О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Варфоломеева Татьяна Николаевна1, Лукина Ксения Евгеньевна2
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Канд. пед. наук, доцент кафедры Бизнес-информатики и информационных технологий
2Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, студентка 2 курса Института педагогики

Аннотация
В данной статье рассматривается проблема значимости информационно-коммуникационных технологий при формировании компетенций будущих педагогов.

Ключевые слова: педагоги


ABOUT NECESSITY OF FORMATION OF INFORMATION-PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS

Varfolomeeva Tatiana Nikolaevna1, Lukina Ksenia Evgenievna2
1Magnitogorsk state technical University named after G. I. Nosov, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Department of Business Informatics and information technologies
2Magnitogorsk state technical University named after G. I. Nosov, 2nd year student of Institute of pedagogy

Abstract
This article discusses the problem of the significance of information and communication technologies in the formation of competences of future teachers.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Варфоломеева Т.Н., Лукина К.Е. О необходимости формирования информационно-профессиональных компетенций будущих педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/07/15575 (дата обращения: 24.02.2024).

Более десяти лет происходит реформирование системы высшего образования в РФ, в ходе которого достигнуты огромные результаты. Но глобальность проведенных нововведений и трансформационные процессы в социуме не только не позволяют говорить о завершенности этих изменений, но и требуют их дальнейшей реализации. Одним из главных направлений новаторства обучения высшей школы является внедрение педагогических технологий, направленных на формирование у будущих учителей профессиональных компетенций, развития творческих способностей, активного самопознания.

С целью улучшения учебного и воспитательного процесса используются новые педагогические приемы, создаются педагогические ситуации с использованием как традиционных, так и нетрадиционных методов обучения, проведение ролевых и деловых игр и тому подобное.

Одно из направлений модернизации образования заключается в осуществлении компетентностного подхода, что связано с расширением образовательного пространства за пределы формального образования и внедрением в параллельные структуры системы непрерывного образования, с учетом индивидуальных интересов и возможностей обучения и формированием навыков деятельности в конкретных ситуациях.

Компетентность формируются в процессе профессиональной подготовки, и представляет собой систематизированные знания, умения, навыки и личностные качества, позволяющие успешно решать функциональные задачи, касающиеся профессиональной деятельности.

В век стремительного развития технологий, где компьютеризация охватила все стороны жизни человека: культуру и производство, науку и быт, искусство и образование, информационное общество, которое наполнено современными технологиями и открытиями формируется новый стиль мышления, например, профессионально-информационное.

Использованию информационных компьютерных технологий в подготовке будущего учителя придается важное значение. Согласно новым требованиям, профессиональная деятельность учителя за последние несколько лет претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования (повышение профессионального уровня учителя, освоение новых образовательных технологий, переход от принципа «обучение в течение жизни» к «обучению через всю жизнь») сегодня оказываются напрямую связанными с информационно-коммуникационными технологиями.

Учитель сегодня должен быть особенно компетентным, потому что, помимо традиционных профессиональных знаний, он должен иметь современные знания и обладать навыками работы с информационными технологиями. Также необходимо иметь высокую информационную культуру, что, в свою очередь, требует изменения всего компонентного состава и структуры традиционных методик преподавания.

Процесс информатизации системы образования выдвигает новые требования к педагогам, характеризующиеся высоким уровнем информационной компетенции и культуры. Все более возрастает значимость информационной компетенции в условиях широкого внедрения средств ИКТ в образовательное пространство школы.

Изучению ИКТ уделяется большое значение. Информационно-коммуникационные технологии выступают не только как объект изучения, но и как инструмент педагогической и предметной деятельности, и как средство учебно-методического обеспечения учебного процесса в школе. При этом их быстротечное развитие требует изучения не конкретных программных средств, а освоения будущими педагогами сущности, возможностей и перспектив развития ИКТ, обучения и психолого-дидактического обоснования их использования.

Огромное значение имеют не только прочные опорные знания педагога, но и его способность продуктивно реагировать на запросы активно меняющейся действительности, все время пополняя свой интеллектуальный багаж новыми знаниями, непрерывно занимаясь самообразованием и максимально эффективно используя источники информации для решения образовательных проблем. Именно такие требования предъявляются к выпускникам обучающихся на педагогических направлениях.

Планирование урока с использованием новых информационных технологий и образовательных веб-ресурсов сети Интернет требует от учителя высокой степени профессиональной компетентности, а именно информационных, аналитических, прогностических и проективных умений на этапе его подготовки, организационных и мобилизационных умений на этапе педагогической реализации.

Активизация образовательного процесса напрямую связана с развитием новой компьютерной техники и расширением ее функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса. Преимущество компьютера состоит в том, что например, такие виды работ как работа со словарем, материалами из газет и журналов можно объединить через выход в Интернет. В глобальной сети много компьютерных программ, заменяющих энциклопедии, словари, учебники и другие учебные пособия. Можно выделить несколько основных направлений применения ПК в учебном процессе: прикладное программное обеспечения по различным предметам (обучающие, контролирующие, демонстрационные); программы для изучение начальных элементов программирования и вычислительной техники; дополнительное ПО для подготовки и проведения уроков.

Формирование компетентности будущего учителя должно осуществляться комплексно, например, разработка студентами учебной документации с применением текстовых и графических редакторов, электронных таблиц, электронных презентаций, позволит приобрести опыт подготовки дидактического материала к учебным занятиям на современном уровне.

Стоит отметить, что уровень информационной просвещенности становится необходимым показателем. Информационная просвещенность предполагает умение целенаправленной работы с информацией.  Компьютерные программы служат в качестве средств, на которые опираются информационные технологии. С их помощью педагог может выполнять различные действия, необходимые для достижения поставленной цели. Также учитель должен уметь работать с необходимой информацией, структурировать её, систематизировать, обобщать и представлять в виде, понятном другим.  Благодаря этому, у педагога появляются большие возможности для улучшения процесса обучения:

-     разработка и применение новых способов и методов представления и обработки данных;

-     применение большого выбора разработанных учебно-методических материалов, разработка и использование компьютерных обучающих и контролирующих задач;

-     повышение квалификации педагога с помощью дистанционного обучения;

-     применение для профессионального роста и самообразования информационные ресурсы сети Интернет.

В наше время будущий педагог должен владеть компьютерной грамотностью, уметь использовать различные компьютерные программы, так как идет активное внедрение информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения. Учитель должен умело применять компьютерные технологии в педагогическом процессе. Таким образом, ИКТ в обучении является эффективным средством в подготовке будущего педагога.


Библиографический список
  1. Ефимова И.Ю. Организационно-педагогические условия формирования информационной культуры учащихся в учреждениях дополнительного образования по профилю «Информатика» [Текст] : дис. …канд. пед. наук: 13.00.08 / И.Ю. Ефимова. – Магнитогорск, 2003.
  2. Ефимова И.Ю., Бритикова В.С. Использование информационных технологий в образовании: перспектива дальнейшего развития. В сборнике: Актуальные проблемы теории и методики информатики, математики и экономики. Материалы молодежной Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Слинкина И.Н. 2015. С. 203-208.
  3. Ефимова И.Ю., Веремеенко О.О. Использование современных информационных технологий в образовании. В сборнике: Актуальные проблемы теории и методики информатики, математики и экономики. Материалы молодежной Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Слинкина И.Н. 2015. С. 208-212.
  4. Ефимова И.Ю., Верховцев М.П. Тенденции развития современного профессионального образования. В сборнике: Актуальные проблемы теории и методики информатики, математики и экономики. Материалы молодежной Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Слинкина И.Н. 2015. С. 213-215.
  5. Ефимова, И.Ю. Методика и технологии преподавания информатики в учебных заведениях профессионального образования [Текст]: учебно-метод. пособие 2-е издание, стереотипное / И.Ю. Ефимова, Т.Н. Варфоломеева. – Москва: ООО «Флинта», 2014. – 41 с. ISBN 978-5-9765-2040-0
  6. Мовчан И.Н. Инновационные подходы в преподавании информатики в вузе // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 5-2 (37). – С. 45.
  7. Мовчан И.Н. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения // Электротехнические системы и комплексы. – 2015. – № 3(28). – С. 55-58.
  8. Мовчан И.Н. Контроль информационной деятельности студентов вуза в рамках модульной технологии // Современная педагогика. – 2014. – № 8 – С. 3-8.
  9. Мовчан И.Н. Некоторые аспекты информационной подготовки студентов вуза // Сборник научных трудов Sworld. – 2008. Т.18. – № 1. – С. 34-36.
  10. Мовчан И.Н. Особенности формирования единой информационно-образовательной среды образовательного учреждения В книге: Новые информационные технологии в образовании Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург. – 2014. – С. 347-350.
  11. Мовчан И.Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза в процессе профессиональной подготовки: дис. … канд. пед. наук/Мовчан Ирина Николаевна; Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2009, – 205 с.
  12. Савельева Л.А. Вопросы подготовки будущих учителей информатики к использованию инновационных технологий // Современная педагогика. – Май 2014. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2313
  13. Савельева Л.А. Информационные технологии и проблемы развития информационной компетентности учащихся // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: сборник научных трудов II Международной конференции. Томск, 2015. С. 755-759.
  14. Савельева Л.А. Компетентностный подход в обучении будущих учителей информатики /Л.А. Савельева // Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте 2013: Сборник научных трудов Sworld. – 2013. Т. 21. – № 4. – С. 86-89.
  15. Савельева Л.А. Обучение будущих учителей информатики использованию информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе/II Международная научно-практическая конференция “Информационные и коммуникационные технологии в образовании: ресурсы, опыт, тенденции развития” “ИТО-Архангельск-2011″


Все статьи автора «LukinaKsenia»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: