АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ МОРАЛЬНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ И ЗАПРЕТЫ: СПЕЦИФИКА ПОНИМАНИЯ «ДОЛЖНОГО» И РЕАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ПРЕДПОЧТЕНИЙ

Токмянина Светлана Витальевна
Институт философии и права УрО РАН
кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры философии

Аннотация
В статье показано, что предпринимаемые уголовно-правовые, административные и другие меры по искоренению коррупции недостаточны, если в обществе отсутствуют внутренние ценностные регуляторы. В настоящее время налицо разрыв между артикулируемыми антикоррупционными предписаниями и реально демонстрируемыми ценностями российского чиновничества, осуществляющего свою деятельность на основе двойных моральных стандартов. Главная проблема заключается в том, что наличие коррупционных взаимодействий воспринимается в массовом сознании как естественное положение вещей. Формирование высокого нравственного сознания, этического иммунитета к коррупционному поведению происходит в процессе социализации, где ведущую роль играет система образования. Поэтому нельзя пренебрегать педагогическими средствами в борьбе с коррупцией.

Ключевые слова: коррупционное взаимодействие, коррупция, моральные предписания и запреты, правовое сознание, ценности


ANTI-CORRUPTION MORAL PRECEPTS AND PROHIBITIONS: SPECIFICITY OF UNDERSTANDING “SHOULD” AND ACTUAL PRACTICE PREFERENCES

Tokmjanina Svetlana Vital’evna
Institute of Philosophy and Law, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences
PHD in Historical Sciences, senior lecturer, Educational Department of Philosophy

Abstract
The article shows that taken by the criminal law, administrative and other measures to eradicate corruption is insufficient, if society lacks the internal values controls. Currently there is a gap between the articulated anti-corruption regulations and the demonstrated actual values of the Russian bureaucracy, which operates on the basis of the double moral standards. The main problem lies in the fact that the presence of interactions perceived corruption in the public mind as a natural state of affairs. Formation of high moral consciousness, ethical immunity to corrupt behavior occurs in the socialization process, where the leading role is played by the education system. Therefore we can not neglect the pedagogical means in the fight against corruption.

Keywords: corruption, corruption cooperation, legal consciousness, moral precepts and prohibitions, values


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Токмянина С.В. Антикоррупционные моральные предписания и запреты: специфика понимания «должного» и реальная практика предпочтений // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/08/16149 (дата обращения: 23.02.2024).

Неэффективность уголовно-правовых, административных и других государственно-принудительных мер по искоренению коррупционных правонарушений свидетельствует об отсутствии сформированного этического кодекса, определяющего профессиональную деятельность российского чиновничества. Формирование правовой базы недостаточно для создания эффективной системы противодействия коррупции, если в обществе отсутствуют внутренние ценностные регуляторы.

Система ценностей – один из базисных элементов личности, в структуре которой определяющую роль играют предписания и запреты. Ценности можно определять как должное, нормы, которым необходимо соответствовать; как представление о том, что свято для человека, либо  рассматривать их как запреты различной силы, указывающие индивиду, какое действие он может, а какое не может реализовать в процессе своего существования  [1, с. 6-7]. Суть этих определений сводится к тому, что под ценностью понимается не предмет стремления, желания или интереса, имеющий большую значимость для человека, а определенные ограничительные рамки, вводящие его потребности в разумное русло. Иными словами, ценности определяют видение мира, образ мыслей и деятельность индивида, задают направление развития личности, регламентируют взаимодействие человека с внешним миром.

В ходе осуществления профессиональной деятельности все ее участники находятся в неразрывной связи, оказывая осознанное или неосознанное влияние на преобразование ценностных установок друг друга. Антикоррупционные предписания и запреты не возымеют никакого влияния, до тех пор, пока не произойдет радикальная трансформация ценностного сознания граждан.  Вопрос изменения ценностных установок тесно связан с проблемой факторов, под влиянием которых происходят эти метаморфозы.

При попытке дать дефиницию понятия «коррупция», нельзя упускать из виду, что коррупция  – это не только  криминологическое понятие, не только   правовое, социальное явление, но и нравственно-этическая категория [2, с. 117]. Коррупционные взаимодействия подрывают моральные устои и ценности общества, порождая искаженные, изуродованные общественные отношения, где царствует закон «ты – мне, я – тебе» [3, с. 58]. Касаясь проблемы коррупции, мы попадаем в сферу этического, характеризующуюся наличием специфических традиций, практик, норм, ценностей, воплощающихся в определенных организационных формах.

В профессиональной среде декларируемые ценностные установки могут радикально отличаться от реальной практики предпочтений. Артикулируемая иерархия ценностей российского чиновничества в обязательном порядке включает требование соблюдения правил и норм закона, наличие высокой степени ответственности госслужащих перед гражданами, нацеленность на достижение общественного блага. Артикулируемые ценности не соответствуют демонстрируемым ценностям: налицо многочисленные случаи нарушения установленных норм действующего законодательства, преобладание неформальных правил над формальными,  низкая степень ответственности государственных служащих перед гражданами, ориентация на достижение личного блага [4, с. 53]. Иными словами, российское чиновничество функционирует на основе двойных моральных стандартов [5, с. 68-69; 4, с. 52-53], наличие которых свидетельствует о моральном нездоровье современного общества.

