К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Голышева Ирина Александровна
Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)
студент

Аннотация
В статье говорится о формировании личностных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе, представлены результаты проведенной диагностики определения уровня сформированности личностных УУД младших школьников.

Ключевые слова: детский коллектив, личностные универсальные учебные действия, младший школьник


ON THE QUESTION OF FORMATION OF PERSONAL UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES AT MATHEMATICS LESSONS IN PRIMARY SCHOOL

Golysheva Irina Alexandrovna
Nizhny Novgorod state University named after N. And. Lobachevsky (Arzamas branch)
student

Abstract
The article refers to the formation of personality universal educational activities at mathematics lessons in elementary school, presented the results of the diagnostics determine the level of formation of personal UUD younger students.

Keywords: Junior schoolchild, personal universal educational actions, the children's team


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Голышева И.А. К вопросу о формировании личностных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/07/16026 (дата обращения: 21.02.2024).

На сегодняшний день не только освоение учащимися определенных знаний, умений и навыков в пределах определенных учебных курсов, но и целенаправленное формирование у всех обучающихся основных общеучебных навыков и умений и различных способов деятельности – вот что ставят в главный приоритет Новые федеральные государственные стандарты образования.

Сейчас первое место занимает развитие самостоятельности учащихся и способности ученика самостоятельно достигать поставленные перед ними цели обучения, уметь делать рациональные проекты, осуществлять контроль и давать оценку своим достижениям. И все это взамен простой передачи знаний, умений и навыков от педагога к учащемуся, от поколения к поколению. Другими словами, ведущая цель школьной ступени образования – научить детей учиться, то есть формирование умения учиться. Система универсальных учебных действий (УУД) и их формирование занимает главное место во всей системе образования.

УУД – это комплекс способов и действий, обеспечивающих обучающимся пространство для самостоятельного усвоения новых знаний, в том числе и организацию непосредственного процесса усвоения.

Значимость математики как главного средства коммуникации в развитии речевых умений прочно связана и с личностными результатами, так как основой развития личности есть развитие речи и мышления. С данной точки зрения, все без исключения задачи учебника нацелены на приобретение личностных результатов, потому что они предлагают не только отыскать решение, однако и аргументировать его, опираясь только на факты (все задания, которые сопровождаются инструкцией «Объясни…», «Обоснуй собственное мнение…»). Деятельность с математическим содержанием обучает воспринимать и уважать чужое мнение, в случае, если оно обосновано (все задания, которые сопровождаются словами «Сравни свою работу с работами остальных ребят». Следовательно, работа с упражнениями математического содержания помогают поднимать самооценку обучающихся, создавать у них чувство личного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности
[1]. И поэтому, мы предполагаем, что изучение математики является одним из факторов формирования личностных универсальных учебных действий.

Личностные УУД  обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (способность сопоставлять поступки и действия с общепринятыми моральными принципами, понимание нравственных норм и способность акцентировать нравственный аспект поведения), а кроме того ориентацию в общественных ролях и межличностных взаимоотношениях [2].

Для диагностики определения степени сформированности личностных УУД младших школьников мы использовали следующие задания: «Флаги», «Бабочка», «Покупки»
[3,с.82,91,107].

Целями такого рода заданий являются:

- формирование ценностных ориентаций, математической компетенции, увидеть связь между математикой и реальными жизненными ситуациями;

- привитие положительного расположения к национальным символам своей страны и других государств мира;

- мотивация учения  – формирование интереса к мaтeмaтике, положительное отношение к процессу познания, развитие личностных качеств;

Данные виды заданий формируют у детей такие личностные УУД, как: формирование основ гражданской идентичности личности; развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств; присутствие мотивации к созидательному труду, работе на достижение какого-либо результата; внимательному отношению к материальным и  духовным ценностям; формирование умений совместной работы со взрослыми и сверстниками в  разных общественных ситуациях.

Диагностика уровня сформированности личностных УУД проводилась на базе МБОУ «Никольская средняя школа» Арзамасского района Нижегородской области в 3 классе. В исследовании участвовали 10 школьников. Из них 6 девочек и 4 мальчика.

Данные диагностики определения уровня сформированности личностных УУД младших школьников по заданию «Флаги» представлены в таблице 1.

Таблица 1. Уровень сформированности личностных УУД обучающихся 3 класса на начало исследования

Уровень сформированности личностных УУД Количество %
Не сформированы 0 0
Низкий уровень 3 30
Средний уровень 5 50
Высокий уровень 2 20
Всего: 10 100

Из таблицы 1 следует, что: высокий уровень сформированности личностных УУД у 2 (20%) учащихся, эти ребята проявляют наличие всех компонентов личностных УУД, обладают высокими речевыми навыками, а так же самодостаточностью и личной ответственностью за свои действия, в том числе в информационной деятельности . У 5 (50%) обучащихся средний уровень сформированности личностных УУД , дети осуществляют взаимодействие в команде на основе указанных правил, согласованных целей и ценностей и способны управлять безконфликтным поведением. 3 (30%) учеников показали невысокий уровень сформированности личностных УУД, они владеют некоторой суммой умений и навыков, позволяющих только иногда показывать способность самоорганизовываться в индивидуальной самостоятельной работе и в совместной работе с группой.

Рис. 1. Соотношение показателей уровня сформированности личностных УУД обучающихся 3 класса на начало исследования по заданию «Флаги»

Данные диагностики определения уровня сформированности личностных УУД младших школьников по творческому заданию «Бабочка» представлены в таблице 2.

Таблица 2. Уровень сформированности личностных УУД 3 класса по итогам задания «Бабочка» на начало исследования

Количество %
Не сформированы 0 0
Низкий уровень 1 10
Средний уровень 6 60
Высокий уровень 3 30
Всего: 10 100

Из таблицы 2 следует, что: высокий уровень сформированности личностных УУД у 3 (30%) учащихся, эти справились с заданием без проблем, им было легко сделать вычисления, и подобрать необходимые цвета, это значит, что

они обладают мотивацией к творческому труду, и нацелены на отличный результат. У 6 (60%) учащихся средняя степень сформированности личностных УУД, у детей возникали проблемы с вычислениями, но с помощью учителя и сверстников они выходили на хороший результат, таким образом, они развивали в себе навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. 1 (10%) учеников показали низкий уровень сформированности личностных УУД, они обладают лишь базовыми умениями совершать вычисления, но получились неверные ответы, и ребенок раскрасил бабочку по своему желанию. Он не смог обратиться за помощью к учителю и сверстникам, так как он замкнут в себе.

Рис.2.Соотношение показателей уровня сформированности личностных УУД обучающихся 3 класса на начало исследования по заданию «Бабочка»

Данные диагностики определения уровня сформированности личностных УУД младших школьников по творческому заданию «Покупки» представлены в таблице 3.

Таблица 3. Уровень сформированности личностных УУД 3 класса по итогам задания «Бабочка» на начало исследования

Уровень сформированности личностных УУД Количество %
Не формированы 0 0
Низкий уровень 0 0
Средний уровень 6 60
Высокий уровень 4 40
Всего: 10 100

Из таблицы 3 следует, что: высокий уровень сформированности личностных УУД у 4 (40%) учащихся, у этих ребят хорошо развит навык сотрудничества со сверстниками в различных общественных ситуациях, умения не создавать конфликтов и определять выходы из спорных ситуаций, а так же у них сформировано уважительное отношение к другому мнению. У 6 (60%) учащихся средняя степень сформированности личностных УУД, они хорошо адаптируются в группе, но не становятся лидерами, т.к. опасаются трудностей и недопонимания со стороны сверстников. Но всё же эти ребята активно взаимодействуют группе.

Рис. 3. Соотношение показателей уровня сформированности личностных УУД обучающихся 3 класса на начало исследования по заданию «Покупки»

Произведенный анализ полученных результатов выявил потребность проведения регулярной целенаправленной работы согласно развитию личностных УУД у младших школьников и, по нашему мнению, это правильнее совершать на первых стадиях обучения. С целью развития личностных универсальных учебных действий абсолютно возможно представить следующие типы заданий:

- участие в проектах (подбор занимательной для ребенка темы, распределение ролей в команде, установление своего вклада в работе с коллективом, и т.д.);

- подведение итогов урока;

- творческие задания (придумай задачу, «бабочка», сочинить стихотворение из чисел и т.д.)

- визуальное, моторное, словесное понимание музыки;

- мысленное исполнение картины, ситуации, видеофильма;

- самооценка действия, происшествия (учащиеся сами себя оценивают, а так же могут оценивать работу соседа или учителя);

- дневники достижений.

Главным на уроках математики в области формирования личностных УУД является действие смыслообразования, т. е. установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, иными словами, между результатом учения, и тем, что вдохновляет деятельность, ради чего же она осуществляется.
Развитие личностных универсальных учебных действий удачно реализуется в ходе обучения математике в школе. И каждое задание по математике обязано рассматриваться педагогом как фактор для развития универсального учебного действия (к тому же необходимо найти для себя, какого или же каких в частности).


Библиографический список
  1. Инфоурок – Начальные классы. Другие методические материалы [Электронный ресурс]: Формирование и развитие УУД на уроках математики. Режим доступа: https://infourok.ru/formirovanie-i-razvitie-uud-na-urokah-matematiki-582171.html .
  2. Библиотека методических материалов для учителя – Информатика [Элекронный ресурс]: Виды универсальных учебных действий (по материалам ФГОС НОО). Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/page-udd-1.html .
  3. Теория и методика развития универсальных учебных действий. Выпуск 1: сборник материалов / Под ред. П. М. Горева, В. В. Утёмова; научный ред. Г. А. Русских // Концепт. – Приложение № 9. – Киров: МЦИТО, 2013. – 137 с.


Все статьи автора «Голышева Ирина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: