Иностранные студенты, приезжающие на учебу в Россию уже имеют определенное стереотипное представление о нашей стране и ее гражданах. И конечно интересно увидеть, какой именно образ России, сформированный на своей Родине под влиянием различных информационных источников, они привозят с собой, и как он меняется в процессе обучения в России. Возвращаясь домой, иностранные студенты влияют на своих соотечественников и формируют привлекательность/непривлекательность нашей страны для других иностранцев. В этой связи, налицо актуальность исследования, посвященного изучению образа России и русских в сознании иностранных студентов. Поэтому данную проблему изучали такие ученые, как Г. Вайнштейн [1], Ю.И. Козлова, [2], В.Н. Петров, В.Н. Ракачев, Я.В. Ракачева, А.В. Ващенко [3], Л. Смирнягин [4], В.Р. Филиппов [5].
Исследование проводилось методом анкетного опроса, в котором реализовывалась методика свободного описания. Сбор данных осуществлялся в г. Краснодар с января по март 2016 г. Выборка осуществлялась методом снежного кома. Было опрошено 100 иностранных студентов из 35 стран, обучающихся в КубГУ и КубГАУ.
Респондентам предлагалось описать характеристики России. В результате анализа полученных данных в ходе исследования, мы получили следующую структуру образа России глазами иностранных студентов, которая включает в себя пять основных компонентов:
Компонент 1 – объединяет элементы, отражающие природно-климатические и географические особенности Россия.
Компонент 2 – совокупность элементов, связанных с политико-правовыми аспектами российского государства.
Компонент 3 – совокупность элементов, связанных с этнокультурными особенностями российского народа, качествами, чертами характера, присущими жителям России.
Компонент 4 – объединил элементы, характеризующие культуру и искусство России.
Компонент 5 – объединил личные оценки, отношения, интенции респондентов в отношении России.
Основу стереотипа составляют два компонента – Компонент 1 (40% приписанных респондентами качеств приходится на этот компонент) и Компонент 3 (23% элементарных обоснований относится к этому компоненту). Следовательно, Россия, прежде всего, понимается, как страна со своими природно-климатическими и географическими особенностями, а также данный стереотип связан с этнокультурными особенностями российского народа, качествами, чертами характера, присущими жителям России.
В Компоненте 1 самыми распространенными стали: «большая» – 14,1% из 40%, это связано с пониманием России как страны с большой территорией; «красивая» – 8% – обусловлено красотой природы в нашей стране; «холодная/мороз/снег» – 4,8% – климатические особенности, к которым некоторым иностранцам сложно приспособиться и привыкнуть.
В Компоненте 2 можно выделить четыре наиболее распространенных ответа: «независимая» – 3,6%, «многонациональная» – 2,8%, ценность – права человека» – 0,8%. Эти характеристики, скорее всего, связаны позиционированием России на мировой арене. Нейтральное качество – «государство/страна» (2,4%) говорит о том, что иностранные студенты просто констатировали факт, связанный с простым восприятием нашей страны, без указания каких-либо особенностей.
В Компоненте 3 преобладают положительные качества. Среди наиболее часто встречающихся характеристик можно назвать следующие: «сильная» – 5,6% из 23%, «хорошая» – 2,8%, «добрая» – 2,4%, «всегда поможет» – 2%. Так как эти характеристики страны связаны с качествами людей, проживающих здесь, то можно также сделать вывод о положительном отношении к русским.
Характеристики, связанные с культурой России, отнесены в Компонент 4. В основном можно сказать о положительных особенностях, таких как «большая история» -2,4%, «интересная культура» – 2,4%, «высокообразованная» – 1,6%. Есть и негативные характеристики, из которых наиболее часто встречающимся является «алкогольная/водка/пиво» – 1,2%. Некоторые респонденты в ходе опроса говорили о том, что в России очень хороший балет и театр, который стоит относительно недорого и является доступным. А некоторые респонденты признавались, что им очень нравится история России, ее интересно изучать.
В Компоненте 5 преобладали положительные характеристики, относящиеся к определенной мощи, могуществе России: «великая» – 6,4%, «могущественная» – 1,6%, «развитая» – 0,8%. Также некоторые респонденты признавались, что им нравится эта страна (0,8%), что они хотели бы жить в России (2%). Но для некоторых иностранных студентов наша страна является «трудной» – 0,8%, что может быть связано с некоторыми сложностями в адаптации.
Таким образом, Россия для иностранного студента – это большая, красивая, холодная, независимая, многонациональная, сильная и великая страна с большой историей и интересной культурой, но, к сожалению, ассоциирующаяся с алкоголем.
При изучении качеств русского была использована методика свободного описания. Респондентам предлагалось закончить предложение: «Русский – это…». В результате обработки данных было выделено семь компонентов анализа (см. рис. 2):
Компонент 1 – элементы, отражающие связь с Россией и другими культурами.
Компонент 2 – отношение к труду, деловые качества.
Компонент 3 – коммуникативные характеристики.
Компонент 4 – отношение к людям.
Компонент 5 – общая направленность личности.
Компонент 6 – жизненный опыт, образ жизни, привычки.
Компонент 7 – внешний вид.
Таким образом, основу стереотипа русского человека, по мнению иностранного студента, составляют два основных компонента – Компонент 4, составляющий 34%, и Компонент 5, составляющий 36%. То есть, главным образом, стереотип строится из качеств, отражающих отношение к другим людям, а также из общих характеристик личности.
Рассмотрим Компонент 1. Характеристика «владеет русским языком» (1,1%) носит нейтральный характер, так как просто отражает принадлежность к русскоязычному населению. Характеристика «любит другую культуру» (0,8%) нейтральна, так как были пояснения как с отрицательной направленностью («Некоторые есть люди, которые хотят жить в Европе, очень любят европейскую жизнь. Им нужно сначала узнать свою историю»), а также положительной направленностью («интересуется другими культурами»). К положительным можно отнести «ощущает свою связь с Россией» – 1,9%, «патриот» – 2,3%, отражающие единение со своей Родиной и любовь к ней.
В Компоненте 2 можно выделить три наиболее встречающихся качества: «трудолюбивый» – 3,8%, «ответственный» – 1,9%, «умный» – 1,5%. Причем первое качество противоречит общеизвестному стереотипу «ленивый русский», что говорит о личном мнении респондентов по этому поводу.
В Компоненте 3 наиболее популярны были два ответа: «общительный» – 1,9%, «чувство юмора» – 2,3%, связанные с веселым позитивным характером русских.
Рассмотрим Компонент 4. Преобладают положительные характеристики, такие как «добрый» – 9,2%, «всегда поможет» – 3,1%, «гостеприимный» – 3,1%, «открытый» – 2,7%. Среди отрицательных – «злые» – 0,8%, «закрытый» – 0,8%, «неуважительный» – 0,8%. Но из результатов видно, что процент отрицательных качеств намного меньше, чем процент положительных. Это говорит о том, что к людям, в том числе и к иностранцам, русские относятся положительно.
В Компоненте 5 преобладают положительные качества, например, «хороший» – 5%, «искренний/честный» – 4,2%, «веселый» – 3,1%, «храбрый/смелый/бесстрашный» – 2,7%, «огромная душа» – 2,3%. Это отражает образ русского, сформированный не только на основе взаимодействия с русскими, но и особенностями русского фольклора, в большей степени русскими народными сказками. Некоторые респонденты высказывали нейтральное отношение к русскому человека – «обычный, среднестатистический человек» (2,3%). Были и отрицательные характеристики, видимо, связанные с негативным опытом общения с русскими людьми. Среди них такие характеристики, как «плохой» – 1,5%, «хитрый» – 0,8%.
Образ жизни, привычки, отраженные в Компоненте 6, связанны, вероятно, со стереотипами о русском человеке, которые складывались в течение многих лет. Причем интересно, что в высказываниях одних респондентов любовь к спиртному имела резко отрицательную направленность («любит пить») – 1,1%, а другие говорили об этом просто, как об особенности, которая не портит образ в целом («любит выпить, но в меру», «пьют, но это не делает их хуже») – 0,8%. Но все же преобладают отрицательное отношение к этой вредной привычке русского.
Интересно, что респонденты обращали внимание на внешность русских. С этой точки зрения русского описывали, как «элегантный», «плохо одеваются», «рыжие» – по 0,4%, «красивый/симпатичный» – 0,8%. Один из респондентов заметил, что русские «… не знают моду и не хорошо одеваются. Джинсы и туфли – это ужасно». Возможно, для респондентов одежда русских является немного непривычной, поэтому и вызывает внимание к ней.
Таким образом, русский человек глазами иностранного студента – это трудолюбивый, общительный, патриотичный, отзывчивый, добрый, гостеприимный, хороший, честный, веселый, храбрый человек, обладающий огромной душой и чувством юмора и в тоже время любящий выпить.
Таким образом, чем дольше иностранный студент находится в России, тем лучше у него мнение о ней, но хуже мнение о русских. Возможно, это связано с тем, что Россия как страна привлекательна для иностранных студентов. Но отношение к русским меняется в худшую сторону. Возможно, это связано с тем, что не все русские принимают иностранцев в своей стране и не всегда готовы принимать их и помогать в трудных ситуациях.
Библиографический список
- Вайнштейн, Г. Россия глазами Запада – стереотипы восприятия и реальности интерпретации [Электронный ресурс] / Г. Вайнштейн. – Режим доступа: http://www.nz-online.ru/print.phtml?aid=85021946 (дата обращения:30.10.2015).
- Козлова, Ю.И. Образ России глазами японцев [Электронный ресурс] / Ю.И. Козлова. – Режим доступа: http://ashpi.asu.ru/ths/ths02/kzlva.html (дата обращения: 30.10.2015)
- Петров В.Н., Ракачев В.Н., Ракачева Я.В., Ващенко А.В. Особенности адаптации иностранных студентов // Социологические исследования. 2009. №2. С. 117-121
- Смирнягин, Л. Россия глазами американцев [Электронный ресурс] / Л. Смирнягин. – Режим доступа: http://www.nz-online.ru/print.phtml?aid=85022300 (дата обращения: 20.10.2015)
- Филиппов, В.Р. Имидж России или палитра мнений? [Электронный ресурс] / В.Р. Филиппов. – Режим доступа: http://ashpi.asu.ru/ths/ths02/flppv.html (дата обращения:30.10.2015)