Можно возразить М.А.Власенко, который рассматривает коррупцию как разновидность девиантного поведения, обусловленного стремлением чиновников достичь ряда эгоистичных целей за счет недостатков в развитии институтов публичной власти [5, с. 70]. Напротив, создается впечатление, что чиновничество не рассматривает использование служебного положения в корыстных целях как противоправное деяние. Представляется очевидным, что представители российской бюрократии считают своим долгом получить наибольший объем выгод и благ в процессе реализации должностных полномочий. Необходимо добавить, что в исследовательской литературе подмечено пагубное явление эстетизации коррупционного акта, превращения его в искусство, высшая степень владения которым требует применения все более хитрых, изощренных технологий получения взятки и оттого становится более привлекательным [6, с. 87].

Помимо совокупности  несомненно важных мер, предпринимаемых с целью противодействия коррупции, необходимо проведение кропотливой исследовательской и просветительской работы, суть которой заключается в подробном изучении и разъяснении негативной природы коррупции и отрицательных последствий коррупционных взаимодействий. Нужно всеми силами добиваться, чтобы индивид, столкнувшись с коррупционным предложением, расценивал взятку как оскорбление.

На наш взгляд, современное российское общество не осознает всего масштаба негативных последствий коррупции. «Общественное благо» воспринимается как абстрактная категория, которую сложно помыслить, представить и описать. Одной из причин подобного положения дел является аполитичность значительной части граждан, их сосредоточенность на удовлетворении своих личных потребностей и интересов. «Настроение» общества чутко улавливается представителями органов государственной и муниципальной власти, также нацеленных на достижение собственных, уже корыстных целей, за государственный и общественный счет.

Юридическое определение понятия коррупция представляется слишком абстрактным, нуждающимся в конкретизации. Как свидетельствуют результаты социологических опросов, большинству людей свойственно дистанцировать себя от противоправного поведения. Как правило, коррупционные деяния не соотносятся с той ступенькой социальной лестницы, на которой находится индивид, а связываются с более высоким уровнем бюрократической иерархии.

Нельзя согласиться с точкой зрения Е.Л.Яковлевой [6, с. 84-85], подчеркивающей взаимосвязь между противоправными коррупционными действиями и растиражированными средствами массовой информации эстетизированных моделей успешной, благополучной жизни. На самом деле взятка может выражаться в небольших суммах, а незаконно оказываемые услуги незначительны. Главное, что следует учитывать, это искажение  мировидения, возникновение превратных представлений о добре и зле.

Наличие коррупционных взаимодействий в российских федеральных и муниципальных органах власти не воспринимается значительной частью общества и большинством чиновников как проблема, а как абсолютно нормальное положение вещей. Поэтому рефлексирования по поводу негативных последствий коррупционного поведения не происходит, и индивид, как правило, принимает сложившееся положение вещей и осуществляет свою профессиональную деятельность на основе двойных моральных стандартов . Таким образом, проблемы, связанные с коррупцией, погружают нас в поле этического и ситуацию морального выбора [6, с. 87].

Опираясь на рассуждения ряда исследователей [7, с. 152; 6, с. 84] можно констатировать, что проблема добра и зла, правды и лжи, нравственности и безнравственности внутри коррупционных отношений полностью игнорируется. Однако нужно уточнить один момент. Скорее данная проблема не игнорируется, а приобретает другие очертания, другой смысл. На наш взгляд, оказавшись в рамках системы, подверженной коррупционным взаимодействиям, индивид, в большинстве случаев, отождествляет ценности и нормы, определяющие функционирование данной системы со своими личными ценностями. Как подчеркивает Н.В.Сюзева, «добрые и доверительные отношения с нужными людьми традиционно оказываются важнее правил и норм закона [7, с. 153]. Те люди, которые вынуждены идти на сделку со своей совестью, принципами и идеалами, являются скорее исключением, чем правилом. Но во все времена существовали люди,  обладавшие высоким нравственным сознанием и проявлявшие нетерпимость к коррупционному поведению. Феномен нравственного иммунитета к коррупционным взаимодействиям обусловлен наличием специфических условий в процессе социализации личности, способствовавших прочному усвоению морально-этических ценностей и формированию устойчивого правового сознания.

Интересно, что в исследовательской литературе в основном представлены два типа концепций, сочетающих с одной стороны представление о коррупции как о сложном и неоднозначном социальном явлении, относительно которого в обществе сложилось негативное мнение (коррупция- это зло (модус быть)), с другой стороны – коррупционный образ действий рассматривается как черта характера, либо как аспект поведенческой матрицы (коррупция – привлекательный способ обогащения (модус иметь)) [6, с. 84].

С сожалением следует констатировать, что основную массу чиновников нужно отнести к «потерянному поколению». Их система ценностей сформирована, и предпринимать какие-либо меры воспитательного воздействия уже поздно. Остается либо воспользоваться опытом КНР и ужесточить наказание за использование служебного положения в корыстных целях, либо усовершенствовать систему отбора кадров для государственных и муниципальных органов власти.  Существуют методики, позволяющие выявить, соответствуют ли друг другу артикулируемые и демонстрируемые потенциальным кандидатом этические ценности, какова степень напряжения между ними. Однако эффективность данных методик окажется нулевой в условиях существующей устойчивой системы неформальных отношений между сотрудниками бюрократических аппаратов разных уровней. Единственное, что можно предпринять –  возложить все надежды на подрастающее поколение, система ценностей которого еще формируется в процессе социализации.

Негативные последствия коррупции не очевидны с первого взгляда, требуется скрупулезное всестороннее исследование этого феномена как нравственно-этического явления и подробное разъяснение полученных данных на всех уровнях системы образования.  Абсолютно правы А.Ш.Балаев [2, с. 117], М.А.Власенко [5, c. 66], В.В.Радаев [8, с. 62], подчеркнувшие системный характер коррупции и необходимость борьбы с ней соответствующими, неиндивидуальными мерами. Без активного привлечения системы воспитания и образования,  уголовно-правовые, административные и другие средства борьбы с нравственно-правовым разложением и далее будут оставаться неэффективными.

В качестве конкретных мер противодействия коррупции хотелось бы предложить  максимальное вовлечение системы воспитания и образования в формирование правового сознания граждан. В настоящее время, в рамках общеобразовательной школы предмет «Обществознание» преподается школьникам не с седьмого, а с пятого класса. В учебнике Л.Н.Боголюбова, Н.Ф.Виноградовой, Н.И.Городецкой и др. «Обществознание. 5 класс» [9, с. 92-119] расширяются элементарные представления учащихся о взаимодействии индивида с другими людьми, обществом и государством. В последней главе «Родина» помимо теоретического материала о государственном устройстве и законах Российской Федерации, правах и обязанностях граждан, народах, населяющих нашу страну, затрагиваются сложные, дискуссионные вопросы: что значит быть патриотом? Каких людей можно назвать достойными гражданами своей страны? Цели и задачи учебника включают, таким образом, формирование высокого нравственного сознания, чувства нетерпимости к любому нарушению закона.

Система образования оказывает мощное воздействие на формирование личности. Нельзя пренебрегать педагогическими средствами в деле формирования правового сознания, не инфицированного вирусом коррупции. На наш взгляд, воспитание нетерпимости к коррупционному поведению необходимо осуществлять, начиная с того времени, когда ребенок переходит в среднее звено общеобразовательной школы (а может быть, и с начального уровня). В учебники по обществознанию для средней школы целесообразно включить материал, раскрывающий негативную природу коррупции, доступные разъяснения отрицательных последствий коррупционных взаимодействий. Подготовка проектов, презентаций, участие ребёнка в ролевых играх будет способствовать  формированию этического иммунитета к коррупционному поведению не только на рациональном, но и на эмоциональном уровне.


Библиографический список
  1. Междисциплинарное исследование социокультурных механизмов преемственности ценностей: монография / Д.Н.Бухаров, Е.И.Надыкто, В.А.Неудакин, Р.К. Омельчук, С.А.Павленко, А.В.Рудых, О.К. Токтоматов; Вост.-Сиб. гос. академия образования.  Иркутск: Вост.- Сиб. гос. академия образования, 2011.
  2. Балаев А.Ш. Коррупция в свете принятого федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. № 7. С. 116-120.
  3. Истомин П.А. Роль современного российского общества в борьбе с коррупцией // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2012. № 3(26). С. 58-60.
  4. Румянцева Е.Е. Нравственные законы экономики. М.: ИНФРА-М, 2009.
  5. Власенко М.А. Политико-правовые аспекты противодействия коррупции в России // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2010. № 1 (22). С. 66-72.
  6. Яковлева Е.Л. Осмысляя коррупцию как социальное явление: философский аспект проблемы // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 83-89.
  7. Сюзева Н.В.  Культурно-исторические предпосылки формирования коррупционной направленности сознания и способы ее преодоления //   Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции: сб. тр. по итогам Всерос. науч. конф. / отв. ред. В.Н. Руденко; ред. К.В. Киселев, Е.А. Степанова, В.В. Эмих ; Ин-т философии и права Урал.отд-ния Рос. акад. наук. Екатеринбург: 2014. С. 148-155.
  8. Радаев В.В. Можно ли побороть коррупцию в сфере образования? // Экономика образования. 2007. № 1. С. 62-63.
  9. Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2015.


Все статьи автора «Токмянина Светлана Витальевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: