ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Лысенко Ксения Юрьевна
Курский государственный медицинский университет
студент факультета экономики и менеджмент

Аннотация
Данная статья посвящена анализу инновационного развития малого и среднего предпринимательства на примере Курской области. Проведенное исследование позволяет нам сделать выводы, что государство и общество в целом заинтересованы в существовании и росте числа таких предприятий как эффективном общественном явлении.В связи с этим в работе рассмотрены основные перспективы развития этого сектора экономики в Курской области.

Ключевые слова: инновации, Курская область, малый бизнес, менеджмент, предпринимательство, управленческие решения, экономика региона


INNOVATIVE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS ON THE EXAMPLE OF KURSK REGION

Lysenko Ksenia Yurevna
Kursk State Medical University
student of the economy and management faculty

Abstract
This article is devoted to the analysis of innovative development of small and medium enterprises on the example of Kursk region. This study allows us to conclude that the state and society as a whole are interested in the existence and growth in the number of such enterprises effective as a social phenomenon. In this regard, the paper considers the main prospects of development of this sector in Kursk region.

Keywords: business, Innovation, Kursk region, management, management decisions, regional economy, Small business


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Лысенко К.Ю. Инновационное развитие малого и среднего бизнеса на примере Курской области // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/06/15864 (дата обращения: 29.02.2024).

На сегодняшний день инновации считаются ключом к сохранению конкурентоспособности на мировом рынке. Присущие малым и средним компаниям низкий уровень затрат на организацию бизнеса, управленческая оперативность и гибкость, готовность нести повышенные риски делают их эффективным инструментом разработки и внедрения прогрессивных изменений. Поэтому попытка объединить эти два фактора, а точнее, повысить инновационную активность малого и среднего бизнеса – актуальная задача, решение которой должно обеспечить положительное воздействие на экономический рост, как страны, так и Курской области в целом.

Бизнес как полноправный и статусный субъект регионального управления играет значительную роль в социально-экономическом развитии региона. Средний бизнес в большей мере зависит от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом [5, c. 347-351].

Малый и средний бизнес представляет собой существенную структурную часть рыночной экономики, ее массовую базу и интегральный элемент конкурентного рыночного механизма. Увеличение оборота и рост производства на малых и средних предприятиях решающим образом зависят от инноваций. Предпосылкой для выживания этих компаний на рынке служат новые и улучшенные товары и услуги. Инновациистановятся ключевым стратегическим параметром развития любого предприятия и экономики в целом.

Инновационная деятельность является мощным рычагом, который помогает преодолеть спад, обеспечить структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. Благоприятно воздействуют на предприятия не все нововведения, они вполне могут нанести и убыток. Инновации всегда носят рисковый характер и к их внедрению и разработке нужно подходить осмысленно, учитывая возможность утраты вложенных средств. Основное воздействие оказывает отсутствие значительного опыта ведения инновационной деятельности в рыночных условиях.

С целью оживления инновационной деятельности малых и средних организаций необходимо выдвигать на первое место проблему экономической оценки инноваций с целью максимизации возможных эффектов при использовании ограниченных ресурсов предприятий, а также высоких рисках и длительных сроках окупаемости нововведений [3, c. 286].

На современном этапе мировой экономики основная задача отрасли, региона и страны лежит в постоянном обновлении, а именно внедрении в свою сферу инноваций. Предпринимательский сектор развитых государств составляет основу их экономик. Так, вклад малого и среднего предпринимательства в ВВП ряда европейских стран составляет около 45–50%. Следствием этого является правительственная защита МСП, а также, рассмотрение этой сферы как фактора развития экономики страны. Выделим тот факт, что если анализу инновационной деятельности предприятий РФ различных отраслей экономии посвящено значительное число работ современных экономистов, то на региональном уровне объем исследований значительно ниже [7, c. 52-59].И тем больший интерес представляет анализ региональной инновационной активности малых и средних предприятий (МСП).Так, например, затраты на технологические инновации в среднем бизнесе по Курской области в 2014 году составили 4545.8 млн. рублей, а удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций – 6,9%.

В рамках областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Курской области на 2012-2015 годы» принимались меры, направленные на обеспечение благоприятных условий для развития данного многоотраслевого сектора экономики. Ее финансирование увеличено вдвое по сравнению с предыдущей. Одной из основных задач программы является вовлечение населения региона в предпринимательскую деятельность [2].

