимизации ресурсов в системе финансирования здравоохранения в регионе / Д.А. Зюкин, М.А. Куркин // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9. С. 287-290.
  7. Войцехович, Б.А. Предпринимательская деятельность в здравоохранении. / Б.А. Войцехович, А.Н. Редько, И.С. Козиева –  Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008 г. – 156 с.


Все статьи автора «Литвинова Римма Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: