На сегодняшний день не только освоение учащимися определенных знаний, умений и навыков в пределах определенных учебных курсов, но и целенаправленное формирование у всех обучающихся основных общеучебных навыков и умений и различных способов деятельности – вот что ставят в главный приоритет Новые федеральные государственные стандарты образования.
Сейчас первое место занимает развитие самостоятельности учащихся и способности ученика самостоятельно достигать поставленные перед ними цели обучения, уметь делать рациональные проекты, осуществлять контроль и давать оценку своим достижениям. И все это взамен простой передачи знаний, умений и навыков от педагога к учащемуся, от поколения к поколению. Другими словами, ведущая цель школьной ступени образования – научить детей учиться, то есть формирование умения учиться. Система универсальных учебных действий (УУД) и их формирование занимает главное место во всей системе образования.
УУД – это комплекс способов и действий, обеспечивающих обучающимся пространство для самостоятельного усвоения новых знаний, в том числе и организацию непосредственного процесса усвоения.
Значимость математики как главного средства коммуникации в развитии речевых умений прочно связана и с личностными результатами, так как основой развития личности есть развитие речи и мышления. С данной точки зрения, все без исключения задачи учебника нацелены на приобретение личностных результатов, потому что они предлагают не только отыскать решение, однако и аргументировать его, опираясь только на факты (все задания, которые сопровождаются инструкцией «Объясни…», «Обоснуй собственное мнение…»). Деятельность с математическим содержанием обучает воспринимать и уважать чужое мнение, в случае, если оно обосновано (все задания, которые сопровождаются словами «Сравни свою работу с работами остальных ребят». Следовательно, работа с упражнениями математического содержания помогают поднимать самооценку обучающихся, создавать у них чувство личного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности
[1]. И поэтому, мы предполагаем, что изучение математики является одним из факторов формирования личностных универсальных учебных действий.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (способность сопоставлять поступки и действия с общепринятыми моральными принципами, понимание нравственных норм и способность акцентировать нравственный аспект поведения), а кроме того ориентацию в общественных ролях и межличностных взаимоотношениях [2].
Для диагностики определения степени сформированности личностных УУД младших школьников мы использовали следующие задания: «Флаги», «Бабочка», «Покупки»
[3,с.82,91,107].
Целями такого рода заданий являются:
- формирование ценностных ориентаций, математической компетенции, увидеть связь между математикой и реальными жизненными ситуациями;
- привитие положительного расположения к национальным символам своей страны и других государств мира;
- мотивация учения – формирование интереса к мaтeмaтике, положительное отношение к процессу познания, развитие личностных качеств;
Данные виды заданий формируют у детей такие личностные УУД, как: формирование основ гражданской идентичности личности; развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств; присутствие мотивации к созидательному труду, работе на достижение какого-либо результата; внимательному отношению к материальным и духовным ценностям; формирование умений совместной работы со взрослыми и сверстниками в разных общественных ситуациях.
Диагностика уровня сформированности личностных УУД проводилась на базе МБОУ «Никольская средняя школа» Арзамасского района Нижегородской области в 3 классе. В исследовании участвовали 10 школьников. Из них 6 девочек и 4 мальчика.
Данные диагностики определения уровня сформированности личностных УУД младших школьников по заданию «Флаги» представлены в таблице 1.
Таблица 1. Уровень сформированности личностных УУД обучающихся 3 класса на начало исследования
Уровень сформированности личностных УУД | Количество | % |
Не сформированы | 0 | 0 |
Низкий уровень | 3 | 30 |
Средний уровень | 5 | 50 |
Высокий уровень | 2 | 20 |
Всего: | 10 | 100 |
Из таблицы 1 следует, что: высокий уровень сформированности личностных УУД у 2 (20%) учащихся, эти ребята проявляют наличие всех компонентов личностных УУД, обладают высокими речевыми навыками, а так же самодостаточностью и личной ответственностью за свои действия, в том числе в информационной деятельности . У 5 (50%) обучащихся средний уровень сформированности личностных УУД , дети осуществляют взаимодействие в команде на основе указанных правил, согласованных целей и ценностей и способны управлять безконфликтным поведением. 3 (30%) учеников показали невысокий уровень сформированности личностных УУД, они владеют некоторой суммой умений и навыков, позволяющих только иногда показывать способность самоорганизовываться в индивидуальной самостоятельной работе и в совместной работе с группой.
Рис. 1. Соотношение показателей уровня сформированности личностных УУД обучающихся 3 класса на начало исследования по заданию «Флаги»
Данные диагностики определения уровня сформированности личностных УУД младших школьников по творческому заданию «Бабочка» представлены в таблице 2.
