Неэффективность уголовно-правовых, административных и других государственно-принудительных мер по искоренению коррупционных правонарушений свидетельствует об отсутствии сформированного этического кодекса, определяющего профессиональную деятельность российского чиновничества. Формирование правовой базы недостаточно для создания эффективной системы противодействия коррупции, если в обществе отсутствуют внутренние ценностные регуляторы.
Система ценностей – один из базисных элементов личности, в структуре которой определяющую роль играют предписания и запреты. Ценности можно определять как должное, нормы, которым необходимо соответствовать; как представление о том, что свято для человека, либо рассматривать их как запреты различной силы, указывающие индивиду, какое действие он может, а какое не может реализовать в процессе своего существования [1, с. 6-7]. Суть этих определений сводится к тому, что под ценностью понимается не предмет стремления, желания или интереса, имеющий большую значимость для человека, а определенные ограничительные рамки, вводящие его потребности в разумное русло. Иными словами, ценности определяют видение мира, образ мыслей и деятельность индивида, задают направление развития личности, регламентируют взаимодействие человека с внешним миром.
В ходе осуществления профессиональной деятельности все ее участники находятся в неразрывной связи, оказывая осознанное или неосознанное влияние на преобразование ценностных установок друг друга. Антикоррупционные предписания и запреты не возымеют никакого влияния, до тех пор, пока не произойдет радикальная трансформация ценностного сознания граждан. Вопрос изменения ценностных установок тесно связан с проблемой факторов, под влиянием которых происходят эти метаморфозы.
При попытке дать дефиницию понятия «коррупция», нельзя упускать из виду, что коррупция – это не только криминологическое понятие, не только правовое, социальное явление, но и нравственно-этическая категория [2, с. 117]. Коррупционные взаимодействия подрывают моральные устои и ценности общества, порождая искаженные, изуродованные общественные отношения, где царствует закон «ты – мне, я – тебе» [3, с. 58]. Касаясь проблемы коррупции, мы попадаем в сферу этического, характеризующуюся наличием специфических традиций, практик, норм, ценностей, воплощающихся в определенных организационных формах.
В профессиональной среде декларируемые ценностные установки могут радикально отличаться от реальной практики предпочтений. Артикулируемая иерархия ценностей российского чиновничества в обязательном порядке включает требование соблюдения правил и норм закона, наличие высокой степени ответственности госслужащих перед гражданами, нацеленность на достижение общественного блага. Артикулируемые ценности не соответствуют демонстрируемым ценностям: налицо многочисленные случаи нарушения установленных норм действующего законодательства, преобладание неформальных правил над формальными, низкая степень ответственности государственных служащих перед гражданами, ориентация на достижение личного блага [4, с. 53]. Иными словами, российское чиновничество функционирует на основе двойных моральных стандартов [5, с. 68-69; 4, с. 52-53], наличие которых свидетельствует о моральном нездоровье современного общества.
Можно возразить М.А.Власенко, который рассматривает коррупцию как разновидность девиантного поведения, обусловленного стремлением чиновников достичь ряда эгоистичных целей за счет недостатков в развитии институтов публичной власти [5, с. 70]. Напротив, создается впечатление, что чиновничество не рассматривает использование служебного положения в корыстных целях как противоправное деяние. Представляется очевидным, что представители российской бюрократии считают своим долгом получить наибольший объем выгод и благ в процессе реализации должностных полномочий. Необходимо добавить, что в исследовательской литературе подмечено пагубное явление эстетизации коррупционного акта, превращения его в искусство, высшая степень владения которым требует применения все более хитрых, изощренных технологий получения взятки и оттого становится более привлекательным [6, с. 87].
Помимо совокупности несомненно важных мер, предпринимаемых с целью противодействия коррупции, необходимо проведение кропотливой исследовательской и просветительской работы, суть которой заключается в подробном изучении и разъяснении негативной природы коррупции и отрицательных последствий коррупционных взаимодействий. Нужно всеми силами добиваться, чтобы индивид, столкнувшись с коррупционным предложением, расценивал взятку как оскорбление.
На наш взгляд, современное российское общество не осознает всего масштаба негативных последствий коррупции. «Общественное благо» воспринимается как абстрактная категория, которую сложно помыслить, представить и описать. Одной из причин подобного положения дел является аполитичность значительной части граждан, их сосредоточенность на удовлетворении своих личных потребностей и интересов. «Настроение» общества чутко улавливается представителями органов государственной и муниципальной власти, также нацеленных на достижение собственных, уже корыстных целей, за государственный и общественный счет.
Юридическое определение понятия коррупция представляется слишком абстрактным, нуждающимся в конкретизации. Как свидетельствуют результаты социологических опросов, большинству людей свойственно дистанцировать себя от противоправного поведения. Как правило, коррупционные деяния не соотносятся с той ступенькой социальной лестницы, на которой находится индивид, а связываются с более высоким уровнем бюрократической иерархии.
Нельзя согласиться с точкой зрения Е.Л.Яковлевой [6, с. 84-85], подчеркивающей взаимосвязь между противоправными коррупционными действиями и растиражированными средствами массовой информации эстетизированных моделей успешной, благополучной жизни. На самом деле взятка может выражаться в небольших суммах, а незаконно оказываемые услуги незначительны. Главное, что следует учитывать, это искажение мировидения, возникновение превратных представлений о добре и зле.
Наличие коррупционных взаимодействий в российских федеральных и муниципальных органах власти не воспринимается значительной частью общества и большинством чиновников как проблема, а как абсолютно нормальное положение вещей. Поэтому рефлексирования по поводу негативных последствий коррупционного поведения не происходит, и индивид, как правило, принимает сложившееся положение вещей и осуществляет свою профессиональную деятельность на основе двойных моральных стандартов . Таким образом, проблемы, связанные с коррупцией, погружают нас в поле этического и ситуацию морального выбора [6, с. 87].
Опираясь на рассуждения ряда исследователей [7, с. 152; 6, с. 84] можно констатировать, что проблема добра и зла, правды и лжи, нравственности и безнравственности внутри коррупционных отношений полностью игнорируется. Однако нужно уточнить один момент. Скорее данная проблема не игнорируется, а приобретает другие очертания, другой смысл. На наш взгляд, оказавшись в рамках системы, подверженной коррупционным взаимодействиям, индивид, в большинстве случаев, отождествляет ценности и нормы, определяющие функционирование данной системы со своими личными ценностями. Как подчеркивает Н.В.Сюзева, «добрые и доверительные отношения с нужными людьми традиционно оказываются важнее правил и норм закона [7, с. 153]. Те люди, которые вынуждены идти на сделку со своей совестью, принципами и идеалами, являются скорее исключением, чем правилом. Но во все времена существовали люди, обладавшие высоким нравственным сознанием и проявлявшие нетерпимость к коррупционному поведению. Феномен нравственного иммунитета к коррупционным взаимодействиям обусловлен наличием специфических условий в процессе социализации личности, способствовавших прочному усвоению морально-этических ценностей и формированию устойчивого правового сознания.
Интересно, что в исследовательской литературе в основном представлены два типа концепций, сочетающих с одной стороны представление о коррупции как о сложном и неоднозначном социальном явлении, относительно которого в обществе сложилось негативное мнение (коррупция- это зло (модус быть)), с другой стороны – коррупционный образ действий рассматривается как черта характера, либо как аспект поведенческой матрицы (коррупция – привлекательный способ обогащения (модус иметь)) [6, с. 84].
С сожалением следует констатировать, что основную массу чиновников нужно отнести к «потерянному поколению». Их система ценностей сформирована, и предпринимать какие-либо меры воспитательного воздействия уже поздно. Остается либо воспользоваться опытом КНР и ужесточить наказание за использование служебного положения в корыстных целях, либо усовершенствовать систему отбора кадров для государственных и муниципальных органов власти. Существуют методики, позволяющие выявить, соответствуют ли друг другу артикулируемые и демонстрируемые потенциальным кандидатом этические ценности, какова степень напряжения между ними. Однако эффективность данных методик окажется нулевой в условиях существующей устойчивой системы неформальных отношений между сотрудниками бюрократических аппаратов разных уровней. Единственное, что можно предпринять – возложить все надежды на подрастающее поколение, система ценностей которого еще формируется в процессе социализации.
Негативные последствия коррупции не очевидны с первого взгляда, требуется скрупулезное всестороннее исследование этого феномена как нравственно-этического явления и подробное разъяснение полученных данных на всех уровнях системы образования. Абсолютно правы А.Ш.Балаев [2, с. 117], М.А.Власенко [5, c. 66], В.В.Радаев [8, с. 62], подчеркнувшие системный характер коррупции и необходимость борьбы с ней соответствующими, неиндивидуальными мерами. Без активного привлечения системы воспитания и образования, уголовно-правовые, административные и другие средства борьбы с нравственно-правовым разложением и далее будут оставаться неэффективными.
В качестве конкретных мер противодействия коррупции хотелось бы предложить максимальное вовлечение системы воспитания и образования в формирование правового сознания граждан. В настоящее время, в рамках общеобразовательной школы предмет «Обществознание» преподается школьникам не с седьмого, а с пятого класса. В учебнике Л.Н.Боголюбова, Н.Ф.Виноградовой, Н.И.Городецкой и др. «Обществознание. 5 класс» [9, с. 92-119] расширяются элементарные представления учащихся о взаимодействии индивида с другими людьми, обществом и государством. В последней главе «Родина» помимо теоретического материала о государственном устройстве и законах Российской Федерации, правах и обязанностях граждан, народах, населяющих нашу страну, затрагиваются сложные, дискуссионные вопросы: что значит быть патриотом? Каких людей можно назвать достойными гражданами своей страны? Цели и задачи учебника включают, таким образом, формирование высокого нравственного сознания, чувства нетерпимости к любому нарушению закона.
Система образования оказывает мощное воздействие на формирование личности. Нельзя пренебрегать педагогическими средствами в деле формирования правового сознания, не инфицированного вирусом коррупции. На наш взгляд, воспитание нетерпимости к коррупционному поведению необходимо осуществлять, начиная с того времени, когда ребенок переходит в среднее звено общеобразовательной школы (а может быть, и с начального уровня). В учебники по обществознанию для средней школы целесообразно включить материал, раскрывающий негативную природу коррупции, доступные разъяснения отрицательных последствий коррупционных взаимодействий. Подготовка проектов, презентаций, участие ребёнка в ролевых играх будет способствовать формированию этического иммунитета к коррупционному поведению не только на рациональном, но и на эмоциональном уровне.
Библиографический список
- Междисциплинарное исследование социокультурных механизмов преемственности ценностей: монография / Д.Н.Бухаров, Е.И.Надыкто, В.А.Неудакин, Р.К. Омельчук, С.А.Павленко, А.В.Рудых, О.К. Токтоматов; Вост.-Сиб. гос. академия образования. Иркутск: Вост.- Сиб. гос. академия образования, 2011.
- Балаев А.Ш. Коррупция в свете принятого федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. № 7. С. 116-120.
- Истомин П.А. Роль современного российского общества в борьбе с коррупцией // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2012. № 3(26). С. 58-60.
- Румянцева Е.Е. Нравственные законы экономики. М.: ИНФРА-М, 2009.
- Власенко М.А. Политико-правовые аспекты противодействия коррупции в России // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2010. № 1 (22). С. 66-72.
- Яковлева Е.Л. Осмысляя коррупцию как социальное явление: философский аспект проблемы // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 83-89.
- Сюзева Н.В. Культурно-исторические предпосылки формирования коррупционной направленности сознания и способы ее преодоления // Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции: сб. тр. по итогам Всерос. науч. конф. / отв. ред. В.Н. Руденко; ред. К.В. Киселев, Е.А. Степанова, В.В. Эмих ; Ин-т философии и права Урал.отд-ния Рос. акад. наук. Екатеринбург: 2014. С. 148-155.
- Радаев В.В. Можно ли побороть коррупцию в сфере образования? // Экономика образования. 2007. № 1. С. 62-63.
- Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2015.