Одной из них проблем МСП Курской области является развитие производственно-технической базы организаций, которое невозможно без дополнительных капитальных вложений в основной капитал. Инвестиции способствуют росту бизнеса, его укреплению и расширению. Так, например, с2011 г. по2014 г. инвестиции в основной капитал увеличились приблизительно в 3,6 раза или на 3617,6 млн. руб.Эти средства позволили крепко стать на ноги сотням предпринимателей. Однако привлечение инвестиций должно иметь стабильный характер, чему может способствовать благоприятные условия монетарной и фискальной политики государства.

К причинам замедленного роста МСП в стране можно отнести нестабильность законодательства, усложненность системы налогообложения, причем, эти общие для любого типа бизнеса проблемы в МСП являются особенно острыми, поскольку затраты на администрирование не соответствуют масштабам их деятельности [4, c. 14].

К специфическим региональным проблемам функционирования МCП необходимо отнести:

• отсутствие полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка;

• неразвитость системы информационных и образовательных услуг;

• недоброжелательное отношение со стороны основной массы жителей области и субъектов власти;

• несформированность стратегических подходов к развитию социально-экономического комплекса региона.

Эти проблемы, наряду с низкой обеспеченностью ресурсами и инфляцией, приводят к развитию малого предпринимательства, прежде всего, в непроизводственной сфере, ориентируясь главным образом на закупку, перераспределение и обслуживание чужого (в т.ч. импортного) товара.

В Курской области малое и среднее предпринимательство представляет динамично развивающийся многоотраслевой сектор экономики. Оборот предприятий и организаций малого и среднего бизнеса в прошлом году достиг 206 млрд. руб., обеспечив прирост 8,8%. Развитие малого предпринимательства способствует не только значительному росту ВРП Курской области, который с2000 г. увеличился 9,1 раз, но и обеспечению занятости населения области. В сфере малого бизнеса в2014 г. трудилось 59,5 тыс. человек, что приблизительно больше2006 г. в 1,8 раз [8].

 

Рисунок 1. Доля малого и среднего бизнеса в общем числе предприятий в Курской области в 2009-2014 гг.

В стране не разработана правовая база инноваций, в законодательстве РФ до сих пор не принят Федеральный закон «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» [1], хотя подготовка его была начата еще в 1998 году.

Инновационная активность МСП сдерживается также из-за неактивной роли государства в защите прав собственности, слабой поддержкой предприятий инновационной сферы и отсутствием равных условий для конкуренции. С целью активизации инновационной деятельности перед государством стоит основная задача – гармонизация отношений между государством, бизнесом и наукой в интересах развития высоких технологий; создание механизмов, которые, в свою очередь, обеспечат повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Для активного развития малого и среднего бизнеса необходимо решить следующие проблемы: сформировать нормативно-правовую базу, создать оптимальные условия для развития бизнеса, подготовить квалифицированных работников, увеличить источники финансирования и прочее. Прежде чем приступить к решению всех этих проблем, необходимо провести мониторинг инновационных предприятий, так как на данный момент деятельность предприятий, использующих инновационные технологии непрозрачна для статистики. Проблемы малого и среднего инновационного бизнеса необходимо решать с учетом активного вовлечения как самих предпринимателей и органов, принимающих решения на государственном уровне, так и путем активного участия общественного сектора, развития социального предпринимательства, вовлечения молодежи в сектор малого и среднего бизнеса  [6, c. 14].


Библиографический список
  1. Проект Федерального закона N 344994-5 “Об инновационной деятельности в Российской Федерации” (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 18.03.2010) 
  2. Постановление Администрации Курской области “Об утверждении Комплексной программы развития потребительского рынка в Курской области на 2012-2015 годы ” от 19 декабря 2011 г. N 696-па.
  3. Валдайцев С.В. Оценка современных тенденций развития инноваций / С.В. Валдайцев. – М.: Филин, 2007. – С. 286. 
  4. Исмаилов Т.А. Инновационная экономика – стратегическое направление развития России в XXI веке / Т.А. Исмаилов // Инновации. – 2007. – № 5. – С. 14.
  5. Куркина М.П. Бизнес как субъект региональной экономики / М.П. Куркина // Экономика и предпринимательство. 2014. № 10 (51). С. 347-351.
  6. Социальное управление в регионе монография / М. П. Куркина [и др.] ; Гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования “Курский гос. мед. ун-т” М-ва здравоохранения и и социального развития Российской Федерации. Курск, 2012.
  7. Сажин Ю.Б. Актуальность инноваций в практике управления малым и средним бизнесом / Ю.Б. Сажин // Инновации в менеджменте. – 2015. – №6. – С. 52-59. 
  8. Предпринимательство и инновации: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/ (Дата обращения 5.05.2016)


Все статьи автора «Лысенко Ксения Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: