ОСОБЕННОСТИ ПЕШЕХОДНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ ГОРОДА ВОЛГОГРАДА

Числова Ирина Юрьевна
ФГБОУ ВПО Волгоградский Государственный Архитектурно-строительный университет
студент группы АРХ 1-14

Аннотация
Статья посвящена пешеходным пространствам. Представлена классификация транзитных пешеходных зон Волгограда. В статье описаны конкретные примеры трех основных типов пешеходных пространств Волгограда, определены существующие проблемы их развития. Даны варианты возможностей устранения выявленных проблем и создания условий для устойчивого развития пешеходных зон Волгограда.

Ключевые слова: городская среда, дворы жилых домов, общественные территории, пешеходные зоны, улицы


FEATURES PEDESTRIAN PUBLIC SPACES IN THE CITY OF VOLGOGRAD

Chislova Irina Yurievna
Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering
student group ARCH 1-14

Abstract
The article is dedicated pedestrian spaces. The classification of transit pedestrian areas of Volgograd. The article describes the specific examples of the three main types of pedestrian spaces Volgograd, identified the existing problems of their development. Versions of the capacity to address the identified problems and create the conditions for sustainable development of pedestrian areas of Volgograd.

Keywords: pedestrian zones, public spaces, streets, urban environment, yards of residential houses


Рубрика: Искусствоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Числова И.Ю. Особенности пешеходных общественных пространств города Волгограда // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/08/16178 (дата обращения: 08.03.2024).

Научный руководитель
Самойлова Наталья Владимировна 
старший преподаватель 
кафедры “Урбанистика и теория архитектуры”
ФГБОУ ВПО Волгоградский Государственный Архитектурно-строительный университет (Россия)

Общественные пространства города являются неотъемлемой его частью. «В современных условиях высокоурбанизированная городская среда активно насыщается новыми образцами общественной жизни и общественное пространство уже не может рассматриваться только в контексте локальной площади или парка, а представляет собой развивающуюся сеть на всем городском поле» [1, с. 122]. Частью общественных пространств являются пешеходные пространства, часто называемые пешеходными зонами города. Климат Волгограда, в большей части года теплый, является благоприятным фактором развития пешеходных пространств. Однако, расцвета пешеходных зон в Волгограде не происходит. В настоящей статье рассмотрим самые распространенные в Волгограде типы пешеходных пространств, в том виде как они задумывались зодчими, которые их спроектировали.

В ходе анализа планировочной структуры Волгограда было выделено три типа пешеходного пространства: пешеходные улицы, тротуары улиц, дворовые пространства. В предложенную классификацию не включены парки, скверы и подобные градостроительные элементы, так как эти объекты имеют приоритетное рекреационное назначение. А в статье пойдет речь о пешеходных пространствах, предназначенных, прежде всего, для транзитного передвижения, но не исключающих рекреационную функцию.

Первый тип пешеходная улица – это улица с исключительно пешеходным движением. Таких улиц в Волгограде немного. Самая протяженная и цельная, в плане пересечения её другими улицами с транспортным движением это улица имени Дзержинского, расположенная в Тракторозаводском районе Волгограда. Улица Дзержинского была одной из первых восстановленных после Сталинградской битвы улиц города. Она берет свое начало от площади Имени Дзержинского и поперечно пересекает район (рис. 1). Пешеходная часть этой улицы, длинной – свыше 1 км, и широкая – 50 м. Это самая протяженная пешеходная улица Волгограда.


Рисунок 1. Улица имени Дзержинского

Улица включает в свою структуру несколько площадей: 1 – площадь Дзержинского – перед Тракторным заводом; площадь 2 – расположена перед кинотеатром «Ударник»; площадь 3 – находится перед ДК Тракторозаводского района (рис. 1). Улица в советский период имела высокий уровень благоустройства. Большое количество лавочек, урн, а также декоративное освещение – помимо классических фонарей, центральная прогулочная часть освещалась декоративными гирляндами. На улице располагались главные общественные здания района – Дворец культуры Тракторозаводского района (ранее ДК Алюминиевого завода), кинотеатр «Ударник». В домах по границе улицы размещалось большое количество предприятий обслуживания – промтоварные и продовольственные магазины, кафе, столовые, фотоателье, предприятия сферы бытовых услуг. На улице располагались мобильные лотки для продажи напитков и мороженого, пункты проката детских велосипедов, машинок и т.п. Существовала, запроектированная архитекторами, возможность разделения пешеходных потоков. Имели место тихие прогулочные аллеи, главный бульвар, и боковые тротуары для транзитных потоков спешащих домой или по магазинам жителей района. По своему озеленению улица имела достаточно однородный древесно-кустарниковый состав, представленный вязами, тополями, акациями, сиренью, весьма распространёнными в послевоенный советский период благодаря своей неприхотливости и быстрому росту. Клумбовое оформление главного бульвара было весьма разнообразное, состоящие из однолетников, их дизайн ежегодно обновлялся, что создавало разнообразие пешеходной среды. Сегодня улица нуждается в реконструкции. Озеленение нуждается в замене. Тротуарное покрытие находится в аварийном состоянии и требует модернизации, в соответствии с современными технологиями и требованиями. Конечно, окружающая улицу застройка требует капитального ремонта, так как без нее невозможно воспринимать пространство как улицу. Планировочная часть улицы сегодня находится, практически в исходном, первозданном состоянии. Имеет место засорённость среды объектами киосочного, павильонного, рекламного типа, не соответствующие окружающей «сталинской» ордерной застройке, и пешеходной среде с запроектированными элементами благоустройства. Неуместность, и архитектурная неэстетичность этих объектов сегодня отрицательно влияют на восприятие пространства одной из самых замечательных улиц города, разрушая пространство и придавая улице неопрятный и эклектичный вид (фото 1).


Фотография 1. Современное состояние застройки, дорожных покрытий, благоустройства улицы имени Дзержинского (красным выделены постройки киосочно-павильонного типа последних 15 лет; черным объекты рекламы; зеленым – состояние озеленения, больные и засохшие деревья; синим – аварийное дорожное покрытие)

Другой крупной пешеходной улицей является Аллея героев – эта центральная пешеходная улица – памятник героям Великой отечественной войны (рис. 2). Её тип пешеходного пространства тематический – парадный и мемориальный. На мой взгляд, такая тематика делает её менее привлекательной для обычного, повседневного отдыха. Братские могилы вдоль пешеходного пространства создают соответствующее настроение. В своей структуре эта улица также имеет площади: 1 – Площадь Павших Борцов; 2 – площадь у фонтана «Дружбы народов» (сегодня называемый фонтан «Искусство»).


Рисунок 2. Аллея Героев

В исторической части города Волгограда возникают предпосылки для создания новых пешеходных улиц. Пешеходное движение является основным типом передвижения в городе. Как и любой исторический центр города, центр Волгограда является наиболее посещаемой его жителями частью города. Функциональная насыщенность, потребность посещения жителями культурных объектов центра (театров, музеев), административных и торговых учреждений. Центр это место проведение главных культурно-массовых городских мероприятий: концертов, ярмарок, парадов, карнавальных шествий, спортивных мероприятий и т.п. Поэтому удобство пешеходных коммуникаций здесь наиболее востребовано. Речь о реконструкции центральной исторической части Волгограда идет постоянно. На роль пешеходной улицы в большей части градостроительных предложений претендует улица Мира. На фотографии 2 (слева) можно увидеть, проводимое карнавальное шествие на улице Мира. Планировочная организация улицы позволит создать возможность для обычного повседневного отдыха и для городских праздничных мероприятий. На улице Мира расположены две крупнейшие гостиницы Волгограда: «Волгоград» и «Интурист», драматический театр (сегодня НЭТ), планетарий, здание городской библиотеки им. М. Горького. На площади Павших борцов, находящейся в планировочной структуре улицы Мира, идет строительство крупнейшего храмового комплекса Волгограда – храма Александра Невского. Поэтому пешеходный поток на улице Мира обусловлен расположением этих объектов. Улица Мира является памятником градостроительства. Планировочная структура частично сформировалась еще в Царицынский период. Высокая декоративность пространства улицы обусловлена тем, что «к майским праздникам улица Мира выглядела нарядной, утопающей в цветах и зелени, так как в ее озеленении использовалось большое количество пышноцветущих весною кустарников (большей частью сирень)» [2, 122]. Все это создает предпосылки к тому, что улица Мира станет со временем пешеходной.

Вторым типом пешеходных общественных пространств являются тротуары, линейные пешеходные пути, развивающиеся вдоль транспортных артерий города. Сегодня эти общественные пространства претерпевают значительные трансформации. Происходит активный захват пешеходных тротуаров. Первой причиной такого захвата является потребность в организации парковочных мест (фото 2). Для этого уничтожается озеленение пешеходного пространства улиц, превращая город в бетонные джунгли.


Фотография 2. Пример сужения пешеходной части улицы Мира Волгограда (желтым прямоугольником обозначено место озеленения – озеленение предварительно уничтоженное, сегодня занято парковкой; красным прямоугольником обозначена часть тротуара занятая площадкой кафе «Носорог», расположившееся в ранее жилых квартирах первого этажа жилого дома по улице Мира).

Потребность в организации парковочных мест возникает из-за возникновения необдуманных функциональных деформаций в городской застройке. Происходит увеличение функциональной насыщенности территорий, за счет функций размещенных в нежилых помещениях первых этажей жилых домов, бывших квартир.


Фотография 3. Пример сужения пешеходной части за счет организации новых входов в бывшие квартиры в жилых домах по улице Мира Волгограда

Эти помещения включаются в городскую систему обслуживания населения и требуют расширения существующего пространства, например, первый этап такого расширения – организация дополнительных входов (фото 2, 3). Эти входы в большинстве случаев выходят за красные линии застройки. И для этого опять жертвуют пешеходным пространством тротуаров. Все организуемые входы и в исторической части города, и в районах периферии, устраиваются в стихийной манере – «кто на что горазд». Такие бесконтрольные архитектурные новоделы – приросты к домам, не могут облагородить пешеходное пространство. Поэтому являются одним из насущных вопросов российского градостроительства и архитектуры. Решить его можно разработкой градостроительных и архитектурных регламентов застройки.

Третий тип пешеходного пространства – дворы жилых домов. Преимущественным типом движения во дворах жилых домов является пешеходное движение. Волгоград имеет в своей планировочной структуре значительное количество жилых домов с периметральной застройкой. Дворы такой застройки являются закрытым пространством, запроектированным для пешеходного рекреационного движения и отдыха. «Волгоград – это южный город, климатической особенностью региона является жаркое лето, поэтому в проектном предложении предусматривалось вертикальное озеленение, которое помогало, прежде всего, затенять фасад, а также защищать его от климатических воздействий, например, забирать лишнюю влагу от фундаментов. Этот прием сегодня на пике популярности в мире и в связи с ростом урбанизации широко развит» [2, 122]. Такое пространство весьма комфортно для жителей и транзитных потоков пешеходов, движущихся по основному пути, но имеющие возможность завернуть в такой двор и отдохнуть. Так как вышеописанные пешеходные пространства второго типа редко имеют благоустроенные места для отдыха. Одним из ярких примеров сети периметральной застройки является улица Мира и улица Дзержинского. «..особенностью дворов улицы Мира является наличие во дворе фонтана или фонтанов, хотя это планировочное решение встречается не только на улице Мира, но только на этой улице фонтаны были запроектированы в каждом дворе. Эта малая архитектурная форма была включена в благоустройства дворов не только для красоты, а специально с целью смягчения Волгоградского сухого в летнее время климата, для увлажнения воздуха и создания более комфортных условий для отдыха людей в дворовом пространстве»[2, 124]. Основной проблемой пешеходного пространства дворов стало резкое увеличение за последние 25 лет числа личного автотранспорта. Из-за нехватки парковок часто уничтожается озеленение и благоустройство. Некоторые дворы уже превратились в бетонные автопарковки, где находится автотранспорт не столько жильцов, а сколько людей, работающих или посещающих близлежащие учреждения. Эту проблему необходимо решать и для её решения существует много способов, например, организация многоуровневых автопарковок, а после принятие законов ужесточению мер за хранение автомобилей в неположенном месте.

Все описанные пешеходные пространства Волгограда сегодня нуждаются в реконструкции. «Среди основных проблемных ситуаций в среде городских общественных пространств г.Волгограда необходимо выделить следующие: нарушение природно-климатических условий, нарушение экологического равновесия, искажение пространственно-планировочного решения, несовершенство организации функций; проблемы визуально-художественного характера; недостатки коммуникационных функций» [3, с. 374]. Произошедшие за последние два десятилетия изменения, повлияли на изначальную планировочную структуру пешеходных зон Волгограда, изменились и качественные требования. Благоустройство устарело, нуждается в замене, восстановлении, большая часть требует реновации. Озеленение в сложные для нашей страны годы кризиса частично погибло, состарилось или имеет заболевания, лечить которые уже бесполезно. Состав его, часто малоценен, и нуждается в замене.

Волгоград – развивающийся туристический центр Поволжья, уникальный памятник Великой Отечественной войны – победы в Сталинградской битве. В 2018 году город участвует в проводимом в нашей стране чемпионате мира по футболу. Поэтому изучение существующего состояния пешеходных городских пространств это актуальная тема для исследований, на базе которых возможно будет создать проектные предложения развития и усовершенствования пешеходных зон Волгограда.


Библиографический список
  1. Етеревская И.Н. Трансформация роли и места городских публичных пространств как структурных элементов современного города. // Международный академический вестник. Издательство: Автономная некоммерческая организация “Исследовательский центр информационно-правовых технологий” (Уфа). 2015. номер 1 (7).  с. 120-123
  2. Самойлова Н.В. Памятники архитектуры Волгоградской области: дом №20, улица Мира, Волгоград. // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания», 2015. № 8(42). Ноябрь. с. 119-125.
  3. Етеревская И.Н. Ландшафтный дизайн как средство преобразования среды городских общественных пространств (на примере Волгограда) // Наука и образование: Архитектура, Градостроительство и Строительство, материалы Международной конференции, посвященной 80-летию строительного образования и 40-летию архитектурного образования Волгоградской области. 2010. С. 373-376


Все статьи автора «Числова Ирина Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: