Межличностный конфликт — это ситуация противостояния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон [1, с. 107].
В межличностных отношениях мужчин и женщин проявляются две тенденции: к раздельному общению полов и их взаимодействию. В результате первой тенденции взаимоотношениях возникает противоборство, а в результате второй развиваются гармоничные отношения [2, с. 333].
Эта тенденция к конфронтации во многом обусловлена гендерными различиями в поведении и мышлении, которые приводят к взаимному непониманию, разнонаправленности интересов, ценностей и представлений о решении возникающих проблем [3, с. 77].
Основная причина межличностного конфликта – различия между действительно используемыми и ожидаемыми стилями поведения партнеров. Поэтому данный вид конфликта наиболее четко выражается в супружеских отношениях.
Гендерные рассогласования связаны с распределением домашних обязанностей по признаку пола, со степенью вовлеченности супругов в заботу о детях и их воспитание, а также с вопросами главенства в семье [4, с. 104].
По мнению В. М. Закировой «гендерный конфликт выражается в обострении «женского» вопроса как в пределах семьи, так и в обществе в целом. Разводы и домашнее насилие — проявления гендерного конфликта – деформируют отношения в семье. Возможно, семейная деформация приведет к распаду семьи как социального института [5].
Конфликт на основе хозяйственно-бытовой деятельности, как правило, берет свою основу во внутриличностном конфликте при совмещении женщиной домашних и производственных ролей. В случае, если он не находит своего разрешения, то переходит на межличностный уровень (происходит выплеск негативных эмоций на остальных членов семьи).
В конфликтах в организациях межличностный уровень гендерных конфликтов проявляется не менее наглядно, чем в семьях.
Манипуляции для оказания воздействия на представителей другого пола, создание преград для карьерного роста по гендерному признаку, выбор мужчины в качестве начальника, половая сегрегация в межличностном неофициальном общении — все это показатели неблагоприятных гендерных отношений в организациях [6, с. 334].
Межличностный конфликт может быть открытым, то есть выражаться в прямых действиях сторон друг против друга, и латентным, когда преграды для противника создаются косвенным путем. Выбор модели поведения в конфликте зависит от привычек, установок, интересов личности, прошлого опыта преодоления подобных ситуаций.
Предпочтение того или иного стиля поведения в конфликте, его разрешения у мужчин и женщин различается. Женщины останавливают свой выбор на тех стратегиях, которые помогают сохранять существующие отношения, а не достигать личных целей (например, сделку, компромисс, уменьшение враждебности). Мужчины же отдают предпочтение давлению и стремятся доминировать над партнером. С помощью методики К. Томаса были выявлены гендерные различия: если нельзя уклониться от конфликта, то женщины используют стратегию приспособление, а мужчины — соперничество [7, с. 339].
Согласно методике диагностики ведущего типа реагирования М.М. Кашапова и Т.Г. Шалаева, при «агрессии» выражение чувств и позиций происходит с элементами грубости, угроз, требований или враждебности в сочетании с небольшой долей ответственности за последствия своих действий. «Уход» проявляется в отказе от коммуникации, а соответственно, и от решения проблемы, в переживании чувства растерянности, тревожности, вины [8, с. 167]. А. А. Вербицкий и О. И. Щербакова при помощи этой методики выяснили, что в конфликте у юношей по сравнению с девушками более высокие показатели «агрессии». Однозначно неблагоприятным для результативности деятельности и у юношей и у девушек является прибегание к стратегии «уход». В то же время использование «ухода» девушками может способствовать переживанию ими удовлетворенности от жизни, контроля с их стороны и осмысленности. Мужчины и женщины изначально имеют разные установки в отношении своего поведения в конфликте [9, с. 168].
Как утверждает Н. И. Андреева, «…решение гендерного конфликта возможно с помощью определенных мер: с одной стороны законодательно, с другой стороны, через формирование гендерной толерантности в общественном и индивидуальном сознании.» То есть необходима выработка непредвзятого отношения к представителям другого пола [10, с. 17].
Для разрешения гендерных конфликтов на уровне семьи необходимо соблюдать следующие принципы взаимоотношений между супругами:
— поддерживать чувство личного достоинства супруга (супруги);
— постоянно проявлять уважение;
— контролировать себя в проявлениях гнева, раздражения;
— не делать акцент на ошибках партнера, не напоминать о них;
— приостанавливать нарастающую напряженность;
— не мучить себя и супруга (супругу) сомнениями в верности;
— не забывать о необходимости проявления терпения, доброты, заботы и других положительных качеств [11, с. 49].
Для конструктивного разрешения супружеских конфликтов его участники обращаются к посредничеству (к медиации, к супружеской психотерапии, направленной на восстановление гармонии в их отношениях. Акцент при это делается на поиск общей ценности, общего интереса, а также объектом внимания возможности или препятствия к личностной реализации членов семьи).
Межличностные гендерные конфликты нередко случаются внутри организаций, коллективов людей. Между конфликтами, происходящими в организации и принципами, способами управления ею существует связь, поэтому ведущую роль в разрешении гендерных конфликтов должен играть руководитель организации. Управленческая деятельность по разрешению конфликтов может быть авторитарной и демократической. При первом типе руководитель сам принимает решения и требует их беспрекословного исполнения. Но более эффективным является демократический стиль, дающий чувство причастности сотрудников к принятию решений [12, с. 209]. Также очень важно, чтобы организационная культура предприятия формировала у сотрудников установки на гендерное равенство, равных возможностей для раскрытия своего потенциала, делегирования ответственности для предупреждения гендерных конфликтов.
Таким образом, межличностный гендерный конфликт возникает из-за различия моделей поведения, потребностей, ценностей и подходов к разрешению возникающих проблем мужчин и женщин. Наиболее ярко он проявляется в супружеских конфликтах, когда гендерные рассогласования связаны различиями между ожидаемым и реальным поведением супругов. Его разрешение возможно через соблюдения особых принципов или посредством помощи посредника (медиация, супружеская терапия).
Библиографический список
- Гришина Н.В. Психология конфликта — СПб.: Питер, 2000. - 464с.
- Бендас Т.В. Гендерная психология. СП-б.: Питер, 2006. – 431с.
- Конфликтология: Учебник / Под ред. А.С. Кармина. – Изд.2-е испр. – СПб.: Издательство ≪Лань≫, 2000, – 448с.
- Овдей С.В. Гендерные основания супружеских конфликтов / Проблемы и перспективы гендерных исследований в образовании (спецвыпуск) №3 2009 .— 104-106с.
- Закирова В.М. Выживет ли семья в условиях гендерного конфликта: развод и домашнее насилие как факторы деформации семейных отношений (Региональный аспект) // Полемика. — 2003. — Вып. 14. URL: http://www.irex.ru/publications/polemika/14/ (дата обращения: 06.07.2016).
- Бендас Т.В. Гендерная психология. СП-б.: Питер, 2006. – 431с.
- Бендас Т.В. Гендерная психология. СП-б.: Питер, 2006. – 431с.
- Бендас Т.В. Гендерная психология. СП-б.: Питер, 2006. – 431с.
- Вербицкий А.А., Щербакова О.И. Гендерный контекст в конфликтологии (мужчина и женщина в конфликте). Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения: Межвузовский сборник научных трудов. – М.: МГИУ, 2008. – 163-168с.
- Андреева Н.И. Формирование гендерной культуры в современном обществе: философско-культурологический анализ. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. госуд. Ун-та, 2005. – 467с.
- Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001, – 176с.
- Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса.- 2-е изд. доп. -М.: Аспект-Пресс, 1995. – 317с.