Таблица 2. Уровень сформированности личностных УУД 3 класса по итогам задания «Бабочка» на начало исследования
Количество | % | |
Не сформированы | 0 | 0 |
Низкий уровень | 1 | 10 |
Средний уровень | 6 | 60 |
Высокий уровень | 3 | 30 |
Всего: | 10 | 100 |
Из таблицы 2 следует, что: высокий уровень сформированности личностных УУД у 3 (30%) учащихся, эти справились с заданием без проблем, им было легко сделать вычисления, и подобрать необходимые цвета, это значит, что
они обладают мотивацией к творческому труду, и нацелены на отличный результат. У 6 (60%) учащихся средняя степень сформированности личностных УУД, у детей возникали проблемы с вычислениями, но с помощью учителя и сверстников они выходили на хороший результат, таким образом, они развивали в себе навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. 1 (10%) учеников показали низкий уровень сформированности личностных УУД, они обладают лишь базовыми умениями совершать вычисления, но получились неверные ответы, и ребенок раскрасил бабочку по своему желанию. Он не смог обратиться за помощью к учителю и сверстникам, так как он замкнут в себе.
Рис.2.Соотношение показателей уровня сформированности личностных УУД обучающихся 3 класса на начало исследования по заданию «Бабочка»
Данные диагностики определения уровня сформированности личностных УУД младших школьников по творческому заданию «Покупки» представлены в таблице 3.
Таблица 3. Уровень сформированности личностных УУД 3 класса по итогам задания «Бабочка» на начало исследования
Уровень сформированности личностных УУД | Количество | % |
Не формированы | 0 | 0 |
Низкий уровень | 0 | 0 |
Средний уровень | 6 | 60 |
Высокий уровень | 4 | 40 |
Всего: | 10 | 100 |
Из таблицы 3 следует, что: высокий уровень сформированности личностных УУД у 4 (40%) учащихся, у этих ребят хорошо развит навык сотрудничества со сверстниками в различных общественных ситуациях, умения не создавать конфликтов и определять выходы из спорных ситуаций, а так же у них сформировано уважительное отношение к другому мнению. У 6 (60%) учащихся средняя степень сформированности личностных УУД, они хорошо адаптируются в группе, но не становятся лидерами, т.к. опасаются трудностей и недопонимания со стороны сверстников. Но всё же эти ребята активно взаимодействуют группе.
Рис. 3. Соотношение показателей уровня сформированности личностных УУД обучающихся 3 класса на начало исследования по заданию «Покупки»
Произведенный анализ полученных результатов выявил потребность проведения регулярной целенаправленной работы согласно развитию личностных УУД у младших школьников и, по нашему мнению, это правильнее совершать на первых стадиях обучения. С целью развития личностных универсальных учебных действий абсолютно возможно представить следующие типы заданий:
- участие в проектах (подбор занимательной для ребенка темы, распределение ролей в команде, установление своего вклада в работе с коллективом, и т.д.);
- подведение итогов урока;
- творческие задания (придумай задачу, «бабочка», сочинить стихотворение из чисел и т.д.)
- визуальное, моторное, словесное понимание музыки;
- мысленное исполнение картины, ситуации, видеофильма;
- самооценка действия, происшествия (учащиеся сами себя оценивают, а так же могут оценивать работу соседа или учителя);
- дневники достижений.
Главным на уроках математики в области формирования личностных УУД является действие смыслообразования, т. е. установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, иными словами, между результатом учения, и тем, что вдохновляет деятельность, ради чего же она осуществляется.
Развитие личностных универсальных учебных действий удачно реализуется в ходе обучения математике в школе. И каждое задание по математике обязано рассматриваться педагогом как фактор для развития универсального учебного действия (к тому же необходимо найти для себя, какого или же каких в частности).
Библиографический список
- Инфоурок – Начальные классы. Другие методические материалы [Электронный ресурс]: Формирование и развитие УУД на уроках математики. Режим доступа: https://infourok.ru/formirovanie-i-razvitie-uud-na-urokah-matematiki-582171.html .
- Библиотека методических материалов для учителя – Информатика [Элекронный ресурс]: Виды универсальных учебных действий (по материалам ФГОС НОО). Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/page-udd-1.html .
- Теория и методика развития универсальных учебных действий. Выпуск 1: сборник материалов / Под ред. П. М. Горева, В. В. Утёмова; научный ред. Г. А. Русских // Концепт. – Приложение № 9. – Киров: МЦИТО, 2013. – 137 с.